Застрявшие в прошлом. Итоги-2023 и ожидания-2024 от Олега Зайцева

Итоги-2023 и ожидания-2024 от Олега ЗайцеваАвтор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

В соцсетях и на профильных сайтах 2023 год еще до его завершения часто называли одним из лучших в истории видеоигр. На мой взгляд, это сильное преувеличение. Кроме того, тенденции 2023-го наводят на мысли о катастрофе в ближайшем будущем. Если индустрия еще не достигла кризиса, то его уже хорошо видно.

Старые кони

Фурор произвела, разумеется, Baldur’s Gate 3 (78/100). Она в очередной раз доказала, что видимость важнее реальности. Ее качества интересовали публику лишь постольку-поскольку, главное — ролик с медведем незадолго до релиза. Свен Винке обязан озолотить автора этой идеи.

Из действительно увлекательных проектов — таких, чтобы засиживаться до утра, — могу назвать совершенно неожиданную Jagged Alliance 3 (95/100). Ее незаслуженно списали со счетов организаторы The Game Awards — они не нашли для нее места хотя бы в номинации «Лучшая стратегия». Туда попали сырая и уж точно не такая яркая Cities: Skylines 2 (60/100), бестолковая Company of Heroes 3 и дежурные «хиты» от Nintendo — ремейки престарелых Advance Wars и новая Fire Emblem. Награду взяла Pikmin 4 — настолько усыпляющая, что я передумал ее рецензировать.

Смотреть галерею скриншотов Jagged Alliance 3

В меньшей степени порадовали Star Wars Jedi: Survivor (85/100) и Resident Evil 4 (75/100). Экшен про Кэла Кестиса огорчил из-за технического состояния. Ремейк RE 4 расстроил сеттингом и историей — собственно, к оригиналу претензии те же. Я всегда хотел, чтобы подобного внимания удостоилась третья часть. По злой иронии она оказалась самой обделенной из современных переделок Resident Evil.

Еще хуже выступили Final Fantasy 16 (73/100), Alan Wake 2 (70/100) и System Shock (65/100). FF 16 — слишком пресная для «финалки». В ней полно ярких моментов в смысле количества вспышек, но максимум, что они способны вызвать, — эпилептический припадок. RPG исчезает из памяти столь же быстро, как проходняк от безымянной студии. И спустя 20 лет я помню самые важные моменты Final Fantasy 10 — в отличие от концовки FF 16.

В Alan Wake 2 Remedy ударилась в другую крайность: выпятила шикарную картинку и местами впечатляющую постановку, а геймплей задвинула на задний план. Концовка разочаровала, в процессе было весело — песни, пляски. Почти индийский фильм.

Смотреть галерею скриншотов Alan Wake 2

System Shock — классический пример несовершенной игры, которую все равно почему-то хочется пройти. Из-за ностальгии и потому, что у нее есть серьезные достоинства. Впечатления были бы куда лучше, адаптируй Nightdive под современные реалии те решения, которые разработчики оригинала приняли 30 лет назад.

Другие достойные упоминания проекты выступили по-разному. Объединяет их то, что после титров мне не хотелось засесть за второе прохождение. Quake 2 (ремастер хороший — 80/100) и Turok 3 (ремастер нормальный, да игра так себе — рецензия на редактуре) давно утратили свежесть. RoboCop: Rogue City (79/100) — весьма неплохая для столь бюджетной игры. Ремастер Fatal Frame: Mask of the Lunar Eclipse (80/100) напомнил о временах, когда японские хорроры существовали за пределами Resident Evil. Age of Wonders 4 (80/100) — тоже хорошая.

В январе мы устраивали опросы среди пользователей, посвященные итогам года. Вот кто обошел конкурентов:

Лучший ремастер/ремейк 2023 года
Resident Evil 4

Полные результаты опроса — по ссылке

Главное разочарование 2023 года
Starfield

Полные результаты опроса — по ссылке

Лучшая ролевая игра 2023 года
Baldur’s Gate 3

Полные результаты опроса — по ссылке

Самый «сырой» релиз 2023 года
Starfield

Полные результаты опроса — по ссылке

Самая ожидаемая игра 2024 года
Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2

Полные результаты опроса — по ссылке

Лучшая игра 2023 года
Baldur’s Gate 3

Полные результаты опроса — по ссылке

А вот возвращение Кена и Роберты Уильямс с ремейком Colossal Cave (58/100) сложно назвать хотя бы сносным. Заслуженные деятели индустрии 1980-х и 1990-х как будто не хотят принимать тот факт, что давно не диктуют моду. При этом они слишком пренебрежительно смотрят на чужие работы. Неудивительно, что игра оказалась устаревшей и неактуальной.

Большинство перечисленных релизов — ремастеры, ремейки или в лучшем случае сиквелы с многократно пережеванными идеями. Особенно жалко Sony, которая выпустила уже пять игр в серии The Last of Us из двух частей. За весь 2023-й у нее отдувается стандартный для PlayStation последних лет Человек-паук.

Выделяются из толпы лишь ненавидимая западной прессой Hogwarts Legacy (60/100), дебютная для студии Mundfish Atomic Heart (67/100), внезапная Rogue Trader да гордая и независимая Colony Ship. Рецензия на Colony Ship скоро появится на Riot Pixels.

Hogwarts Legacy разошлась тиражом свыше 24 млн копий, однако «прогрессивная общественность» старается не говорить о ней. С точки зрения концепции Hogwarts Legacy — мечта фанатов Гарри Поттера. По геймплею — непримечательная серая мышь. Идеологически она абсолютно чужда западным «журналистам» (а скорее пропагандистам) и «активистам», которые задумали статьями и постами (по сути, это набор букв) «отменить» Джоан Роулинг и все с ней связанное.

Создателей Atomic Heart подвело то, что они слишком часто озирались по сторонам. И так и не решили, какими хотят быть — умными, красивыми или сильными. Поспеть везде не вышло.

Вы, разумеется, скажете, что игр выходило в десятки раз больше, и если копнуть глубже, то можно найти что-то стоящее. Однако зачастую новодел не выдерживает лобового столкновения с классикой. Если говорить о личных пристрастиях, то зимние праздники я провел за Might and Magic 6–8, Arcanum и Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Лучше уж играть в хиты ушедших десятилетий, чем в их бледные современные копии.

Увы, «низы» не могут произвести что-то стоящее, не идя на компромиссы (разработка дорожает), а «толстосумы» наверху даже думать о рисках не хотят. Да, Square Enix «рискнула» и выпустила Forspoken, а MicrosoftRedfall. Качество этих проектов прямиком из помойного ведра должно нас убедить, что куда лучше дожидаться проверенных Final Fantasy и Gears of War.

Не смотри наверх

Напряжение в системе не может длиться вечно. Например, Embracer Group несколько лет подряд сорила деньгами, скупая студии и IP, и ожидаемо надорвалась. Ей не удалось договориться об очередных инвестициях на $2 млрд. Шведский гигант, видимо, уже набрал долгов под ожидаемую гору золота, поэтому от такого поворота событий у него подкосились коленки. Даром что продукция Embracer редко производит вдохновляющее впечатление — разве что Jagged Alliance 3 вспоминается.

Отдуваться пришлось подчиненным шведов. Канула в Лету долгожительница Volition. Безжалостно задушили в люльке Free Radical Design, которая должна была возродить культовую серию консольных шутеров TimeSplitters. Под сокращения попали многие известные команды, в том числе Crystal Dynamics. На ладан дышит Piranha Bytes.

Что ждет Embracer дальше? Ну, Alone in the Dark и Outcast 2 не похожи на суперхиты, способные погасить миллиардные долги. Им бы свою разработку окупить. Как мне представляется, любой итог, кроме оглушительного успеха, приведет к разгону команд.

Смотреть галерею скриншотов Alone in the Dark

Microsoft выступила еще «круче»: пропихнув сделку на десятки миллиардов по покупке Activision Blizzard, она уволила 1900 человек из своих игровых студий. В сети пытаются аргументировать это «оптимизацией», но мне в твиттере попалось уже с десяток затронутых увольнением тестировщиков и дизайнеров уровней. Это определенно не те люди, которых стоит увольнять, если вы ранее намекали на возрождения Hexen, Heretic и бог знает чего еще. Но перед этой новостью Xbox провела презентацию своих главных проектов на 2024 год.

Hellblade 2 на бумаге разочаровывает. Внешне ее трудно отличить от предшественницы, глазу не за что зацепиться, продолжительность обещают сопоставимую. И что там тогда делают столько лет? Avowed — «скрытый» сиквел линейки Pillars of Eternity, его демонстрация меня откровенно смутила. Почему нам показали какие-то вялые разборки с невзрачными монстрами? Где города, головоломки, сопартийцы? Ara: History Untold выглядит как стандартная «убийца» Civilization. Больше всего мне приглянулась Indiana Jones and the Great Circle от MachineGames — если не ошибаюсь, это первая игра про Инди с видом «из глаз».

Смотреть галерею скриншотов Ara: History Untold

Sony никого не уволила (пока текст редактировали, японский гигант уволил 900 человек). Но хвалиться ей приходится в основном чужими работами. Самая яркая из них — вторая часть ремейка Final Fantasy 7, релиз уже 29 февраля. По совместительству это, вероятно, главная надежда Square Enix.

Еще Sony хвастается грядущими «эксклюзивами». Это мартовская Rise of the Ronin от Team Ninja, вечно пытающейся угнаться за чужими идеями. Stellar Blade от не особенно внушающих доверие разработчиков. Непонятно когда выходящие ремейки MGS 3 и Silent Hill 2. И Death Stranding 2 — для тех, кто не проспал всю первую часть. От внутренних студий — разве что дежурный блокбастер про Росомаху.

Смотреть галерею скриншотов Death Stranding 2

Если в ближайшее время не анонсируют хотя бы какие-нибудь сборники ремастеров Killzone, Resistance, InFamous или God of War с PS2/PS3, то это будет второй подряд довольно позорный для PlayStation год. Разумеется, не в плане продаж.

У Nintendo своя атмосфера и игры соответствующие — разнообразные ремейки да ремастеры. Например, на Switch пожалует обновленная Luigi’s Mansion: Dark Moon с 3DS. По слухам, скоро выйдет улучшенное переиздание Metroid Prime 2. Если за всем этим кроется какой-то хитрый план, то, вероятно, Metroid Prime 4 выпустят году эдак в 2026-м. И уже на Switch 2 — или как там будет называться новая консоль Nintendo. Надеюсь, обратной совместимости со Switch у нее не будет, иначе как японцам продавать ремастеры ремастеров своих игр двадцатилетней давности.

Новые надежды

Есть и хорошие новости: год начался с приличных игр. Так, во всяком случае, говорят — проверить все самостоятельно довольно сложно. Ubisoft давно не упоминает про ремейк Prince of Persia: The Sands of Time и предлагает взамен метроидванию с героем-модником Prince of Persia: The Lost Crown. В течение года должна выйти Star Wars: Outlaws — она может оказаться как банальной песочницей, так и настоящим подарком для поклонников «Звездных войн».

После успеха серии Yakuza на Западе компании Sega сходят с рук любые проделки: и корявые релизы прошлого года, и жадная Like a Dragon: Infinite Wealth. Название говорящее — просто взгляните на раздел дополнительных материалов на странице в Steam. Кстати, не забывайте про гору игр, которые Sega собирается возрождать. Интересно, когда именно?

Capcom, помимо уже третьего сборника ремастеров из серии про суд-абсурд Apollo Justice: Ace Attorney Trilogy, в марте выдаст Dragon’s Dogma 2. Другие примечательные релизы родом из Страны восходящего солнца: солидный в плане наполнения файтинг Tekken 8 (рецензия — на подходе) и Unicorn Overlord — тактическая RPG от художников-мастеров из Vanillaware.

Смотреть галерею скриншотов Dragon’s Dogma 2

Что выйдет после мая — тайна за семью печатями. Точные даты релиза сейчас известны в основном применительно к играм весны. На ум приходит трехмерная космическая стратегия Homeworld 3, премьера — 13 мая. Трудно поверить, что спустя 25 лет можно сделать столь же великую игру, как первая часть, однако после знакомства с демоверсией я рассчитываю на лучшее. Еще Paradox вполне может порадовать Millennia (26 марта).

В этом году Revolution обновит первую Broken Sword и выпустит шестую часть — наверное, она станет главным событием в нише point & click-адвенчур. Из ремастеров/ремейков лично я жду, например, Lollipop Chainsaw RePOP — просто интересно, как сильно ее зацензурят. Также любопытно посмотреть на «австралийскую Fallout» Broken Roads и польскую RPG The Thaumaturge — надеюсь, она не сильно отвлекала Fool’s Theory от The Witcher Remake. South Park: Snow Day по скриншотам вызывает неприятные ассоциации с играми по «Южному Парку» времен, когда Obsidian еще не взялась за эту вселенную, но все-таки хочется верить, что выйдет что-то толковое.

Смотреть галерею скриншотов Broken Roads

***

По названиям 2024-й выглядит слабее предыдущего. При этом стоит учитывать, что многие игры, которые поднимут шумиху до конца года, еще даже не анонсировали. Новые Civilization, Might and Magic, Dragon Age, Crysis, безымянный шутер от Джона Ромеро – часть из этих проектов уже тизерили, другие — по слухам — готовят в обстановке полной секретности. Задела прошлых лет хватит, чтобы обеспечить нас уймой игр — уж не знаю, какого качества. Вопрос лишь только в том, сможет ли что-то по-настоящему удивить. В хорошем смысле.