Рецензия на Baldur’s Gate 3

Обзор Baldur's Gate 3Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Попытку создания Baldur’s Gate 3 предпринимали еще 20 лет назад. BG 3 могла стать пошаговой и рассказывать о злоключениях одержимого внешней силой героя. По иронии судьбы спустя целую вечность большой знаток ролевого жанра Свен Винке все-таки взялся за проект, моментами похожий на задумку Black Isle Studios. Та игра обрывала связи с предшественницами, а выбор названия был продиктован юридическими проблемами Interplay. Larian о подобном не беспокоится, но в мире множества измерений и бесконечных возможностей она все равно решила сделать новую игру под вывеской Baldur’s Gate, причем обязательно с тройкой в названии. Честно говоря, не понимаю для чего. Чтобы исполнить давнюю мечту?

Кто в баалы последний? Мне только спросить

Разработка: Larian Studios
Издание: Larian Studios
Жанры: RPG/Real-time/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: Divinity (серия), Solasta: Crown of the Magister, Temple of the Elemental Evil, Baldur’s Gate (серия), Neverwinter Nights 2
Мультиплеер: 2 (локальный), 2–4 (Интернет)
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): PC, игру предоставил разработчик

Наш герой, скорее всего, создан в редакторе и не имеет ни кола, ни двора, ни предыстории, пускай и есть возможность обозначиться коренным жителем Врат Балдура (что глубины ему не прибавит). Он оказался на корабле иллитидов, D&D-плохишей и пожирателей мозгов. Те заразили его личинкой, которая вскоре должна превратить носителя в еще одного мини-ктулху. На судно злодеев напали другие неприятные персонажи — гитиянки, и в итоге нам удалось высвободиться и сбежать вместе с потенциальными соратниками.

После яркого вступления, богатого на непонятные непосвященному детали (разработчики в принципе не слишком утруждают себя пояснениями относительно 5-й редакции D&D), обескураженная компания вполне в духе предыдущих игр Larian оказывается на берегу неизвестного района Побережья Мечей. И с ужасом ожидает скорой смерти. Смерть почему-то не приходит.

В первые часы мысль обратиться к кому угодно, лишь бы он выковырял паразита из мозга, не кажется такой уж плохой. Целительница в ближайшем анклаве друидов? Подозрительная бабка в глуши? Воло? Отчаянные времена требуют отчаянных мер. Потом приходит понимание, что надо двигаться во Врата Балдура, где ждут ответы на все вопросы. Или почти на все. Или хотя бы на некоторые…

Наши спутники тоже в основном заражены и на первый взгляд сильно отличаются друг от друга. На деле же почти у каждого — единичка в графе «уровень» и чрезвычайно насыщенная биография. Будь то воительница из ада, экс-любовник богини или прихвостень могучего вампира… у них очень серьезные проблемы с бывшими хозяевами/покровителями (часто это небожители либо те, кто стремится ими стать). Нам, само собой, надо как-то разобраться в ситуации.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

Еще одна общая черта — низкая социальная ответственность бисексуальных товарищей по оружию. Есть такие, кто через пару часов после начала игры подкрадывается к нашему спальному мешку в ожидании бурной ночи любви.

Простым или как-то выбивающимся из обозначенной схемы историям места не нашлось. Larian от души наполнила лагерь могучими крепкими воительницами, лиричными мужчинами, смазливым конкурентом Эдварда Каллена и парочкой ветеранов — Джахейрой и Минском. Первая обладает личным квестом (интим не предлагает). Второй присоединяется поздно и ничем кроме своего любимца Бу похвастаться не может.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

Гораздо хуже то, что Larian, в последние месяцы перед релизом усиленно работавшая ножницами, мимоходом подрезала и сопартийцев. Еще в июне Свен Винке обещал, что третий акт будет намного больше. На деле это не так. Проблема не в том, что из Baldur’s Gate 3 что-то вырезали, плохо то, как это сделали. Сюжетные ветки словно вырывали с корнем — шрамы видны по всему третьему акту. В результате одни товарищи превратились в молчунов, другие же потеряли шансы на счастливую развязку. Разнообразная в мелочах, игра вдруг начинает брыкаться, если вы заходите в локацию не через «правильную» дверь, или «забывает», что собеседник умер пять минут назад.

Но поезд массовой истерии, запущенный разработчиками за месяц до релиза со станции «секс с медведем», уже не остановить. Типичная небрежность Larian, присущая ее старым проектам, до сих пор как будто постепенно сходила на нет… пока не достигла новых высот в Baldur’s Gate 3. Отполированный первый акт — это локации из раннего доступа. Чем дальше углубляешься в игру, тем страшнее ужасы, с которыми предстоит столкнуться.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

Roll-Playing Game

В основе эта RPG, конечно, имеет мало общего с предшественницами. Разве что сеттинг да пришитые белыми нитками — порой вопреки официальным концовкам Baldur’s Gate 2: Throne of Bhaal — персонажи из оригинальной дилогии. Baldur’s Gate и особенно ее сиквел — эпические приключения с интригами, размахом и обширной картой мира, создающими впечатление, что ты изрядно попутешествовал и многое повидал. Третья часть, под стать Original Sin, состоит из нескольких крупных локаций, соединенных переходами. Попав в новый акт, готовьтесь, что посетить зоны из предыдущего с определенного момента не позволят. Ну а о размахе остается только мечтать: забудьте о таинственном Подземье из Shadows of Amn. Тут вы просто открываете очередную дверь в сыром подвале и внезапно оказываетесь втянуты в разборки между злобными карликами и разумной плесенью.

Надо отдать должное попытке Larian сделать BG 3 нелинейной. Первый акт действительно таков, хотя последствия решений вы почти не ощутите. В ряде ситуаций можно встать на чью-то сторону в серьезном конфликте. Во многие места ведут несколько тропинок. Гоблинов веселее не лупить, а обводить вокруг пальца. Даже предусмотрены целых два пути во второй акт: правда, скорее всего, вы, как и я, решите, что опыт лишним не бывает, и потому предадите огню, мечу и остроумию сразу обе локации.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

Стоит нам попасть в непропорционально скромный по размерам второй акт, как иллюзия выбора легко рассыпается. С местным злодеем уже не удастся разойтись полюбовно, да и его коллеги при любом раскладе заканчивают одинаково печально. История выруливает на знакомые рельсы со сбором союзников для борьбы с великим злом. И будьте уверены: заявленное ранее число возможных концовок в 17 тысяч (!) завышено в 2-3 тысячи раз (молодцы, обошли обещания Тодда Говарда насчет 200 с лишним концовок в Fallout 3!). В реальности это практически уровень Mass Effect 3, когда наши поступки на протяжении 90 часов не имеют значения, а финал определяется парой строчек в ключевом диалоге под самый занавес.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

Вообще говоря, мозговые личинки способны одарить носителя невероятными умениями. Те, кто играл в BioShock, Hunted: The Demon’s Forge и другие проекты, где мутные личности предлагают сомнительные «сделки», наверняка подумают: хм, это «жжж» неспроста. Гоните сомнения прочь! В Baldur’s Gate 3 желание «оставаться человеком» так долго, как только возможно, и желание от души «закупиться» потрясающими способностями не являются взаимоисключающими.

Ветеранов D&D-адаптаций давно не удивишь, что в подобных RPG в боях бросают кубики, и от них зависит буквально все. За прохождение я увидел столько промахов подряд при шансе попадания 95%, что пообещал отныне не смеяться над XCOM. Однако в Baldur’s Gate 3 броски совершают не только во время схваток, поиска ловушек и при вскрытии замков. Разговоры тоже переполнены подобными проверками, и при определенных условиях их сложно пройти без использования клавиш быстрого сохранения и загрузки. Да, иногда нам дают возможность хитростью обдурить босса и заставить его перебить прихвостней и потом ликвидироваться самому. Такого много во втором акте. Впрочем, провал диалога не всегда воспринимаешь как что-то плохое: битвы с уникальными врагами в BG 3 очень изобретательные.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

Другое дело, что в большинстве прочих ситуаций неудачный бросок просто закрывает для нас кусок игры. Мы теряем возможность узнать что-то новое про мир Забытых Королевств, приходится долго возиться с толпой скучных монстров. Или же и вовсе один напарник убивает другого (это, между прочим, редкий реверанс в адрес старых частей). Вопреки заверениям авторов, провалы зачастую ничего не дают взамен утерянного, превращая прохождение в затянувшуюся бойню. Говорить о «ролевом отыгрыше» не приходится: рассчитывать, что все пойдет по вашему плану, обычно нельзя (даже со всеми бонусами и возможностью сколько-то раз перебросить кубик). Из-за этого история рискует свернуть на менее привлекательную лично для вас дорожку. Повествованием, как выясняется, управляете не вы, а «слепая» судьба, способная удивительно часто выдавать серии из трех единиц подряд при броске двадцатигранного кубика.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

Ранний доступ, акт 2

Фанаты Divinity: Original Sin 2 купятся на знакомую картинку и интерфейс, пошаговые схватки и завидную интерактивность, но в итоге будут разочарованы: в Baldur’s Gate 3 почти не бывает так, чтобы через ход поле боя полыхало нетушимым огнем. Шутки шутками, однако правила D&D пятой редакции серьезно изменили знакомые побоища. Они стали куда более тягучими, не такими лихими и забавными.

С другой стороны, новинка от Larian — как и ее предшественницы — примечательна в том числе стычками, предлагающими огромное разнообразие тактик. Вы можете честно полагаться на навыки и заклинания (и кубики) либо просто подбросить врагу под нос взрывоопасную бочку. В конце концов, часто можно столкнуть противников с обрыва.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

Если в оригинальных Baldur’s Gate вражеские маги всегда наводили на меня ужас, то в триквеле они не такие уж сильные. Статусы вроде «испуга» и «паралича» встречаются редко. Друиды же обрели истинное могущество — Джахейра в облике медвесыча выглядит более чем убедительно. Мой паладин тоже проявил себя неубиваемым танком, однако меня смутил тот факт, что я всю игру проходил с найденным в первом акте оружием. Посредственные вещички — бич Baldur’s Gate 3.

Забавно: для довольно близкой к оригиналу адаптации Baldur’s Gate 3 слишком легко разрешает экспериментировать с прокачкой (понять, куда заведет вас тот или иной класс, заранее невозможно), но не позволяет менять внешность. Подобные манипуляции производят в лагере. Сюда мы возвращаемся на долгий отдых (короткий восполняет силы лишь отчасти), для разговоров с сопартийцами, изменения состава отряда и проч. Подобной возни могло быть намного меньше, возьми Larian пример хотя бы с Dragon Age: Origins. Это далеко не единственный (и не главный) недостаток интерфейса и управления. Инвентарь быстро превращается в нагромождение предметов — их неудобно сортировать, продавать и передавать.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

Подсвечиваются далеко не все полезные объекты окружения. Неудачные промахи курсором ведут к неприятным проблемам как в бою, так и в мирное время. Локации традиционно переполнены платформами и секретами, часто приходится куда-то прыгать. Просто щелкнуть недостаточно: нужно применить специальное умение. И если один ваш подопечный забрался на верхотуру, а другие туда не торопятся, то не спешите переключаться на них: первый спрыгнет к ним вниз… Эти постоянные «разбиения» отряда, неконтролируемые порывы товарищей забежать в уже увиденные нами ловушки (их огромное количество) и другие мелочи затягивают игру не меньше, чем десятая перезагрузка после неудачного броска в ключевом диалоге или ход 20 гоблинов, никак не способных попасть по моему танку. Не говоря о том, что Larian любит «многоэтажные» локации, а камера Baldur’s Gate 3 — нет.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

Триумфальный вход в титульный город омрачается тем, что большое количество квестов превращается в рутину: вы выбили максимальный 12 уровень, стычки не удивляют и едва ли напрягают. Баги встречаются все чаще, счетчик кадров обваливается, давно понятно, к чему все идет, и пора, если честно, закругляться. Да, Larian произвела фурор своей «изометрией» с человеческим лицом — очень красивыми декорациями и вполне достойными персонажами. Каждый встречный в BG 3 озвучен, поболтать разрешают с животными и редко — очень редко! — с трупами. Увы, задания почти не пытаются удивить или запутать, так, гоблины — это при любом раскладе зло. Даже в первой Baldur’s Gate были неоднозначные побочные квесты, а на фоне незамысловатой Dragon Age: Origins, где иной раз действительно десять раз подумаешь, на чью сторону встать, Larian выступила совсем блекло.

Пока ажиотаж по поводу чуть ли не «лучшей PC-игры всех времен» не спадет, многие и не заметят, что перед нами вариация на тему MGS V: The Phantom Pain, куда просто не положили концовку. Тут она есть, в отдельных случаях присутствует потешный диалог с напарниками, призванный, видимо, заменить нормальный эпилог, который наглядно бы показал, как наши решения изменили хоть что-то на Побережье Мечей. Официальная версия: бельгийцы решили, что после примерно 100 часов в компании с Baldur’s Gate 3 нам будет скучно смотреть слайды или ролик с описанием последствий принятых решений! Остается лишь в недоумении разводить руками, радоваться за успех Larian и ждать неминуемое Enhanced Edition.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Локализованы тексты. Иногда — очень своеобразно, но в целом смысл сказанного передают. Насколько я могу судить, специфическая D&D-терминология переведена добросовестно. В одном диалоге мне попались целые куски текста на английском.

***

Baldur’s Gate 3 — это небрежный набросок отличной игры.

P.S. Обратите внимание на системные требования: запускать Baldur’s Gate 3 на ПК без SSD — весьма сомнительная затея, это почти наверняка принесет вам и вашему компьютеру боль и страдания.

P.P.S. Я прошел BG 3 до первого большого патча. Он включал примерно тысячу исправлений, не затрагивавших, правда, многие действительно серьезные проблемы. Впрочем, более поздние обновления касаются в том числе отдельных моментов, о которых я говорил выше. Например, в одном из них авторы добавили возможность менять внешность персонажа.

Оценка Riot Pixels78%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-4690/AMD FX-8350
8 Гб RAM
GeForce GTX 970/Radeon RX 480
150 Гб на SSD

Core i7-8700K/Ryzen 5 3600
16 Гб RAM
GeForce RTX 2060 Super/Radeon RX 5700 XT
150 Гб на SSD

Summary
Review Date
Reviewed Item
Baldur's Gate 3
Author Rating
41star1star1star1stargray