Рецензия на Millennia

Обзор MillenniaАвтор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Millennia производит неприятное первое впечатление: игра в духе Civilization начинается с того, что мы не можем выбрать место для поселения. Еще у издателя Paradox по традиции большие планы на DLC — в Steam рекламируют Premium Edition с атомной энергетикой и оружием. Тем не менее и в текущем виде новая 4X-стратегия очень хороша.

Цивилизационный выбор

Разработка: C Prompt Games
Издание: Paradox Interactive
Жанры: Strategy (4X)/Turn-based/3D
Похожие игры: Humankind, Jon Shafer’s At the Gates, серии Call to Power и Sid Meier’s Civilization
Мультиплеер: (2—8) Internet, LAN, за одним ПК
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC, игру предоставил издатель

Millennia удивительным образом похожа на Civilization и сильно от нее отличается. Разработчики из C Prompt Games явно прилежно изучили главного конкурента и предложили множество интересных решений, которые оценят даже давние фанаты Civilization.

В течение партии мы сменим несколько эпох. Они пролетают быстрее, чем в Civilization, но заметнее влияют на происходящее. Для перехода в «стандартную» эпоху, как правило, достаточно выполнить простое условие — изучить три-четыре технологии свежей эры. Необычные временные периоды открываются совсем иначе.

Хотите вместо «эпохи ракет» попасть в «эпоху утопии»? Придется совершить несколько прорывов, тогда повысится шанс, что скоро произойдет что-то хорошее. Верно и обратное: счетчик хаоса грозит серьезными проблемами, а при определенных условиях — еще и очень печальными временами для всей планеты.

Если с головой уйти в космические исследования, можно привлечь внимание инопланетян, и те пришлют летающие тарелки в каждый регион на Земле. Подобные кризисы никогда не бывают кстати, однако с некоторыми из них справиться сложнее — как с пришельцами, с другими — вроде эпидемии чумы — чуть легче.

Смотреть галерею скриншотов Millennia

Жизнь в государстве вертится вокруг шести сфер — это правление, исследование, военное дело, строительство, дипломатия, искусство. Открываем мы их постепенно, а привязанные к ним запасы очков пухнут за счет соответствующих построек, событий и действий. Например, во время активных боев легко набирать баллы войны. Их можно тут же потратить на призыв подкреплений и ремонт танков, но лучше ценные расходники приберечь.

Одна из главных особенностей Millennia в том, что нации по умолчанию отличаются лишь названиями городов и флагами. Их реальные сильные и слабые стороны проступают по ходу игры — на это влияют выбранные формы правления и национальные особенности, привязанные к той или иной сфере. Скажем, на ранних этапах цивилизация может сконцентрироваться на охоте, обороне городов или строительстве пирамид. Каждое направление дает доступ к зданиям, улучшениям и даже юнитам, поэтому и спустя десятки часов в Millennia реально увидеть что-то совершенно новое.

Смотреть галерею скриншотов Millennia

В застройке городов и областей вокруг тоже хватает нюансов. Для производства конницы и танков не нужны ресурсы вроде лошадей и железа, однако применение им найдется. В Millennia есть достаточно сложная система товаров, их обработки, экспорта и импорта, которая позволяет развивать государство в нужном направлении. Для этого пригодятся еще два набора очков — улучшений и специалистов.

Любой ресурс после начала его добычи, разведения или сбора начинает давать какие-нибудь бонусы: стада овец помогают бороться с голодом, лесозаготовки на клетке с деревьями приносят одно бревно, что выражается в небольшом приросте производительности столицы области. Если позднее в том же районе организовать бумажное производство, то оно будет превращать продукцию дровосеков в восемь монет.

Смотреть галерею скриншотов Millennia

Территорию рядом с мегаполисом занимают не только предприятия: чем больше населенный пункт, тем выше его потребности. Сначала местных жителей интересует лишь кусок хлеба да крыша над головой. Далее население начинает кривить нос от текущих по улицам рек нечистот. Потом ваши граждане захотят купаться в роскоши, иметь доступ к электричеству и информации, чтобы их идеологически верно обрабатывали и образовывали. К финалу многие регионы оказываются в невыгодном положении: они зажаты соседями со всех сторон, и им просто не хватает жизненного пространства, чтобы возвести необходимые станции, фабрики, школы, многоэтажки. Но если подобное случится на берегу моря, то после соответствующих открытий можно будет намывать территории и засаживать их растительностью. Горы и вовсе удастся срыть!

Крупные города могут обрастать спутниками — строить в них ничего нельзя, зато они позволяют контролировать большие территории и приносят скромные бонусы. Бед от них меньше: если население недовольно — оно бунтует в райцентре. Упустите момент — и сепаратисты потребуют независимости. Возвращать их муторно, да и новые территории — будь то основанные вашими поселенцами, захваченные или присоединенные в результате переговоров — определенное количество ходов остаются вассальными, то есть не подчиняются вам напрямую.

Смотреть галерею скриншотов Millennia

Все хорошо, но есть нюансы

Не все аспекты Millennia одинаково хороши. Скажем, международные отношения находятся в зачаточном состоянии. Зачастую они ограничены отправкой друг другу одноразовых сообщений. Никто не предлагает три монеты за вагон алмазов, однако войны, где достаточно захватывать один город за другим, кажутся несколько примитивными. Особенно для Paradox, которая давно развивает мирные переговоры в своих стратегиях. С другой стороны, ИИ не лезет на рожон, если чувствует вашу силу, а осознав ошибку, немедленно прибегает на поклон.

Есть вопросы к интерфейсу. Если взглянете на карту, то сразу не поймете, кто что строит. Либо всматривайтесь в панель справа, либо наводите камеру на нужный город, либо сразу переходите на его экран. Разглядеть состав армий тоже непросто, а по одному тут ходить практически бессмысленно. По умолчанию в одно формирование можно объединить три юнита — со временем это число будет лишь увеличиваться. Сами отряды часто лишены индивидуальности. Разница между дальнобойными солдатами и пехотинцами ближнего боя не столь очевидна, как в Civilization.

Смотреть галерею скриншотов Millennia

Графика приличная, с ворохом деталей. Впрочем, со временем тоже становится сложно с высоты птичьего полета отличать, например, плантации от фабрик по производству искусственного мяса. Неинтерактивные ролики — визуализация схваток — производят двоякое впечатление. И качеством анимаций, и тем, как юниты из куда более продвинутой эпохи не в силах справиться с «устаревшими» противниками. Чудеса света фактически отсутствуют, возведение редких уникальных построек не ощущаешь настоящим достижением, на контрасте Civilization. Несмотря на скромную картинку, Millennia начинает сильно «задумываться» ближе к концу партии, хотя на карте может быть всего-то восемь крупных игроков, а города-государства (к развязке их обычно уже и не остается) не совершают активных действий.

Смотреть галерею скриншотов Millennia

Онлайн-мультиплеер будут дорабатывать уже после релиза. На старте обещают лишь некое его подобие (судя по всему, не очень удобное). Остается надеяться, что катастрофы в духе Imperator не произойдет, и шведы не бросят Millennia на произвол судьбы.

Millennia в принципе производит такое впечатление, будто издатель сэкономил на «необязательных» аспектах. Например, музыку вообще не замечаешь и уж точно не запоминаешь. Сразу приходят на ум прекрасные фоновые мелодии из Civilization 5 — вот бы что-то подобное в куда более глобальную по задумке Millennia! К счастью, все это на деле — мелочи.

Смотреть галерею скриншотов Millennia

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Игру перевели на русский. Неточности попадаются, но редко. Например, неправильные склонения. Путаница случилась с горным делом: mine перевели в одних случаях как рудник, в других — как шахту. В итоге «карьер для подрывной добычи» на месте добычи железа необходимую руду не производит. В английской версии таких разночтений нет. Впрочем, других оплошностей я не заметил.

***

Millennia — самый серьезный конкурент Civilization за все время существования этой великой серии.

Оценка Riot Pixels80%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-6600K/Ryzen 3 2300X
8 Гб RAM
GeForce GTX 660/Radeon R9 380
10 Гб на винчестере

Core i7-9700K/Ryzen 5 5600X
16 Гб RAM
GeForce GTX 1060/Radeon RX 590
10 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Millennia
Author Rating
41star1star1star1stargray