Рецензия на Final Fantasy 16

Обзор Final Fantasy 16Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

В серии Final Fantasy номерные части никак друг с другом не связаны и зачастую сильно отличаются. Шестнадцатая «финалка» делает реверанс в сторону фэнтези, уже хорошенько позабытого в одиночных выпусках, правда, не столь пестрого, как в FF 9 или FF 12. Вот секрет мрачной безнадеги: японцы для разнообразия вдохновлялись «Игрой престолов». Точнее — пытались использовать элементы ее мира и истории. В той степени, в которой позволяло их понимание этой эпопеи.

Отверженные

Разработка: Square Enix Product Development Division 3
Издание: Square Enix
Жанры: RPG/3rd Person/3D
Похожие игры: Final Fantasy (серия), Tales of (серия), Devil May Cry (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): PlayStation 5, игра приобретена автором

В мире Валистии несколько государств постоянно воюют. У многих из них есть гигантские кристаллы, и поблизости от кристаллов возведены столицы. На полях сражений бал правят доминанты — это люди, способные перевоплощаться в огромных могучих существ — айконов. Как правило, они занимают высочайшее положение в обществе. На самом дне кое-как выживают простолюдины, владеющие магией. Обделенные подобными умениями обыватели порой обращаются с ними хуже, чем с мусором.

Наш герой Клайв Розфилд, сын одного из правителей, на место отца не засматривается. Напротив! Он готовится стать телохранителем младшего брата-доминанта, перекидывающегося в могучего феникса. Однако коварные внешние враги вкупе с предателями в одночасье разрушают жизнь Клайва, и он долгие годы влачит существование невольника в чужой стране. Пока однажды судьба не дает ему шанс освободиться.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 16

Поначалу кажется, что нас действительно ждет хитроумная история, полная предательств и интриг, но со временем схема построения сюжета становится очевидна, повествование постепенно теряет ключевых героев и выруливает на прекрасно знакомую и сериалу Final Fantasy, и JRPG в целом стезю богоборчества.

Честно говоря, заявленное вдохновение вселенной Джорджа Мартина проступает грубо. У главного героя есть свой почти что лютоволк — самый верный товарищ и единственный, кому можно отдавать хоть какие-то приказы (кроме самого Клайва, разумеется). Есть увезенный в полон ко двору Розфилдов отпрыск соседнего государя. В наличии бордели, проститутки и довольно целомудренные сцены с наготой. Но все это не складывается в лучшие серии (если угодно — главы) источника вдохновения. Уровень стародавней ролевой Game of Thrones, что по-настоящему впечатляла развязкой, увы, не взят.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 16

Японцы больше давят на пафос и союзных NPC — как боевых товарищей Клайва, так и просто единомышленников, обитающих в нашем убежище и в поселениях в разных точках мира. В 15-й части Ноктис сотоварищи генерировали уйму душевных сцен — в FF 16 такого нет: да, спутники бегают по следам Клайва, однако зачастую вне сюжетных сценок и связанных с ними побочных поручений молчат, взаимодействовать с ними никак нельзя. Они скорее напоминают присоединившихся на время соратников из других RPG, нежели полноценных друзей, которые пойдут за нами хоть на край земли. Ну, отвлекают в драках всякую мелочь да не помирают — уже неплохо.

Без ярких личностей не обошлось. Лучше остальных удался Сид — ключевой персонаж, на удивление продуманный и интересный, еще и прекрасно озвученный. Что сильно контрастирует с отдельными третьестепенными диалогами, где часть реплик вообще немые. Что касается необязательных квестов, то они служат цели получше узнать тех, с кем мы сражаемся бок о бок. Такие ветки могут быть продолжительными, позволяя вникнуть в предысторию, мотивацию и образ жизни персонажа.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 16

Совсем другое дело, что задания, расширяющие наши знания об окружающем мире, нередко поставлены примитивно. Разнеси тарелки с едой. Сгоняй туда, убей этого, поговори с теми. О какой-то нелинейности и речи не идет. В 2023 году хотелось бы, чтобы в дорогой ролевой игре даже такие банальные вещи были реализованы толково и на уровне «Ведьмака», «Киберпанка» либо лучших Mass Effect. Здесь же в основном собеседники стоят друг напротив друга по стойке смирно и бубнят свои строчки без намека на экспрессию и замысловатые телодвижения. К этому сложно не придираться, когда основной сюжет изобилует динамичными диалоговыми сценами. Побоища айконов и вовсе смахивают на голливудский блокбастер. Годы летят, а разработчики из Японии по-прежнему собирают игры из важных эпизодов, на которые не жалко любых бюджетов, и тех, где не зазорно схалтурить.

Devil Trigger

В каком-то смысле такое можно сказать и про боевую систему. Любители дряхлой классики с полностью управляемой партией, ворохом заклинаний, статусных эффектов, разнообразных склянок и чего-то вроде системы «работ» — не беспокойтесь. Final Fantasy 16 практически полностью перевоплотилась в Devil May Cry, под нашим прямым управлением лишь сам Клайв. Экипировка у него небогата, класс менять нельзя — так и будет всю дорогу махать мечом.

На 30–50 часов (в зависимости от желания разбираться с необязательными проблемами) экшена хватает, да и скучными бои не назовешь, особенно если заняться заковыристыми испытаниями. Наш Робин Гуд способен применять умения, увязанные с разнообразными айконами. Атаки Титана — это тяжелые как валуны удары, «ультимативная» способность Гаруды — натуральный ураган, Раму помогает лупить врагов молниями. На деле список куда шире: расти он будет не один десяток часов — чтобы в конце глаза разбегались от обилия умений и спецприемов. Тем не менее Final Fantasy еще не перевалила за ту грань, когда она воспринималась бы чистым слэшером в духе DMC — требования к ловкости самого игрока тут куда ниже (даром что она уже очень близка к этому).

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 16

Рядовые враги разлетаются на раз-два. Тварей покрепче нужно ошеломить: пока они приходят в себя, можно нанести огромный урон. С боссами принцип тот же, только отправлять в нокдаун их приходится несколько раз за бой. Вокруг драк построена вся игра: сюжетные «подземелья» — это буквально линейные коридоры, плавно переходящие в арены, сменяющиеся коридорами. Развилки редки и мало что дают, словно это не JRPG, в которой ждешь секретов или головоломок, а новая DMC. Карты нет — видимо, чтобы не шокировать людей, травмированных Final Fantasy 13 и некоторыми главами FF 15. Ну, хоть схватки с боссами порадовали: этим побоищам позавидует сама Байонетта.

На карте мира все же есть где развернуться. В FF 16 несколько огромных регионов с просторными полями, узкими лесными тропками, поселками с мелкими поручениями и различными закутками, где сидят особые монстры (Клайву выдают специальные заказы). Лично я, попав на очередную подобную локацию, во многих играх пытаюсь зачистить ее по максимуму. В Final Fantasy 16 это большая ошибка. «Гриндить» монстров нет нужды, а в редких сундуках лежат столь незначительные награды, что просто бегать по округе без конкретного квеста или охотничьего заказа бессмысленно. Самые ценные улучшения, компоненты для создания предметов и прочие бонусы мы получаем по мере выполнения заданий какого-либо рода. Бродить по глуши по старой ведьмачьей памяти, надеясь, что Клайв наткнется на что-то интересное, не стоит. Не наткнется.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 16

К счастью, по сторонам можно смотреть сколько угодно — не надоедает. Тут к новинке придраться сложнее всего. С визуальной точки зрения Final Fantasy всегда была на передовой своего (под)жанра, а сейчас японцы не производят столь же технологичных RPG. Даже Square Enix такую красоту себе почти не позволяет. Добавьте к этому могучий саундтрек и яркие эффекты и вы получите единственную японскую RPG (пускай и тяготеющую к динамичному боевику), более-менее заслужившую прописку в рядах «некстгена». Присутствует, правда, нюанс: порой всполохи на экране зашкаливают, и увидеть выпад врага практически невозможно.

Смотреть галерею скриншотов Final Fantasy 16

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Тексты полностью переведены на русский язык. Сделано это довольно своеобразно и порой напоминает вольный пересказ персонажем английской реплики. И это если еще забыть постоянные попытки переводчика сгладить углы и максимально безобидно переиначить откровенные ругательства. И тут «финалке» есть чему поучиться у «Ведьмака»!

***

Крепкий ролевой боевик, Final Fantasy 16 во многом удивляет невиданными для одиночных номерных частей серии решениями, однако некоторые ее аспекты ощущаются слишком пресными или рудиментарными.

Оценка Riot Pixels73%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Final Fantasy 16
Author Rating
41star1star1star1stargray