Рецензия на Age of Wonders 4

Обзор Age of Wonders 4Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Не прошло и месяца после того, как я сетовал на оплошности ремейка Master of Magic, как вдруг Paradox анонсировала Age of Wonders 4. Пыльные дорожки далеких планет больше не прельщают знаменитую пошаговую стратегию: в шестом выпуске возвращаемся в старое доброе фэнтези.

Кожа, в которой я живу

Разработка: Triumph Studios
Издание: Paradox Interactive
Жанры: Strategy (4X)/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: Age of Wonders (серия), Master of Magic (серия), Endless Legend
Мультиплеер: (2–9) Internet
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): PC, игру предоставил издатель

За 20 с лишним лет Age of Wonders как будто заметно изменилась и обросла разнообразными новшествами вроде границ на карте мира, которые постоянно расширяются при росте населения. Тем не менее в основе своей концепция стара как мир: строим города, улучшаем все что можно, нанимаем бойцов и потом, вооружившись изученными заклинаниями, идем крушить врагов.

При таком раскладе даже не нужен сюжет, достаточно выбросить одинокого игрока в центр затянутого туманом войны региона — и пускай развлекается. Тем более 4X-стратегии рассчитаны на десятки (если не сотни) часов. Кампанию же Age of Wonders 4 одолеваешь за несколько вечеров, причем не факт, что они окажутся интереснее очередной схватки с ИИ на случайно сгенерированной местности. Но определенно это будут самые заскриптованные и перегруженные местной терминологией походы. Для нас важно, что короли-волшебники прыгают по разным мирам и проводят там разборки с применением многочисленных «думстаков» и могущественной магии. Более подробного описания хитросплетения сценария AoW 4, увы, не заслуживают — чай, не «Хроники героев»!

Смотреть галерею скриншотов Age of Wonders 4

Чем действительно любопытна стратегия, так это уровнем гибкости. Здесь — как и в любом уважающем себя фэнтези — есть люди, орки, эльфы и прочие не столь традиционные народцы, однако «шкурка», которую вы натянете на подданных, исключительно декоративная. Оркам не обязательно быть сильными и свирепыми, а прямоходящие антропоморфные кроты могут не любить подземелья — две уникальные черты позволяют заменить на что-то другое. И так — со всем.

Роль того, чем обычно в подобных играх является «раса», играет культура. Высшие жабы привержены порядку, зарабатывают чуть больше денег и лучше вникают в новые технологии. Адепты тьмы не боятся народных волнений и по умолчанию тяготеют к злому мировоззрению. Мистики похожи на арабских кочевников из пустынь. Мастеровые одеваются точь-в-точь как хрестоматийные гномы. Для полноты картины не хватает нескольких дополнительных особенностей да стартовой книги магии. И вот мы уже готовы покорять мир со своей прекрасной нацией одетых в тяжелые доспехи и крайне одаренных в волшебстве гигантских жаб, склонных к каннибализму.

Смотреть галерею скриншотов Age of Wonders 4

После начала партии (для карты тоже существует уйма шаблонов и модификаторов) сюрпризы не заканчиваются. В томах разнообразных школ колдовства спрятаны секреты строительства новых сооружений, найма могучих воинов, накладывания страшных чар и, конечно же, перманентного изменения подопечных. Всей нации сразу. Жаба — это не приговор. Отрастим ей каменные «волдыри», превратим кожу в сталь, «подружим» с лесами. Вишенка на торте — ангелоподобный облик с шикарными крыльями.

С одной стороны, вполне типично для Age of Wonders, что классы воинов у разных сторон слабо отличаются друг от друга. Лучник третьего уровня у людей и орков — один и тот же юнит. Однако после экспериментов, проведенных нами над своими гражданами, иной раз трудно признать во вражеской армии солдат, обученных тому же, что и наши рекруты. AoW 4 предлагает впечатляющую — по крайней мере, в первые часов 50 — вариативность в плане развития своих умников и людоедов. Любителей Heroes of Might and Magic и Endless Legend с их жестко фиксированными фракциями свобода выбора формата «развлеки себя сам», возможно, не обрадует, при этом в специфическом шарме ей не откажешь.

Смотреть галерею скриншотов Age of Wonders 4

Война по особым причинам

Зачистка заброшенных храмов, изгнание нейтральных армий с новоприобретенных земель, строительство ферм да шахт с последующей их заменой на что-то куда более продвинутое, прокачка улучшений империи в зависимости от ваших предрасположенностей (увеличенная дань от вассалов, снижение стоимости содержания войск — список огромен) и выбор действия в незамысловатых текстовых квестах ничем не удивляют. Равно как и градоуправление с двумя очередями производства — зданий и войск. Варианты победы по сути сводятся либо к военному превосходству, либо к «научному», но в любом случае приятно удивляет относительно вменяемый ИИ дипломатии.

Смотреть галерею скриншотов Age of Wonders 4

Пусть сложносочиненную систему международных отношений в игре про то, как орк бьет эльфа дубиной по голове, не организовать, зато мотивация зарубежных партнеров понятна и предсказуема. Мало того, что у нас с каждой фракцией постепенно растет шкала претензий друг к другу (если мы, например, занимаем земли у чужих границ), так эти вопросы еще и можно урегулировать — было бы желание. Самое главное, что союзы в основном крепкие: товарищ не ударит в спину, когда придет время оборонять три ключевые точки в течение 15 ходов, и мы просто разделим победу. Помогать товарищ, правда, скорее всего тоже не станет — гениальным стратегический ИИ не назвать. Ну, под ногами не путается — уже неплохо! И не забываем про нейтральные города — будь то изначально свободное поселение или захваченное, но не аннексированное вражеское, — почти со всеми реально договориться на вполне приемлемых условиях. Лимит-то на собственные города не резиновый! В общем, после ремейка Master of Magic, где компьютер не признает ничего, кроме войны, переговоры радуют.

В пошаговых тактических схватках все не настолько радужно. Как минимум они никак не выделяются: после Planetfall отсутствие укрытий (за вычетом осад, разумеется) делает поля сражений несколько однообразными и порой пустыми. Невозможность выдать любому бойцу (кроме героев) какую-либо экипировку снижает тактическую вариативность. Это не то чтобы плохо, и вводить микроменеджмент десятков отрядов (в битве участвуют до 3 армий, в каждой — до 6 подразделений) не стоит… даром что давно хотелось бы влиять на «эволюцию» подопечных, тогда низкоранговые доходяги не теряли бы актуальность в конце партии. Когда по полю боя бегает пяток гигантских золотых големов, различать прочую мелюзгу становится сложно.

Смотреть галерею скриншотов Age of Wonders 4

Стратегический и тактический режимы сильно контрастируют: глобальная карта красивая и достаточно информативная, на поле брани же отдельные моменты не столь очевидны, а сама удивительно бодрая Age of Wonders 4 начинает подтормаживать. Вообще, если не считать нескольких вылетов в сюжетных миссиях, пары других мелких и редких багов (их авторы обещали исправить к релизу), техническое состояние игры на PC произвело приятное впечатление.

Смотреть галерею скриншотов Age of Wonders 4

Отрадно, что ИИ практически никогда не жульничает с авторасчетом схваток. Только в последней миссии кампании мне показалось, что он особенно предвзят (ну нельзя проигрывать армии, которая в полтора раза слабее!), поэтому мне пришлось брать дело в свои руки и доводить нервную партию до победы. Странной и сырой особенностью показался «пантеон», куда могут попасть лидеры наших фракций из разных сценариев (это разблокирует преимущественно косметические бонусы). Ну, появится опция нанять в следующий раз кого-то, кем я играл 20 часов назад — и что? Я его наверняка даже не вспомню!

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Тексты полностью переведены на русский язык. Во всплывающих подсказках могут быть дополнительные описания, потому специфические поясняемые термины-ссылки зачастую написаны грамматически неверно. Видимо, так и задумано. В остальном претензий к локализации у меня нет.

***

Age of Wonders 4 не производит ошеломляющего эффекта, но и с имеющейся вариативностью — при четырех-то анонсированных DLC! — за игрой уже легко просидеть десятки часов, приговаривая «ладно — еще один ход!».

Оценка Riot Pixels80%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i7-2700K / Ryzen 5 1600X
8 Гб RAM
GeForce GTX 670 / Radeon HD 7870
20 Гб на винчестере

Core i7-9700K / Ryzen 5 5600X
16 Гб RAM
GeForce GTX 1070 Ti / Radeon RX 5700 XT
20 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Age of Wonders 4
Author Rating
41star1star1star1stargray