Рецензия на Alan Wake 2

Обзор Alan Wake 2Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Проекты Remedy Entertainment всегда за что-нибудь критикуют, однако большинству из них точно не откажешь в уникальном шарме. Может быть, Quantum Break и умыкнула пригоршню идей у шутеров 2000-х, только ее, в отличие от них, все равно будут вспоминать. Хотя бы из-за «запутанного сюжета» или «того хоббита из „Властелина колец“». Мне, например, очень нравится Alan Wake: ее густая атмосфера искупает все огрехи — она как туман, закручивающийся вихрем при приближении опасности (этого эффекта, кстати, нет в сиквеле). Огрехов в первой части насчитали немало: и сюжет, и линейность, и однообразие — дескать, враги и ситуации повторяются. Ну и что? В Alan Wake 2 бестиарий едва ли расширился, стычек в разы меньше, ключевые эпизоды сделаны по одной схеме, а ее уже называют одним из лучших хорроров последних лет пятнадцати. Будто рука завистливого плагиатора вымарала из реальности как минимум ремейки Resident Evil 2–4 — им Alan Wake 2 обязана, прямо скажем, многим.

Господин Никто

Разработка: Remedy Entertainment
Издание: Epic Games
Жанры: Action (Shooter)/Survival horror/3rd Person/3D
Похожие игры: Alan Wake, Resident Evil (серия), Silent Hill 2, Silent Hill 3
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): Xbox Series X, игру предоставил издатель
Обсуждение на форуме

«Хоррор», разумеется, понятие растяжимое. Меня легко напугать выглядывающим из-за дверного косяка голым мужиком, а вот агент ФБР Сага Андерсон — настоящая охотница за привидениями. Она прибывает в Брайт Фоллс вместе с коллегой Алексом Кейси, чтобы расследовать дело некоего культа, который якобы совершает жестокие убийства.

Вырезанное сердце не мешает последней жертве внезапно ожить в морге полицейского управления. Гомункул голыми руками раскидывает половину стражей закона. Шериф буквально испаряется в воздухе. Сага до сих пор не сталкивалась с подобной чертовщиной, и вот что сразу приходит ей в голову: надо вернуться ночью в темный лес и догнать мертвяка, пусть ранее он даже не поморщился от нескольких пистолетных выстрелов.

Казалось бы — при чем тут Алан Уэйк? Алан сидит там же, где мы его оставили в прошлый раз. В мире игры тоже минуло 13 лет, за это время горемыка не приблизился к разрешению своих насущных проблем. Инфернальные личности таскают его по вымышленным ток-шоу и, очевидно, заставляют писать книгу. Книга ему не очень-то и нравится, да он вроде бы ее и не пишет.

В одиночку Алану не выбраться. Ему должна помочь сильная, независимая, не нуждающаяся в чужих советах и практически не знающая страха Андерсон. Это хрестоматийный пример Мэри Сью. Словно Шерлок Холмс, она ведет сложный учет собираемой информации прямо у себя в голове, что позволяет ей делать фантастические выводы — к такому нормальный человек ни за что не пришел бы за недостатком улик. Этому дают объяснение, стоит ли его принимать — решать игроку. Лично мне кажется, что у архитекторов этой вселенной нет осмысленного образа того, к чему они хотят прийти. Они в процессе построения этого образа и в любой момент могут свернуть куда угодно.

За 13 лет Remedy прошагала огромный путь от скромных финских сказителей до чуть ли не кодзим из Европы, разве что они большому экрану предпочитают телевизионный. В первой Alan Wake нам показывали дословную цитату из «Сияния» Кубрика и потом проговаривали вслух, что «это прямо как в „Сиянии“ Кинга!». Теперь финны действуют изящнее, предоставляя игроку возможность вспоминать, в какой экранизации Кинга, работе Линча или части Silent Hill он уже встречал очередную сцену или декорацию. Увы, от «говорящих» имен вполне в духе Кодзимы — тот наверняка считает подобное верхом остроумия — отказаться не смогли. Или кто-то вправду думает, что персонажа Шона Эшмора совершенно случайно зовут Тим Брейкер?

Смотреть галерею скриншотов Alan Wake 2

Явные и скрытые цитаты, перекрестные ссылки и другие подмигивания в адрес прочих проектов Remedy, естественно, не случайны. Control — часть той же вселенной, что и Alan Wake, поэтому появление ФБК в игре удивления не вызывает. Вот на Quantum Break и Max Payne у финнов прав нет, что должно быть особенно обидно в случае с Пейном, ведь Сэм Лейк не только писал сценарий и во многом руководил разработкой, но и лично сыграл сразу несколько персонажей, в том числе вымышленного копа из большого города.

Постмодернистские фокусы в какой-то момент выходят из-под контроля. Возникает ощущение, что все это нагромождение сущностей и метаповествование создавались с целью сильнее запутать сценарий, дабы при поверхностном взгляде он казался как можно умнее.

Смотреть галерею скриншотов Alan Wake 2

И это работает — увлекает же, да еще как! Мне показалось особенно забавным, что создатели игры про защиту автором своего видения от назойливых редакторов для написания сценария продолжения обратились за помощью к экспертам по разнообразию. И даже провели манипуляции с главной героиней, которые при зеркальном отражении вызвали бы огромный скандал. Даром что на нормальную концовку опять поскупились (и вряд ли ее пришьют в анонсированных DLC). Плюс, оглядываясь назад, понимаешь, что ни изящной простоты лучших Silent Hill, ни внезапных озарений MGS 2 здесь нет. Остается лишь гадать — это глубокий невысказанный метакомментарий гениев сценарного дела или Remedy банально ударилась в претенциозную графоманию?

Смотреть галерею скриншотов Alan Wake 2

Ненастоящий детектив

Сюжет Alan Wake 2 будут долго мусолить, потому что больше мусолить нечего. Прекрасные вставки с живыми актерами и традиционные «музыкальные паузы» нередко вообще не имеют отношения к игровому процессу. Что их объединяет, так это временами восхитительная графика, которая ставит на колени лучшие видеокарты на PC и откровенно насмехается над PS5 и Xbox Series X. На консолях новинка выглядит зачастую не лучше ремейков Resident Evil и Dead Space. Но даже при таком раскладе маленькие американские городки, окруженные зловещими лесами, выглядят потрясающе. О внимании к мелочам и деталям и напоминать не нужно (правда, в лица отдельных статистов лучше не заглядывать). Нуарная же версия условного Нью-Йорка, где шатается Алан, местами смотрится фотореалистично.

Когда Андерсон заходит в пустой темный медицинский корпус или Уэйк спускается в полуразрушенное метро, кажется, что именно так должны выглядеть ремейки Silent Hill 2 и 3. Пробираетесь ли вы сквозь тоннель / лезете в затопленный подвал, фантазия, уже не раз подсознательно восхищавшаяся игрой света и тени, рисует идеальные сцены для нагнетания атмосферы ужаса или хотя бы усиления напряжения.

Смотреть галерею скриншотов Alan Wake 2

Однако по факту любимым приемом Remedy оказались тупейшие скримеры типа «внезапно весь экран перекрывает рожа и что-то кричит». Это настолько безвкусно и так часто повторяется, что в какой-то момент перестает работать. Сложно поверить, что финские стиляги опустились до подобной пошлости.

Еще есть, собственно, враги — во второй части они крепче. У Саги с ними проблемы возникают редко, ведь они появляются не так часто, как того ожидаешь от просторных окрестностей Брайт Фоллс. Алану сложнее: в городе повсеместно видны темные силуэты, большинство из них безвредны, но понять, кто именно из периодически возрождающихся черных клякс опасен, иногда сложно. А здоровье тут по умолчанию просто так не восполняется, да и боеприпасов кот наплакал.

Смотреть галерею скриншотов Alan Wake 2

Из корявенького боевика серия мутировала в клон Resident Evil 2 Remake, дотошно копирующий ряд ее элементов — от боевой системы с возможностью отбиться от навалившегося монстра до расширения вечно тесного инвентаря. У Саги козырей больше — она ведет расследование в трех крупных регионах, битком набитых секретами. Детективная работа представляет собой прокликивание активных точек и диалоговых опций с последующим размещением выводов на доске, где невозможно ошибиться. Примерно 20–30% территории каждого региона отведено под опциональные мытарства, в том числе на поиск расходников для улучшения оружия, странных объектов под контролем ФБК и запертых тайников культистов. Фантазия дизайнеров в какой-то момент сдает, и для отпирания минимум одного ящика приходится решать задачку чуть ли не из учебника по математике за 5 класс.

Смотреть галерею скриншотов Alan Wake 2

У Алана и арсенал скромнее, и припасов меньше. Улучшения он получает через специальные слова, которые могут даровать совершенно удивительные умения вроде волшебного увеличения карманов. Так как роль Мэри Сью отвели Саге, Уэйк бродит по локациям с могучим артефактом, напоминающим делюминатор из «Гарри Поттера»: играя с освещением, можно чуть изменять окружение, что поможет продвинуться дальше. Есть и другой способ подстроить мир под себя: в сюжетных локациях Уэйк силой проницательности и таланта превращает, например, обычный отель в место жестокого убийства. Смена декораций выглядит эффектно, однако потенциал этой механики явно не раскрыт.

Столь много рассуждающая о роли Автора и Героя Remedy как будто забывает, что в этой схеме есть еще Читатель, в нашем случае — Игрок. Детективная составляющая исчезающе незначительна, ужасы, на мой взгляд, не докрутили. Когда Remedy не называла свои игры survival horror, у нее почему-то прекрасно получалось создавать действительно жуткие эпизоды — и в Alan Wake, и в Control.

Смотреть галерею скриншотов Alan Wake 2

Восхитительная музыка (пускай и не всегда уместная), сочный звук и прекрасная картинка формируют высокие ожидания по поводу того, как нас сейчас будут пугать. И часто ответ — самим процессом ожидания испуга. Битвы с боссами заурядны — финальный босс и вовсе раздражает. От рядовых врагов разумнее сбегать, потому что толку с их уничтожения всего ничего. Вроде бы и нормально для этого жанра, но тогда сражений в 20-часовом приключении становится очень мало. Мы много ходим по лесам и заброшенным зданиям, изредка натыкаемся на одуревших реднеков. Иногда не натыкаемся вообще ни на кого. Парадоксальным образом локации и инвентарь куда лучше у Саги, а сценарием и числом битв может похвастаться лишь Алан. Переключаться между ними разрешено по ходу дела, при этом пройти заставят обе сюжетные ветки. И вот какое послевкусие остается после финальных титров: мы изо всех сил бродили и болтали, часто совершали действия, в которых невозможно ошибиться, и заметно реже стреляли. Если к этому прибавить «баги» (то звук пропадет, то реакция на нажатие кнопок), становится совсем грустно.

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
В Alan Wake 2 перевели все тексты, причем порой весьма вольно, из-за чего закрадываются мысли о машинном переводе. Куда интереснее, правда, технический аспект. Субтитры могут проскакивать мимо фраз. Либо их быстро показывают в начале диалога. Либо все реплики, например, Алана, возникнут на экране одним абзацем и будут так висеть до конца беседы. В общем, фронт работ по исправлению ошибок велик.

***

Alan Wake 2 красива и временами хороша благодаря постановке, однако часто не дорабатывает как хоррор и приключенческий боевик. Будто авторы всегда хотели снять мистический сериал, но за неимением возможности взялись за разработку игры.

P.S. Хотя Remedy утверждают обратное, я бы посоветовал тем, кто не знаком с первой Alan Wake, перед прохождением сиквела засесть за оригинал.

Оценка Riot Pixels70%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Alan Wake 2
Author Rating
41star1star1star1stargray