Рецензия на System Shock

Обзор System ShockАвтор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

System Shock — шутер из тех времен, когда вершиной игрового дизайна были блуждания по лабиринтам в поисках кнопки, открывающей проход на следующую карту. Правда, в проекте Looking Glass иной раз после манипуляции на условно пятом уровне станции «Цитадель» приходилось возвращаться на второй (в отличие, например, от Doom). Что жизнь определенно не облегчало.

Здорово, насекомое!

Разработка: Nightdive Studios
Издание: Prime Matter
Жанры: Action (Shooter)/1st Person/3D
Похожие игры: System Shock (серия), Prey (2017), Dead Space (серия), BioShock (серия), Atomic Heart
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC, игра приобретена автором

Ремейк System Shock за долгие годы производственного ада прожил минимум три стадии. Последняя инкарнация стремится воссоздать оригинал так точно, как это возможно — с учетом необходимости не отпугнуть абсолютно всех современных игроков.

Между тем оригинал за последние десятилетия сильно устарел. Как это определить? Вот критерий (разумеется, допотопную схему управления как в авиасимуляторе и архаичную графику в расчет не берем): если с тех пор вышло хоть что-то, превзошедшее нашу подопытную, то это значит, что ей пора в музей. За 29 лет куда более продвинутых симуляторов изучения космической станции от первого лица было два: Prey 2017 года и, собственно, сиквел System Shock. Расширив круг поисков, можно вспомнить Dead Space с ее собственным ремейком, BioShock, Deus Ex и т. п.

Смотреть галерею скриншотов System Shock

История про то, как злобная корпорация поймала посягнувшего на ее добро хакера, а потом ее представитель убедил пленника снять этические ограничения с ИИ, обитающего на богом забытой «Цитадели», — классика видеоигр. Если в середине 90-х сценаристы обладали скромным инструментарием, то сейчас подобных проблем не существует. Nightdive имела уникальный шанс подтянуть простенькую, в общем-то, авантюру за счет ее расширения или же видоизменения.

Недавняя Dead Space доказала, что при желании можно рассказать знакомую историю, но интереснее и с неожиданным для стреляных воробьев финалом. Doom (2016) провернула схожий фокус: предложила современный подход буквально ко всему, сохранив комплексность уровней и лихую динамику.

System Shock образца 2023 года не хочет брать пример ни с той, ни с другой.

Смотреть галерею скриншотов System Shock

В мытарствах по запутанным коридорам, наверное, есть свой шарм. Что бы нам ни сообщали авторы в разбросанных повсюду дневниках и аудиозаписях, я никогда не поверю, что кто-то сознательно станет проектировать подобным образом столь важную махину. Сплошь и рядом тесные переходы и неприметные двери давят на нашего героя, пришедшего в себя после месяцев комы, со всех сторон. Тут и там бродят мутанты и роботы, и договориться с ними нельзя. Проскочить мимо тоже проблема. Что происходит — поначалу непонятно. Если живые люди здесь и есть, то мы их не увидим. Максимум общения — это отборные оскорбления от возомнившей себя богиней SHODAN да по три схватки с двумя ее подчиненными.

Чехарда помещений (порой неочевидного назначения) и уйма огоньков вперемешку с другими мелкими неинтерактивными деталями сильно усложняют прохождение. Информацию о том, что же от нас хотят, часто нужно черпать в дневниках, сами они (равно как и различные карты доступа и редкие квестовые предметы) — довольно небольшие объекты, которые могут лежать где угодно среди других, абсолютно бесполезных для хакера вещей. Ужасное ощущение: пропустить такой ключ (или код, высветившийся на мониторе) и спустя пять огромных уровней вдруг осознать, что тебе явно чего-то не хватает.

Смотреть галерею скриншотов System Shock

Нет, я определенно не против обшаривания каждого уголка циклопических размеров «Цитадели». К счастью, за без малого 30 лет авторы современных «иммерсивных симуляторов» догадались, что лазить куда попало «за так» быстро надоедает. В подобных играх, например, предусмотрены ценные улучшения или очки опыта. System Shock же была лишь предтечей редкого, но крайне уважаемого нынче направления, поэтому до полноценной прокачки в ней не додумались. В обновленной версии бывает, что вы решаете сложную головоломку или иным образом находите хитро скрытый проход и получаете… десять патронов для пистолета и устаревшую версию уже давно имеющегося у вас импланта.

Nightdive умеет демотивировать.

Смотреть галерею скриншотов System Shock

Автомат сдачи не выдает

Интересно, что одни из самых заметных изменений оказались и самыми спорными. Скажем, в ремейке можно собирать практически все, что не прибито к полу, и либо сразу сдавать на металлолом за небольшие деньги, либо перерабатывать и выменивать за еще меньшую награду. Вы привыкли, как я, что в играх с такой «механикой» надо тащить все, до чего дотянутся руки? Тогда вас ждут долгие часы наяривания кругов по лабиринтам с обязательными остановками у пунктов приема тары. Будущее оказалось занимательнее наших представлений, ведь выплаты производят монетками по одному «рублю» и без возможности одним кликом переместить/продать/распылить ненужное. После этого сами собой отпадают вопросы по поводу того, почему хакер не способен автоматически записать увиденный код в какой-нибудь КПК, а заставляет меня, игрока, доставать ручку и бумагу.

Пусть вас не обольщает первый уровень, где под рукой и бесплатная лечебная капсула, и пара пунктов зарядки. Дальше наличие на карте точки возрождения в случае смерти уже будет считаться большой удачей! На самом деле, наличие этой точки вызывает определенные вопросы, ведь на рядовых врагов можно бросаться с шашкой наголо и, успев покромсать одного-двух роботов, отправляться на «реконструкцию».

Смотреть галерею скриншотов System Shock

Зачастую подобным заниматься лень и попросту незачем: ИИ, что весьма иронично в контексте сюжета, откровенно туп. 95% битв выглядят так: прячемся за угол, болван выдает очередь в «нашу» стену, высовываемся на несколько секунд, стреляем в него и опять ныряем в укрытие. Конечно, тут есть «камикадзе», рукопашники, внезапно возникающие за спиной твари и выезжающая из-под пола подмога, но в большинстве ситуаций дела обстоят именно медленно и печально.

Героя серьезно ограничивает объем инвентаря. В начале мы тащим все подряд для продажи, в середине — стараемся брать важные предметы, в заключительной трети места хватает разве что под боеприпасы. Конечно, если вы не так запасливы, как я (и не хотите носить с собой «рельсу», автомат, дробовик, работающее за счет нашей энергии ружье, пару видов пистолетов и гранат), то в инвентаре будет посвободнее. Другой вопрос — стоит ли притворяться пацифистом в ситуации, когда бэктрекинг — необходимость, а игра обожает подрисовывать новых врагов, чтобы мы, видимо, «не скучали»? Даже Cyberpunk 2077 с уймой своих недочетов — более гибкая по части разборок с противниками.

Смотреть галерею скриншотов System Shock

Подобных проблем нет в кибернетической реальности, куда персонаж обязан нырять для разблокировки важных систем. Увы, удовольствия эта пародия на Descent приносит мало. Зажав кнопку атаки, мы летаем по абстрактным залам и отстреливаем столь же абстрактных противников. Да, такой этап концептуально подходит игре про хакера и взбесившийся ИИ, однако если бы его не было, то System Shock вообще ничего бы не потеряла. Вряд ли вас огорчил бы и отказ от двух мини-игр/головоломок, запирающих некоторые двери.

Смотреть галерею скриншотов System Shock

А вот графика, на мой взгляд, пришлась весьма к месту: игра одновременно умудряется выглядеть очень современно и в известной степени «олдскульно». Ее даже можно признать стильной и красивой (только не вглядывайтесь в модели мутантов). Еще бы тут не было бага, из-за которого останки убитых врагов как будто снова падают на пол при загрузке… Это несколько выводит из равновесия и видом, и шумом. Хотя в схватке тоже иногда не сразу понимаешь, помер оппонент или нет, из-за чего тратишь лишние патроны.

В связке с неплохим звуком видеоряд отлично работает на погружение. Жаль, геймплей не способствует тому, чтобы игрок вживался в роль застрявшего на обреченной станции хакера. Уж слишком примитивна концепция System Shock — по сути, это продвинутый dungeon crawler в фантастическом сеттинге. Что совсем не удивительно: Ultima Underworld — тоже дело рук Looking Glass.

Смотреть галерею скриншотов System Shock

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Тексты переведены на русский и их много. Кириллический шрифт не такой ладный, как латиница. Разобрать надписи на карте нередко затруднительно — вероятно, из-за бага.

***

Для своего времени оригинальная System Shock — прорыв и шаг в правильном направлении. Авторы ремейка почти полностью проигнорировали опыт как System Shock 2, так и ее духовных наследниц. В итоге получился в чем-то занятный и атмосферный, но в целом скучный шутер, который не удивит старых игроков и едва ли привлечет новых.

Оценка Riot Pixels65%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-2400/AMD FX-8320
4 Гб RAM
GeForce GTX 670 (2 Гб)/Radeon HD 7870 (2 Гб)
10 Гб на винчестере

Core i7-3770/FX-8350
8 Гб памяти
GeForce GTX 970 (4 Гб)/Radeon R9 290 (4 Гб)
10 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
System Shock
Author Rating
31star1star1stargraygray