Рецензия на Total War: Pharaoh

Обзор Total War: PharaohАвтор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Катастрофа бронзового века (XII в. до н. э.) — один из крупнейших кризисов в истории человечества. В ходе нашествия «народов моря» некоторые государства — вроде Египта — серьезно пострадали, другие же — взять Хеттское царство — прекратили свое существование. Кажется очевидным, что подобные события — отличная основа для новой игры стратегической серии Total War.

Давно и неправда

Разработка: Creative Assembly
Издание: Sega
Жанры: Strategy (Grand strategy)/Pausable real-time/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: Total War (серия), King Arthur (серия), Defender of the Crown, Centurion: Defender of Rome
Мультиплеер: (2) Internet
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC, игра приобретена автором

Судя по всему, Creative Assembly и Sega быстро отказались от своей же задумки — бюджетной линейки Total War Saga. Total War: Pharaoh с тремя ее «цивилизациями» (полноценные — только две) никак не тянет на «большую» часть серии за $60. TW Saga: Troy, напомню, стоила дешевле, а в день релиза ее распространяли совершенно бесплатно.

Pharaoh сильно смахивает на Troy и в то же время смотрится сомнительно из-за странной карты — она вытянута с юга на север и не включает континентальную Грецию, Крит, Трою и Месопотамию. Закрадываются крамольные мысли: неужели через несколько лет выйдет Total War: Mesopotamia, где за отдельную плату разрешат «склеить» ее, Troy и Pharaoh? Потому что именно так должен выглядеть мир игры, посвященной коллапсу бронзового века.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Pharaoh

Впрочем, и без этого в Pharaoh есть где развернуться. Для абсолютной победы с фракцией, стартующей выше по течению Нила, даже не надо забредать севернее Иерусалима. В Египте претенденты на власть воюют друг с другом и с западными налетчиками, в Анатолии хетты занимаются примерно тем же, но со своей спецификой, богами и традициями. Лишь Ханаан обделили вниманием: местные князья не образовали единого государства, поэтому приходится ориентироваться на одну из соседних супердержав. Признаться, если бы авторы докрутили стратегический режим, то вышло бы, возможно, не хуже, чем в иных 4X-хитах.

В Pharaoh много систем, которые не всегда хорошо проработаны, но способны увлечь. Самая базовая — разумеется, экономика. Она основана на нескольких типах ресурсов и наличии рабочей силы. Без продовольствия и — позднее — бронзы нечего думать о солидной армии. Дерево и камень нужны для возведения построек. Золото открывает любые двери и помогает договориться с соседями. Есть ощущение, что компьютер играет нечестно: у вас может быть десяток преимущественно аграрных поселений, однако вы с трудом будете наскребать провиант для содержания 1-2 армий, ИИ же от подобных проблем явно не страдает, даже если под его контролем 1-2 деревни в пустыне.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Pharaoh

Пресловутые «народы моря» не сразу бьют в полную силу: поначалу редкие отряды слабых юнитов портят наши аванпосты и отвлекают основные силы. Потом их оснащение резко улучшается, численность — вырастает. Мы же параллельно разрываемся между грызней с соседями и погоней за налетчиками. Захватывать вражеские поселения, кстати, стало сложнее, ведь если поблизости есть армейские аванпосты, то осажденные вправе рассчитывать на очень сильную подмогу.

Грызня не утихает и на высшем уровне: посты у хеттов и египтян открывают доступ к разным преимуществам. Например, верховный судья хеттов регулярно участвует в текстовых мини-квестах, где надо разобраться, кого наказать и помиловать. Выбор сделать нетрудно — результат в итоге сводится к бонусам или штрафам, которые тут же показывают. Победив конкурентов и приняв титул фараона, можно насильно поглощать небольшие фракции из пары-тройки городов одним щелчком мыши. На это наслаивается возможность стать завоевателем и заранее планировать кампании по захвату важнейших городов региона, привлекая на свою сторону местных (читай: дополнительные отряды в бою).

Смотреть галерею скриншотов Total War: Pharaoh

Конечно, распускать слухи о конкурентах довольно быстро надоедает. Да и отсутствие агентов выглядит несколько странно — как минимум торговцы пригодились бы в игре с таким обилием ресурсов. Тем не менее в целом глобальные интриги в Pharaoh куда интереснее, чем в ряде предшественниц. Хотя их одних в любом случае не хватило бы для классной пошаговой стратегии. А ведь Total War — рискну предположить — скорее любят за масштабные баталии в реальном времени.

Особенности ВПК пещерных людей

Когда-то я сетовал на скупой по части достижений военной мысли исторический период в Troy. Что ж, разработчики опять выдали точно такую же бесперспективную игру. Кавалерия, слоны, верблюды, катапульты и баллисты — этого и многого другого, запавшего в душу еще во времена первой Rome, тут нет, да и быть не могло. Сошедшиеся в смертельном клинче корабли тут же высаживают пассажиров на сушу. Осады не лучше: допустим, враг рубит ваши ворота, а защитники на городской стене не в состоянии ни камнем бросить, ни кипящее масло вылить.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Pharaoh

Конечно, авторы пытались наделить армии отличиями — в соседних регионах схожие отряды часто выглядят по-разному, по мере развития городов они получают экипировку посерьезнее, открывается пара видов колесниц. Увы, в конечном счете все схватки сводятся к тому, что побеждает в основном тот, у кого толпа мужиков крупнее и лучше оснащена. Суровые типы с мечами, копьями, топорами и дубинами должны взаимодействовать друг с другом на уровне «преимущество против вооруженного щитом противника», даром что в реальности выбора, кого брать на ту или иную битву, нет. Легкая пехота бегает шустрее, зато стрелки — и я не пойму, это баг или «фича»? — не всегда адекватно реагируют на приказы. В общем, смотреть на сражения физически больно.

Понятно, что действительность могла быть куда скучнее, да и римляне в период поздней республики вряд ли реально применяли подожженных свиней. Зачем тогда делать ставку на определенную эпоху, если ей нечем нас удивить и порадовать?

Смотреть галерею скриншотов Total War: Pharaoh

Жизнь усложняют постоянные налеты иноземцев — они портят имущество и разоряют приграничные города, лишенные стен. Гарнизоны не в силах прикрыть все имеющиеся входы в селения-лабиринты. Честно говоря, я сомневаюсь, что окраины египетского царства выглядели именно так.

Красоты древнего мира пропадают зря. Что поделаешь: толпы оборванцев не вызывают того же благоговения, что стройные ряды легионеров, конные рыцари, врывающиеся в толпу пехотинцев, или принимающие неравный бой самураи. Creative Assembly словно не понимает, чем так хороши самые популярные исторические выпуски Total War — на уме лишь возможная прибыль от продажи вырезанных из очередной части регионов и расчлененки. Пользовательский интерфейс, к слову, тоже пострадал: завершение сразу нескольких торговых договоров, которые вам хотелось бы продлить, в один ход — испытание не для слабонервных. Пожалуй, главным достижением Pharaoh можно считать то, что это первая игра после оригинальной Shogun без перевода на русский язык.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Pharaoh

***

Total War: Pharaoh была обречена изначально. Ни единого шанса ей не оставили скучный с точки зрения доступных военных технологий исторический период, урезанная — вопреки любой логике — карта мира и сырые (хоть и неплохие) «механики» стратегического режима.

Оценка Riot Pixels55%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Intel Core i3-2100/AMD FX-4300
6 ГбRAM
NVIDIA GeForce GTX 660/AMD Radeon R9 270
50 Гб на винчестере

Core i5-6600/Ryzen 5 2600X
8 Гб RAM
GeForce GTX 1660 Ti/Radeon RX 480
50 Гб на SSD

Summary
Review Date
Reviewed Item
Total War: Pharaoh
Author Rating
31star1star1stargraygray