Рецензия на The Lord of the Rings: Gollum

Обзор The Lord of the Rings: GollumАвтор: SNOR

Голлум в легендарном эпосе Толкина — один из самых трагических и, чего уж там, самых интересных персонажей. Хоббит-социопат с раздвоением личности, превращенный Кольцом в чудовище, одновременно страшный и жалкий, выглядел крайне интригующе на фоне светоносных рыцарей и мудрых эльфов. Еще больше очарования ему придала экранизация Питера Джексона — благодаря восхитительному графическому образу и не менее восхитительной игре Энди Серкиса. Посвятить такому необычному антигерою игру, безусловно, стоило. Вот только Daedalic Entertainment, славная своими point & click-адвенчурами (в частности, юмористическим сериалом Deponia), никогда раньше не занималась трехмерными стелс-экшенами…

Мерзкие орксы и лживые эльфсы

Разработка: Daedalic Entertainment
Издание: Daedalic Entertainment, Nacon
Жанры: Action/Adventure/Stealth/3rd Person/3D
Похожие игры: Tomb Raider (серия), Prince of Persia (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): PC

В начале первой книги Гэндальф рассказывал о своем расследовании происхождения кольца Бильбо — и в том числе о том, как допрашивал Голлума, плененного эльфами Сумеречья. Из бедолаги удалось вытянуть, что он посетил Мордор, был пойман прихвостнями темного властелина, под пытками выдал имя Бэггинса и потом каким-то чудом сбежал. Других упоминаний об этом эпизоде его бурной биографии в эпосе толком нет — видимо, поэтому авторы за него и ухватились. Вроде бы хороший выбор: и связь с сюжетом первоисточника прямая, и руки развязаны.

Итак, томимый пропажей заветной драгоценности, Голлум оставил давнее убежище под Туманными горами и прошел вслед за Бильбо до драконьей сокровищницы. Затем, руководствуясь неизвестно чем, повернул на юг, в Мордор. Об этом решении он вскоре пожалел. В выжженных пустошах очень трудно найти еду, повсюду шныряют отряды Саурона, да и Кольца, само собой, не видать. Какое-то время герой жил в пещере близ логова гигантской паучихи Шелоб и пытался задобрить ее трупами орков, дабы покинуть негостеприимные края по туннелям. Однако Багровое Око видит все — в конце концов неприкаянного скитальца изловили назгулы.

Выпытав информацию, его отправили в каторжные шахты под цитаделью Барад-Дур, где влачат жалкое существование провинившиеся перед владыкой люди и орки. Заключенные работают до седьмого пота и мрут как мухи, побег выглядит абсолютно невозможным, надежды нет. Однако Голлум не лыком шит. В его тщедушном с виду теле достаточно силы и сноровки, чтобы лазать по отвесным скалам и душить рослых орков со спины, глаза-блюдца превосходно видят во мраке, в полубезумных мозгах навалом и хитрости, и решительности, и терпения. Медленно, по кирпичику, маленький узник начинает выстраивать дорогу к свободе…

Дорога эта длинная, она изобилует дурацкими поручениями, мытарствами и странными знакомствами. Хотя на первый взгляд Gollum вызывает невольные ассоциации с играми про гоблина-ассасина Стикса, это иллюзия. Ее ближайшие аналоги — современные похождения Лары Крофт, «коридорные» и подчеркнуто сюжетные экшен-адвенчуры. Поэтому мы то смотрим многочисленные ролики, то занимаемся альпинизмом на головокружительной высоте, то прячемся в кустах и тенях, и все это с минимумом свободы. Открытых столкновений герой, понятное дело, избегает — статью не вышел, да и умения маловато.

Смотреть галерею скриншотов The Lord of the Rings: Gollum

Он в принципе какой-то убогий. Конечно, быть невзрачным Голлуму по канону положено, но по сравнению с киношной игровая версия совсем уж блеклая. Правда, труды актера озвучки впечатляют — он старательно копировал манеру Серкиса, так что разговаривает хоббит достаточно узнаваемо. Зато огорчает корявыми анимациями, причем ему, как гвоздю программы, еще повезло — на движения остальных участников действа больно смотреть. Несмотря на внушительные требования к системе и модную трассировку лучей, творение Daedalic в целом выглядит неважно — не спасают ни мрачные мордорские пейзажи, ни эльфийские дворцы.

Антураж не прибавляет увлекательности акробатическим этюдам в духе Prince of Persia. Герой ползает по отвесным стенам, цепляясь за мох и уступы, скачет по колоннам и балкам, с разбегу прыгает через пропасти и раскачивается на перекладинах. Его вынуждают лазать даже по движущимся деталям огромных механизмов, построенных орками, правда, интересным это занятие все равно не назовешь. Созерцательная часть подкачала, думать над оптимальным маршрутом не нужно… Собственно, верная дорога всегда ровно одна, при использовании особого чутья ее подсвечивают оранжевыми полосками. Вопреки всепоглощающей линейности, тут можно заплутать и с подсказками. Они работают на удивление избирательно, а фантастически кривое построение уровней легко сбивает с пути истинного.

Смотреть галерею скриншотов The Lord of the Rings: Gollum

Скрытные похождения тоже обставлены линейно, причем каким-то максимально странным образом. Никаких обходов огородами, крадись где положено и не рыпайся, а то и незаметно преследуй кого-нибудь по людным местам, пытаясь не отстать слишком сильно. Голлум умеет исчезать в траве и специальных тенях, черных, как душа Саурона, может кидать камни, отвлекая внимание и убирая источники света. Но разных вариантов для преодоления той или иной ситуации в игре просто нет.

Мы не действуем по своему разумению в умеренной ширины «коридоре», как в тех же Tomb Raider, а занудно идем по рельсам. Если в комнате есть светильник, в него обязательно надо швырнуть булыжник, если в углу стоит ящик, в нем почти наверняка предстоит посидеть, пока стражник проходит мимо. Душить орков направо и налево запрещено — противники в броне хоббиту не по силам (таких здесь большинство). Во второй половине действа, в гостях у воинов Трандуила, убийства и вовсе исчезают с концами — эльфы слишком ловки и искусны, моя прелесссть, чтобы играть с ними в нашу «маленькую игру». Паркурное же мастерство для незаметных перемещений толком негде применить — «стелсовые» и прыжковые отрезки явно разграничены.

Смотреть галерею скриншотов The Lord of the Rings: Gollum

Стараясь разнообразить эти унылые и муторные развлечения, авторы устроили совсем уж кромешный ужас. Есть, например, побег от Шелоб по заросшему паутиной туннелю — эдакий идиотский раннер, для его прохождения предстоит заучить препятствия на пути. И поездка на крыше повозки, где мы судорожно повисаем на руках то с одной, то с другой стороны, дабы миновать ворота и орочьи КПП. И беготня от диких зверей по загону. И командование напарником, который так и норовит героически умереть…

Смотреть галерею скриншотов The Lord of the Rings: Gollum

Надо признать, у этого напарника даже наличествует характер, сюжетным перипетиям вообще уделено немало внимания. Впрочем, многочисленные ролики и несколько болтливых персонажей ничего существенно не меняют. Gollum в изобилии демонстрирует закулисные дела Барад-Дура и Сумеречья — увы, показаны они спустя рукава, и рассказ совершенно не цепляет. Запоминаются в нем разве что лишенные последствий моральные «вилки» — в первую очередь из-за необычной подачи. В плешивой голове все же обитают целых две личности — изначальный затюканно-несчастный Смеагол и коварный жестокий Голлум. Периодически у них возникают разногласия, тут-то и нужно решать, кто прав, и затем подбирать аргументы и переубеждать второго. Необходимость уговаривать себя на хорошие (ну или плохие) поступки — действительно классный и оригинальный ход, пусть сами перепалки не блещут. Жаль, что в игре это единственное светлое пятно.

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Только текст. Манера речи у Голлума соответствует популярным русским переводам «Властелина колец», читать диалоги легко.

***

В случае с Gollum нет смысла выделять конкретные неудачные решения — она ужасна на каком-то базовом уровне геймдизайна, в ней бесит чуть ли не каждая поставленная задача. Редкие «баги» и посредственный сюжет с такой жуткой основой уже не очень-то важны.

Оценка Riot Pixels20%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-4690/Ryzen 3 1300X
8 Гб RAM
GeForce GTX 1060/Radeon R9 290X
45 Гб на винчестере

Core i7-8700K/Ryzen 5 3600X
16 Гб RAM
GeForce RTX 3070/Radeon RX 6750 XT
45 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
The Lord of the Rings: Gollum
Author Rating
11stargraygraygraygray