Рецензия на Metal Gear Solid: Master Collection Vol. 1

Обзор Metal Gear Solid: Master Collection Vol. 1Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

После долгого перерыва Konami решила вернуться — во всяком случае, на словах — на рынок игр калибра AAA. В этом году могут выйти ремейки Silent Hill 2 и Metal Gear Solid 3. Пока неизвестная команда трудится над Metal Gear Solid Delta: Snake Eater (что логично, учитывая хронологию серии), японский издатель разогревает интерес к бренду — прошлой осенью в продажу поступил сборник Metal Gear Solid: Master Collection Vol. 1.

Khrushchev не узнает, что мы угнали Shagohod

Разработка: Konami Digital Entertainment
Издание: Konami Digital Entertainment
Жанры: Action/Stealth/1st Person/3rd Person/3D
Похожие игры: Splinter Cell (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): PS5, сборник приобретен автором

У многих к MGS есть определенное предубеждение: ну как всерьез воспринимать эту клоунаду с фриками вместо шпионов? Как по мне — точно так же, как мы относимся к Бэтмену, Человеку-пауку и Стражам галактики. MGS — вероятно, самый популярный игровой комикс, автора которого знают куда лучше, чем разработчиков других, возможно, более достойных проектов в этом жанре. Тем не менее отнимать у Хидэо Кодзимы право называться одним из основоположников жанра «стелс» было бы неправильно: его Metal Gear в 1980-х и Metal Gear Solid в 1990-х предложили такое, чего в подавляющем большинстве боевиков тогда не было (и сейчас редко встречается).

Кодзима давно покинул Konami. Судя по всему, человек он впечатлительный и не особенно тонкий. Ему нравится «слоумо» — он и вставляет его по поводу и без. Он делает триллер про шпионов в духе фильмов 60-х — и во вступительных титрах запускает песню, напоминающую известные треки из картин про Бонда тех лет. Вместо изящных намеков он лишний раз вслух проговаривает — про что его очередная отсылка. Но при некоторой грубости сценариев, пускай и не лишенных лихих поворотов, Кодзима все равно умудрялся делать свои игры интересными и непохожими.

В сборник вошли две классические Metal Gear для японских компьютеров MSX, две корявые подделки для американского рынка и консоли NES и первые три Metal Gear Solid. Если не считать совершенно ненужные Metal Gear для NES (за ними стоял не Кодзима, и они по всем параметрам невероятно убогие), то на ПК впервые официально пожаловали две части — Metal Gear 2: Solid Snake и Metal Gear Solid 3: Snake Eater.

Смотреть галерею скриншотов MGS: Master Collection Vol. 1

Главные игры сборника — MGS 1–3 — на удивление хорошо сохранились. Будь то приключения Солид Снейка на вымышленном острове вблизи Аляски или мытарства Райдена на заводе, к управлению привыкнуть легко, а игровой процесс комплексный. Metal Gear Solid 3 же доступна со свободной камерой «за спиной» (из Subsistence), в отличие от фиксированной в ранних выпусках.

Первая MGS держится бодро. Одинокий диверсант пробирается на секретную базу, где творится бог знает что. Пленники — как сговорившись! — умирают от сердечных приступов, в коридорах Снейку мерещится летающий телепат, начальство как будто что-то недоговаривает. Докапываться до истины увлекательно.

Смотреть галерею скриншотов MGS: Master Collection Vol. 1

В MGS 2: Sons of Liberty еще интереснее, потому что это образцовый пример постмодернистского хулиганства. Сначала Кодзима заманивал геймеров вступительным эпизодом со Снейком в главной роли. Потом — бросал на Big Shell с нелепым Райденом, тот в происходящем понимал меньше нашего. Как и в других творениях Кодзимы, тут перебор с разговорами, однако в основе своей это хитроумная история, которая ловко водит за нос до самого финала.

Смотреть галерею скриншотов MGS: Master Collection Vol. 1

Настолько хитроумная, что в начале 2000-х не все оценили, как японский дизайнер поиздевался над ожиданиями аудитории. Наверное, поэтому MGS 3: Snake Eater и стала куда более традиционной. Здесь все еще запутанный сюжет, многие персонажи вовсе не те, кем кажутся, ролики длятся как будто бесконечно. Но именно эта часть, пожалуй, лучшая в серии. Она превзошла предшественниц во внимании к деталям. Снейку нужно следить за камуфляжем, подбирая его под окружение. Голод гонит в лес ловить знаменитых сибирских крокодилов — на пустой желудок руки начинают трястись. Меткий выстрел в рацию (оружие) постового лишает того возможности вызвать подмогу (оказать сопротивление). Если герой получает ранение, приходится лезть в вещмешок — каждый расходник предназначен для чего-то конкретного, например для фиксация сломанной кости или дезинфекции раны. Присосавшуюся пиявку убирают ножом / сигарой. В общем, возможностей хватает. То, что игра доступна на всех современных платформах — отличная новость. Правда, есть нюанс.

Смотреть галерею скриншотов MGS: Master Collection Vol. 1

Вместо рецензии

Konami не в первый раз выпускает спорный сборник. Например, шумиху вызвала Silent Hill HD Collection — по факту это худшие версии второй и третьей частей. Тогда издатель потерял оригинальный исходный код. Master Collection Vol. 1 такого конфуза избежала… для нее никто ничего улучшать не стал.

Судя по всему, ранние игры серии (то есть 5 штук, включая первую MGS) работают через эмуляторы. Сильнее других пугает MGS — она идет, видимо, в привычном для PS1 разрешении 240p при 30 кадрах/с. Лесенками на мутных, «плавающих» при малейшем движении текстурах можно пилить деревья. Версия MGS для GOG с фанатскими патчами выглядит значительно лучше. Удивительно, что хотя бы описание кнопок подогнали под соответствующие платформы (разумеется, на озвучке это не отразилось). О продвинутом ремейке Metal Gear Solid: The Twin Snakes для GameCube японцы не вспомнили — а он бы пришелся к месту, в отличие от бестолковых боевиков для NES.

MGS 2 и 3 обошлись без 4K: они запускаются в 720p при 60 fps. На Switch экшены 20-летней давности ограничены 30 fps. Освежить картинку не пытались — перед нами версии игр из сборника MGS: HD Collection (соответствующий логотип при загрузке не убрали).

Смотреть галерею скриншотов MGS: Master Collection Vol. 1

У каждой платформы свой набор проблем. Сейчас предпочтительной можно назвать версию для PS5. В перспективе привлекательнее смотрится издание для PC.

Что вызывает уважение, так это оформление оболочек для игр и огромное количество дополнительных материалов (книги, сценарии, комиксы, саундтреки…). На мой взгляд, любой ремастер должен так выглядеть, ведь в первую очередь переиздания ориентированы на фанатов. Проблема Master Collection Vol. 1 в том, что это, увы, не ремастер — и даже не простенькая «подтяжка лица» в 4K. К счастью, в «цифре» сборник можно покупать по частям, поэтому платить полную цену ради одной MGS 3 не придется. В то же время приятно осознавать, что за Vol. 1 неизбежно последует Vol. 2, куда наверняка войдет погребенная вместе с PS3 эпатажная, неоднозначная, а потому очень любопытная MGS 4.

Смотреть галерею скриншотов MGS: Master Collection Vol. 1

***

Хорошее наполнение и слабое исполнение.

Оценка Riot Pixels50%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Metal Gear Solid: Master Collection Vol. 1
Author Rating
31star1star1stargraygray