Рецензия на Assassin’s Creed: Odyssey

Автор: SNOR

Разросшийся до необъятных размеров сериал об одетых в капюшоны киллерах-бунтарях продолжает претерпевать удивительные метаморфозы. Прошлогодняя Origins была приличной “перезагрузкой”, пошатнувшей немало устоявшихся за 10 лет неприятных “канонов”. Новый выпуск идет еще дальше – развивая новую концепцию, Ubisoft замахнулась на смену жанра. Да, звучит слегка безумно, и тем не менее, по всем признакам Assassin’s Creed: Odyssey – ролевая игра, прямой конкурент The Witcher 3 и ей подобных. Только надо учитывать, что у Assassin’s Creed с самого начала был… скажем так, особый путь. Похождения Альтаира формально именовались “стелс-экшеном”, но ставить их на одну доску со всякими Splinter Cell было бы попросту неразумно. Вот и с Odyssey дела обстоят схожим образом.

Приди и возьми

Разработка: Ubisoft Quebec
Издание: Ubisoft Entertainment
Жанры: Action/RPG (Action RPG)/3rd Person/3D
Похожие игры: Assassin’s Creed (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Греция, 431 год до нашей эры. Эллинский мир в то время знатно лихорадило – растущее напряжение между Афинами и Спартой достигло пика и вылилось в знаменитую Пелопоннесскую войну. Конфликт между двумя самыми могущественными греческими полисами зацепил все земли, на которые распространялось их влияние, и Средиземноморье превратилось в громадное поле битвы. Силы поборников демократии и на редкость воинственных республиканцев были примерно равны; непревзойденная спартанская пехота одерживала победы на суше, громадный флот афинян довлел над морем, и конца этой кровавой вакханалии не предвиделось. Форменный ад для мирных жителей, зато для разного рода наемников, зарабатывающих убийствами, – подлинное раздолье, страна возможностей с кисельными берегами. Как раз в качестве одного из них мы и будем путешествовать по просторам Эллады.

При чем же здесь ассасины? Собственно, почти ни при чем – Айя и Байек создадут Братство Незримых в Origins, 400 лет спустя. Организация борцов за свободу, которые вечно выступают за все хорошее и против всего плохого, возникает в кадре исключительно на время коротеньких вылазок в реальность. Наша старая знакомая Лейла Хасан окончательно порвала с “Абстерго” и теперь, при поддержке своих новых друзей со спрятанными клинками, ищет в далеком прошлом очередной кусок наследия исчезнувшей цивилизации Предтеч. От симуляции она отлипает настолько редко, что про современный слой сюжета порой напрочь забываешь, хотя это не беда – он все равно скорее функциональный. Кстати, “Анимусу” уже без надобности трупы, достаточно сохранившихся фрагментов ДНК на каком-нибудь предмете. Ключом к тайнам былого для Лейлы служит старинное копье со сломанным древком. На нем остались “следы” сразу двух человек – брата и сестры, Алексиоса и Кассандры. Чью “шкуру” надевать, мы раз и навсегда решаем в самом начале (никакой принципиальной разницы между персонажами нет).

Героиня (или герой) родилась в Спарте, но была вынуждена бежать оттуда в нежном возрасте. На ее семью ни с того ни с сего обрушилось жуткое бедствие: всемогущий оракул почему-то приказал казнить младшего брата, отец, будучи упоротым спартанцем до мозга костей, не смог пойти против закона, девочка попыталась защитить младенца сама… В общем, неприятная ситуация, и удивительно, что бедняга выбралась из нее живой. Новым домом для юной беглянки стал остров Кефалония, где ее приютил один неудачливый жулик. С тех пор прошло много лет, Кассандра повзрослела и превратилась в профессиональную наемницу. О прежней жизни ей напоминает лишь подаренное матерью оружие – магическая фамильная реликвия, то самое сломанное копье, которым царь Леонид когда-то разил персов при Фермопилах.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Odyssey

По мнению Кассандры, Кефалония – бесперспективное затхлое болото; она хочет увидеть мир, мечтает о путешествиях и славе. С началом масштабного конфликта долгожданная возможность наконец появилась: серьезный и многообещающий контракт зовет в дальние дали, под руку удачно подвернулся корабль… А еще внезапно всплыли призраки прошлого – выяснилось, что родственников, с потерей которых девушка давно смирилась, можно отыскать. Правда, для этого предстоит объехать всю Элладу, поучаствовать в войне, помогая обеим сторонам поочередно, и убить множество людей. Ну что ж, славные герои древности и не такое проворачивали.

Великие деяния, ожидающие наемницу, действительно впору равнять с подвигами Геракла, а уж их числом она даже утрет знаменитому полубогу нос. Сюжетная линия Odyssey условно разбита на три параллельные ветки, связанные между собой, и “дела семейные” – лишь одна из них. Вторая посвящена традиционной для Assassin’s Creed борьбе со зловредным тайным обществом, вернее сказать, его поголовному истреблению. Так называемый “Культ Космоса” угрожает и самой героине, и ее родне, и вообще всей Элладе: важные дамы и господа в смешных бородатых масках плетут заговоры, контролируют правительства и не пренебрегают никакими методами на пути к достижению своей Священной Цели – на самом-то деле именно они стравили Пелопоннесский союз с Делосским. В третьей фигурирует Атлантида, мифические существа вроде Минотавра и сбор артефактов.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Odyssey

Тут, пожалуй, стоит пояснить – привычному определению “большой сюжетной кампании” соответствует разве что история о поиске родных. С культистами все обстоит иначе: в сущности, это просто список рассеянных по карте людей, которых необходимо вычислить и прикончить. Часть из них мы обязательно отыщем, занимаясь “семейной” линией, а остальных положено выслеживать, исследуя мир и выполняя побочные задания; никогда не знаешь, что даст наводку на очередного психопата с манией величия. Впрочем, искать цели вслепую игра не заставляет, выдавая подсказки типа “поработай вон в том районе”. Конечно, есть еще рассказ про Атлантиду, но он очень короток и пришит к общей канве белыми нитками. Лейла, кстати, здесь именно из-за него, да только Минотавра и прочих с наскока не забодать – сперва надо хорошенько подрасти, освоив стезю воина, лучника или ассасина.

Подробно расписывать бои и скрытность смысла нет. По большому счету, это все та же Origins с незначительными изменениями – например, Кассандра принципиально не трогает щиты, предпочитая парировать удары в “тайминг”. Дурацкая система уровней по-прежнему в строю: мир разделен на абсурдные зоны, каждое “повышение” обеспечивает анекдотически огромный прирост здоровья и урона, и любой противник на пять уровней старше сделает из вас отбивную за считаные секунды. Добавьте возню со снаряжением (всякие кирасы, ботинки и т. п., не считая оружия) – понравившиеся вещи придется улучшать, расходуя безумные количества ресурсов, без 400 деревяшек и 600 полосок кожи старые сапоги под свой уровень не подогнать; добавьте потрепанный жизнью корабль “Адрестия”, который тоже желательно совершенствовать тоннами материалов, дабы не трепать нервы в каждой морской стычке; добавьте встроенный магазин с его “бустами” набора опыта, мешками “расходников” и прочей “экономией времени”. Само собой, игра не ставит перед выбором “плати или страдай”… но серьезно, Ubisoft, на сей раз это выглядит совсем уж некрасиво.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Odyssey

Красива тут Греция. Завораживающих видов в Odyssey предостаточно: высоченные скалы, лиственные леса, болота, джунгли, необъятные морские просторы… Острова с вулканической активностью впечатляют мрачными выжженными пустошами, на других царит уютный тропический рай с пальмами и песчаными пляжами. Горные луга Лаконии услаждают взор сумасшедшим буйством красок, нарядная Олимпия – изысканной архитектурой, кругом бесчисленные храмы с колоннами и фресками, непривычно пестрые (поскольку древние эллины нередко их раскрашивали) статуи богов, мудрецов и легендарных героев… До Origins с ее волшебными панорамами картинка несколько не дотягивает, и все же получилось здорово. Вот “живостью” Эллада уступает Египту кардинально: на дорогах в основном дежурят одинаковые группки дерущихся солдат, дикое зверье ведет себя странно, чуть ли не половина NPC с утра до ночи сосредоточенно возносит молитвы… И упаси Зевс-громовержец устроить с кем-нибудь драку в городе – население крайне сознательное, так что на вас непременно нападут все члены общины, оказавшиеся поблизости. Да, все поголовно, включая бродячих собак и домашнюю птицу.

Пытаясь создавать веселые ситуации “на ходу”, Odyssey использует упрощенный аналог системы Nemesis из Shadow of War. Кассандра не единственная наемница, вокруг полным-полно других могучих “псов войны”, и они тоже путешествуют туда-сюда, прикидываясь страшно занятыми. Нам позволено скрещивать с ними клинки в честном бою на гладиаторской арене или искать и убивать тех, за кого обещают награду, но обычно они приходят сами – после того, как какой-нибудь ретивый солдат “закажет” героиню, вырезавшую его товарищей. В этом случае у нас есть целых три способа очистить свое имя: безропотно заплатить штраф, убить заказчика или просто бегать и скрываться, пока настырные преследователи не отстанут.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Odyssey

Сама по себе идея неплохая, однако работает она неважно. Во-первых, большинство наших противников – не какие-нибудь бандиты, на которых всем плевать, а как раз служивые, спартанские и афинские; иными словами, если вы не планируете изображать Сэма Фишера, вешать штрафы будут почти постоянно. Во-вторых, вести разлетаются стремительно и необъяснимо – только зарежешь, допустим, охранника в одном поместье, а твою жизнь уже щедро оценил кто-то в соседнем. Телепатия, наверное. В-третьих, на шум потасовки наемники способны прибежать ОЧЕНЬ издалека, неожиданно превратив какую-нибудь непростую битву в сущий ад.

Занятий хватает и без истребления собратьев по профессии. Можно до посинения бороздить водную гладь: слушать мелодичное пение команды, топить чужие корабли в нехитрых аркадных сражениях, изучать маленькие островки. Можно блуждать где-нибудь в глуши, разыскивая точки синхронизации, таинственные пещеры и заброшенные гробницы. Можно разорять многочисленные лагеря и форты обеих воюющих сторон, причем с дальним прицелом: например, ослабить власть Спарты в определенном регионе убийствами командиров и диверсиями, а потом выступить на стороне Афин в масштабной битве, чтобы сорвать большой куш. Ну и выполнение квестов никто не отменял, их тут целый вагон. Однако они, как правило, чудовищно унылы и ведут все в те же пещеры, лагеря и форты.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Odyssey

Да, мы вольны выбирать реплики в разговорах… и это толком не используют в заданиях, без конца заваливая Кассандру тупейшими “убей-принеси”. В отличие от Origins, наполненной любопытными историями, Odyssey – типичная “песочница от Ubisoft” в самом наихудшем смысле: сотни однотипных мест и ни малейшего стимула их “зачищать”. Конечно, бывают исключения, несколько раз авторы даже подсунут выбор с последствиями, но качество исполнения так сильно хромает, что воспринимать “драму” всерьез все равно нереально. А романы, какие здесь волшебные романы! Пара фраз – и быстренько в кровать, древние греки времени попусту не тратят. Апогей фарса – основной сценарий; Odyssey, пожалуй, переплюнет любую из своих предшественниц зашкаливающей глупостью происходящего. И возможность поспорить с Сократом или, скажем, переспать с Алкивиадом – слабое утешение.

* * *

Assassin’s Creed, вероятно, и вправду стала бы лучше от настоящей “ролевости”. Увы, разветвленные диалоги вставили не в ту игру…

Оценка Riot Pixels60%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5 2400/FX-6300
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon R9 285
50 Гб на винчестере

Core i7 3770/FX-8350
8 Гб памяти
GeForce GTX 970/Radeon R9 290
50 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Assassin's Creed: Odyssey
Author Rating
41star1star1star1stargray
-66%
675 руб.1999 руб.