Рецензия на Returnal

Обзор ReturnalАвтор: SNOR

От цивилизации на планете Атропос сохранились лишь следы. Укутанные буйной растительностью руины населяют причудливые звери с щупальцами, боевые роботы бессмысленно сторожат опустевшие города. Остатки невероятных технологий и записей исчезнувшей расы когнитов того и гляди поглотит природа. Изучать планету крайне опасно, но для астронавта-исследователя это настоящая сокровищница, кладезь знаний. Впрочем, есть нюанс — если однажды ступить на поверхность Атропоса, покинуть его уже не выйдет…

Шутеры-«рогалики» обычно выступают на «инди»-сцене. Returnal финская студия Housemarque изначально создавала по эгидой Sony, как эксклюзив для PS5, — отсюда серьезный бюджет, холеная внешность, кинематографичность… и серьезный упор на историю, в духе Hades. Два года спустя после релиза на консоли нестандартный проект пожаловал на ПК.

Персональный ад

Разработка: Housemarque
Издание: Sony Interactive Entertainment
Жанры: Action (Shooter)/3rd Person/3D
Похожие игры: Risk of Rain (серия), Hades
Мультиплеер: (2) Internet
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): PC

Селена Вассос, профессиональный разведчик дальнего космоса, потерпела на Атропосе крушение. Пусть разведывательное управление корпорации ASTRA и приказывало избегать этой планеты, Селену заинтересовал идущий оттуда странный сигнал, а дисциплиной она никогда не отличалась. На входе в атмосферу ее маленький корабль «Гелиос» что-то сбило, и посадка получилась предельно жесткой. Раскуроченному звездолету не взлететь, героиня выжила благодаря высокотехнологичному скафандру. Связи нет, помощи ждать неоткуда, вокруг заросшие развалины. Подхватив табельный пистолет, разведчица углубилась в руины, столкнулась с чудовищной местной фауной… и вскоре погибла.

Вот только не совсем. Испустив последний вздох, она немыслимым образом вернулась за штурвал «Гелиоса», подлетающего к планете. И опять — удар, крушение, пистолет, руины. Новый марш-бросок в неведомое, новый бой, новая смерть. И еще раз — удар, крушение, пистолет, руины, те же, но другие, с неизведанными опасностями. И еще раз. И еще. Среди руин — трупы в подозрительно знакомых скафандрах с метками ASTRA и аудиодневники разведчицы Вассос. Которые она совершенно точно не записывала… Временная петля, параллельные вселенные, таинственное инопланетное влияние на мозг — что бы ни творилось на Атропосе, просто так отсюда не уйти даже вперед ногами. Селена твердо намерена все выяснить и выбраться, однако заточение в кошмарном бесконечном цикле грозит быстро свести ее с ума.

За цикличностью скрыты типичные для «рогаликов» новой волны порядки. Процедурный лабиринт из условных «комнат», набитых врагами и ценными сундуками, перестраивают при каждом забеге. Смерть возвращает в начало пути и забирает нажитое. Героиня разгуливает среди обломков былого величия, изучает уцелевшее наследие когнитов и осваивает их технологии, ищет полезные артефакты, перескакивает пропасти, полыхая дюзами скафандра, отстреливает обитателей планеты в суровых стычках. А Атропос лезет ей в голову, словно легендарный Солярис Лема, и вытягивает оттуда то, что лучше бы забыть, как страшный сон…

На этих воспоминаниях и выстроена большая часть истории, присутствуют целые повествовательные хоррор-эпизоды, показанные от первого лица. Правда, надо учитывать, что авторы до крайности любят ребусы. Returnal почти ничего не говорит прямо, прячет суть за многослойными метафорами и мифологическими аллюзиями, нарочно устраивает путаницу в хронологии событий. Ее надо буквально разгадывать, выдвигая теории и предположения, и хотя сам по себе рассказ вызывает интерес, подают его излишне заморочено.

Смотреть галерею скриншотов Returnal

При этом финской студии удалось хорошо передать специфический дух «исследования опасного внеземелья». Пытаясь сбежать, разведчица посетит шесть непохожих биомов, и все они завораживающе красивы и атмосферны. В темных болотистых лесах зелень и светящиеся цветы оплетают статуи когнитов. Есть подчеркнуто «марсианская» красная пустыня с жалкими фрагментами поселений и песчаными бурями. Еще — набитые гигантскими механизмами ледяные пещеры в недрах горы, величественный заброшенный мегаполис со странными, нечеловеческими небоскребами, причудливые подводные края.

Характерные «рогаликовые» условности — например, расставленные тут и там контейнеры с барахлом и общая схематичность уровней — картину не портят. Когниты, несмотря на гуманоидный облик, были весьма далеки от людей, а безжалостное время от души потрудилось над их постройками — немудрено, что они выглядят своеобразно.

Смотреть галерею скриншотов Returnal

С пресловутой «рогаликовостью» дела обстоят неоднозначно. Номинально Returnal следует заветам The Binding of Isaac и ей подобных. Селена собирает расходники, ключи для запертых сундуков и дверей, наращивает прочность скафандра особой грибной смолой, вышибает из врагов ценный минерал (в сущности, он служит деньгами), добывает оружие (носить дают одно) и усиливающие предметы-артефакты. Кроме того, разрешено цеплять на себя мерзких инопланетных паразитов — каждый из них одаривает и положительным, и отрицательным «перками» сразу, заставляя размышлять, стоит ли овчинка выделки.

Другой повод для размышлений — система порчи в духе Curse of the Dead Gods. На Атропосе свирепствует таинственная скверна, сундуки и залежи ресурсов часто заражены. С ними можно взаимодействовать… с шансом получить неприятный сбой в работе скафандра. Замедленное восстановление уворота, урон при подборе вещей, сниженная вполовину прочность — список разнокалиберных «проклятий» внушительный, несколько одновременно спровоцируют критическую неполадку с потерей случайного предмета. Чтобы устранить поломки, нужно выполнять определенные условия, у каждого сбоя они свои, и незатейливое «убить N врагов» — одно из самых простых. Куда веселее, если для ремонта необходим, скажем, паразит, а все доступные щеголяют крайне неудобными «минусами».

Смотреть галерею скриншотов Returnal

Самые худшие сбои и отрицательные свойства изрядно усложняют и без того жесткие сражения. Динамикой творение Housemarque смахивает на современные Doom: мы стремительно носимся по импровизированным многоуровневым аренам и прыгаем по уступам, рывками уходим от десятков снарядов, палим во все стороны и судорожно пытаемся поймать момент для ускоренной перезарядки. Строго говоря, это и не перезарядка вовсе — от стрельбы растет температура, как в первой Mass Effect, и своевременным нажатием можно быстрее «сбросить пар». Непохожих футуристических «стволов» тут немало. Помимо начального пистолета и когнитских версий автомата, пулемета и дробовика, есть более необычные варианты, например плюющийся кислотой бионический агрегат или карабин с зарядами-«бумерангами» (они прилетают назад после выстрела). Интересный арсенал, напряженная скоростная беготня с уворотами, множество очень разных противников — битвы определенно удались.

Увы, тут-то и зарыта собака. Returnal — безусловно хороший шутер, и именно стрельба в ней главное; натянутый поверх примитивный «рогалик» попросту не справляется со своей задачей. Забудьте о кропотливом выборе вещей и хитрых билдах — большинство предметов и паразитов ничего по-настоящему не решает, важны исключительно подходящее оружие и дополнительная толщина для скафандра. Генератор не так уж изобретателен, уровни он склеивает из здоровенных кусков, ситуации регулярно повторяет.

Смотреть галерею скриншотов Returnal

Очевидный путь к новым впечатлениям — менять «пушки», но игра, напротив, поощряет хранить верность чему-то одному. Чем дольше мы используем тот же автомат, тем больше открываем для него полезных свойств (они могут возникнуть у автоматов в последующих забегах). Такими свойствами глобальное развитие и ограничено. Постоянные улучшения скафандра — вроде крюка-кошки — Селена в обязательном порядке получит «по сюжету» (за победы над боссами), расширение же пула предметов за ресурсы выглядит несолидно — там страх сколько бессмысленного хлама.

Returnal давит высокой сложностью, безжалостно отбрасывает назад перманентной смертью и не делает почти ничего, чтобы разнообразить отчаянные экспедиции разведчицы. Да, дорогу разрешено спрямлять — каждого босса достаточно убить единожды, в уже достигнутые биомы можно двинуть почти сразу. Только нужду в толковом оружии и длинной полоске здоровья никто не отменял, хотя бы часть пройденных мест все равно желательно навещать при каждой попытке, и со временем эти рутинные походы за богатырской силой начинают серьезно утомлять.

Смотреть галерею скриншотов Returnal

Веселья добавляет изящно вписанный в сюжет мультиплеер на двоих — мол, Селене помогает ее «альтернатива» из другого временного потока. Однако найти партнера для кооператива внутриигровыми средствами мне так и не удалось, желающих нет. О сетевых функциях напоминает почерпнутая из Dark Souls идея с трупами других игроков — можно посмотреть, как они погибли, и даже «отомстить», призвав и одолев элитного противника. Еще героине припасли Башню Сизифа — тоскливую «зачистку» бесконечных маленьких этажей ради фрагментов сюжета и позиции на доске почета.

Смотреть галерею скриншотов Returnal

Само собой, тоскливость можно считать своего рода нарративным ходом — как и Селена, мы чувствуем дискомфорт и безнадегу от удушающих объятий Атропоса. Но душить атмосферой можно и без странных дизайнерских решений, а рассказ, в общем-то, не особенно хорош. Дымовой завесой противоречивых намеков он провоцирует на поиски некоего глубокого смысла, и в этом дыму потерялись подача, эмоции и, собственно, смысл. Открытый финал тут выглядит не каким-то осознанным решением, скорее беспомощностью — очевидная разгадка слаба, для какой-то иной маловато сведений.

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Хороший перевод текста, пристойная озвучка.

***

И боевая механика, и инопланетные пейзажи в Returnal достойны оваций. Не факт, что они сумеют дотащить вас до финальных титров — хромает, увы, сам концепт.

Оценка Riot Pixels70%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-6400/Ryzen 5 1500X
16 Гб RAM
GeForce GTX 1060/Radeon RX 580
60 Гб на HDD

Core i7-8700/Ryzen 7 2700X
16 Гб RAM
GeForce RTX 2070 Super/Radeon RX 6700 XT
60 Гб на SSD

Summary
Review Date
Reviewed Item
Returnal
Author Rating
41star1star1star1stargray