Рецензия на Pillars of Eternity

logo-pillars-of-eternity-reviewАвтор: ВЛАДИМИР ГОРЯЧЕВ

Четыре золотых треугольника, сходящихся в центре. Рука с указующим перстом, разве что затянутая не в рыжую, а в чёрную кожу. Кнопки с точками для разных построений отряда. Кровь, заполняющая портреты по ходу сражения. Музыка, которая, похоже, уже готова сорваться в знакомый мотив. Pillars of Eternity не просто дёргает за струны души, вызывая ностальгию по играм на Infinity Engine, — она исполняет на них сюиту. Правда, нет-нет да сфальшивит.

You must gather your party before venturing forth

Разработчик: Obsidian Entertainment
Издатель: Obsidian Entertainment
Жанры: RPG/Pausable real-time/Isometric/3D-2D
Похожие игры: Baldur’s Gate (сериал), Icewind Dale (сериал)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Генератор персонажей бьёт в самое сердце. «Оно!» — воскликнет всякий, кто в своё время провёл немало вечеров в компании с Baldur’s Gate и Icewind Dale. Подобно курсорам, ролевая система Pillars of Eternity сознательно имитирует классику. Да, среди рас есть странные граждане вроде здоровяков аумауа, словно сбежавших из «Аватара», остроухих кенде… то бишь, орланов и богоподобных с диковинными чертами лиц, зато остальные — привычное высокое фэнтези с эльфами, гномами и людьми.

Большинство классов – из D&D, хоть и с местным колоритом. Например, чем больше ран у монаха, тем лучше срабатывают его спецприёмы. Маги получают заклинания по мере развития, однако используют лишь те, что записаны в их фолианте (впрочем, здесь разрешают копировать новые чары из трофейных томов и менять волшебные книги в бою). Священники – единственные, кто эффективно лечит товарищей, – держат в уме все заклятия, но число применений ограничено. Если запас иссяк, придётся разбить лагерь, потратив часть особых припасов (с ростом сложности их количество уменьшается) или переночевать в таверне.

Два архетипа Obsidian придумала с нуля, и получились они на удивление толковыми. Певчий автоматически нашёптывает «фразы», которые мы загодя расставляем на нотный стан в его блокноте. Каждая строчка песни усиливает отряд или причиняет вред недругам и через какое-то время даёт возможность применить мощное заклинание.

Сайфер, специализирующийся на промывке мозгов, пополняет ментальную энергию, шинкуя или расстреливая противников. Чем дольше он это делает, тем шире арсенал чар, многие из которых способны разогнать или сбить с ног целую толпу. Ценная находка для любой команды!

Смотреть галерею скриншотов Pillars of Eternity

Любопытно, что жёсткой привязки оружия к классам в Pillars of Eternity нет. Вместо этого мы задаём специализацию, выбирая таланты и способности при повышении уровня. Брать наугад не советую — откатиться назад нельзя.

Помимо стандартных базовых параметров, у всех героев есть пять навыков, растущих в процессе «прокачки». Выживание продлевает действие зелий, знание позволяет читать магические свитки, атлетика замедляет боевую усталость (т.е. персонаж позже захочет спать). В механику следует вложиться тем, кто планирует вскрывать замки, обезвреживать и ставить ловушки. Скрытность пояснений не требует; отмечу лишь, что без «стелса» тут не обойтись никому – только в этом режиме заметны капканы и спрятанные предметы.

Навыки пригодятся ещё и в диалогах. PoE не упускает шанса ввернуть проверку на какой-нибудь параметр (решительность, восприятие, знание, сила, раса, имя почитаемого божества, место рождения…) в разговорах с NPC. Учитывают при этом исключительно характеристики главного героя, так что не пытайтесь заменить себя кем-то из спутников. Текстовые мини-адвенчуры, возникающие в ключевые моменты, тоже усыпаны проверками, но как раз здесь нам иногда разрешают опереться на более опытных компаньонов.

Последнее, что стоит упомянуть, прежде чем ваша голова пойдёт кругом, — свежий подход Obsidian к репутации. Во-первых, население городов и влиятельные фракции по-разному реагируют на поступки отряда. Во-вторых, важен выбранный вами тон. Игра порой предлагает по 5-6 вариантов ответа, каждый — в своём ключе. Поначалу кажется, будто сценаристы впустую тратили время, сочиняя реплики, отражающие великодушие, эмоциональность, ум, рациональность, обман, прямоту и дипломатичность. Суть замысла понимаешь потом: PoE запоминает вашу манеру общения и делает кое-какие опции доступными лишь для тех, кто, скажем, набрал 3 пункта в «Дипломатичности».

Смотреть галерею скриншотов Pillars of Eternity

Baldur’s Eternity

Дойти до финала, забалтывая народ направо-налево, конечно, не получится. Воевать придётся, и часто. Правда, на набор опыта за убийства поставлено хитрое ограничение: его выдают не за мёртвые тушки, а за пополнение записей во встроенной энциклопедии. Едва вы «изучите» очередной тип чудовищ, уничтожив несколько экземпляров, ручеёк «экспы» пересохнет. Вот так ненавязчиво Obsidian подталкивает к выполнению побочных квестов — за них вознаграждают гораздо щедрее! С другой стороны, «фармить» тут некого, ведь монстры не воскресают.

Лететь сломя голову по сюжету при этом не стоит. Пусть авторы утверждают, что 75% локаций не являются обязательными, сложность в последней главе рассчитана на партию, достигшую предельного 12-го уровня или близкую к нему. Да и опять же, исследовать Дирвуд и его окрестности интересно. Здесь не травят унылыми «федексом» и «сходи убей»; подчас дежурное поручение оборачивается дилеммой с опасными последствиями. Гуляя по глобальной карте, тоже отсылающей к Baldur’s Gate, мы открываем новые районы и тщательно их прочёсываем, разгоняя чёрный «туман войны». Не все подземелья удастся одолеть с первого раза, но в этом — самая соль. Очень медитативное занятие, прямо как в далёком 1999-м…

Ностальгию по хитам Interplay усиливает картинка. Взяв движок Unity 4, Obsidian создала на его основе современное подобие Infinity Engine с красивыми 2D-«задниками» в HD, трёхмерными моделями персонажей, приятными освещением, яркими спецэффектами и плавным «зумом». Полудохлые враги, поймавшие критический удар, всё так же разлетаются фонтанами алых ошмётков. Фирма Beamdog, выпустившая «улучшенные издания» обеих BG и мечтающая сделать полноценную третью часть саги, теперь просто обязана купить лицензию у Obsidian.

Смотреть галерею скриншотов Pillars of Eternity

Тем более что перекраивать боевую механику не понадобится. Pillars of Eternity тоже заставляет часто включать паузу, отслеживать каждый чих бойцов (да здравствует очередь приказов!) и менять тактику. Долбить разных злодеев одним и тем же методом не выйдет. Плюс с поиском пути у парней туговато; вы, конечно, можете обвести всех в рамку и щёлкнуть по ближайшему врагу, но лучше сразу загрузите последний «сейв».

Пожалуй, лишь подход к здоровью – серьёзное отличие от D&D-хитов. Живучесть героя определяет выносливость, быстро регенерирующая в минуты затишья. В схватке её восполняют священники и целебные снадобья. Чем сильнее поколотили бойца, тем короче полоска «хитпойнтов», отрастающая до максимума только на отдыхе. Если персонаж с 1 HP влезет в драку и получит смачный пинок, он рискует сгинуть навсегда. Эта хорошая задумка избавляет от необходимости поглощать лекарства и обматывать команду бинтами после каждой битвы.

Ко двору пришлись и манипуляции с течением времени. Есть замедление для особо жарких баталий, двукратная «перемотка», когда хочется проскочить «зачищенный» сектор, и меню с внушительным списком условий, при которых срабатывает автопауза.

Задушевная история

Помимо масштабной технической работы, Obsidian основательно потрудилась над сотворением новой вселенной. Хронология длиной в несколько тысячелетий, море выдуманных словечек, странные верования, пантеон капризных, жестоких демиургов, налёт стимпанка в виде пистолетов и аркебуз — таков мир Эор. Мы в нём — лишь песчинка, втянутая в бурю драматических событий, охвативших гордое государство Дирвуд. Пятнадцать лет назад его жители убили самого бога; ныне их постигла беда, которую многие считают расплатой за страшный грех, — дети рождаются без души. Учёные-анимансеры пытались что-то сделать, но потерпели крах, породив попутно жутких мутантов.

Судьбу героя изменил могучий ветер биавук. Его порывы могут вырвать душу из тела, однако в этот раз он пробудил способности, присущие тем, кого в народе называют «хранителями». Терзаемый пугающими воспоминаниями, наш подопечный ищет избавления от необычного дара и вскоре попадает в центр древнего заговора.

Смотреть галерею скриншотов Pillars of Eternity

Правда, с приближением к развязке повествование становится всё запутаннее. Obsidian стоило поменьше налегать на нелинейные «флэшбеки» и километры описательных текстов, сопровождающих всякую мало-мальски важную сценку. Откровения финального акта, спору нет, хороши, но теологический диспут, в который превращается Pillars of Eternity под конец, не вызывает сильных эмоций. Любопытно, сколько игроков вообще поймут авторский замысел?

В итоге лямку тянут напарники. Сценаристы постарались, заполняя команду колоритной публикой. Колдун с раздвоением души, священник, мечтающий сжечь всю скверну огнём, птицеликая паладинша из Валианских республик, простой деревенский воин с отличным чувством юмора… Спутники, как положено, часто болтают и ругаются между собой, вставляют свои пять копеек в наши беседы и тащат тяжкий эмоциональный груз.

Жаль, ковыряние в этом багаже большой радости не принесёт. Персональные квесты скупы и на интригу, и на действие. Всё в основном сведено к трёпу, и, уж поверьте, до калибра Planescape: Torment ему далеко. Даже Diablo 3: Reaper of Souls, которая по жанру не обязана увлекаться такого рода вещами, обставила проблемы соратников не в пример ярче.

Впрочем, Pillars of Eternity не настаивает на тесном знакомстве с друзьями. Никто не мешает прогнать их, зайти в корчму и сгенерировать там молчаливых приключенцев а-ля Icewind Dale, заодно подобрав те классы, с которыми вам интересно играть.

Смотреть галерею скриншотов Pillars of Eternity

Хата с краю

Слепленные с нуля болванчики пригодятся не только тем, кого нервирует лишняя болтовня. Как минимум одного такого помощника стоит держать в цитадели, едва она у вас появится.

Возвращение крепости Каэд Нуа её первозданного величия — задача привычная для ветеранов Baldur’s Gate 2 и Neverwinter Nights 2. Постепенно восстанавливая постройки и убранство зданий, мы получаем доступ к магазинам, более комфортному отдыху и ценным расходным материалам для создания зелий, свитков и апгрейда вещей.

Строительство и борьба с непрошеными гостями (дворовые разборки, ничего эпического) протекают в реальном времени. «Закадровые» миссии, на которые мы отправляем бойцов со скамейки запасных, возникают по мере выполнения квестов. Промотавшись шут знает где, герой вернётся домой с золотом, артефактами и бонусом к репутации.

Правда, на этом стратегический элемент PoE исчерпан. Под тронным залом есть тюрьма, в которую мы бросаем редких пленников, но толку от неё мало — вершить правосудие, как в Dragon Age: Inquisition, тут не дают. Хотя однажды ко мне заглянул анимансер и предложил сдать ему кого-нибудь из заключённых на опыты. Я согласился, однако о том, что было дальше, не рассказали…

В общем, единственная реальная польза от Каэд Нуа — гигантское, высотой 15 этажей, подземелье Бесконечных Путей, древний источник нечисти. Путешествие по этому лабиринту займёт у вас не один час; по сути, это отдельная история о взлёте и падении цивилизации. И добра там – навалом!

Смотреть галерею скриншотов Pillars of Eternity

Monty haul forever

Истребив подряд десятки кобольдов, культистов, пауков и прочих обитателей местных пещер, вы неизбежно столкнётесь с одним из наиболее раздражающих изъянов PoE — отвратительным инвентарём. Он состоит из двух частей. У каждого персонажа есть скромных размеров рюкзак для самых полезных предметов. Под хлам, ингредиенты и сюжетные объекты отведён бездонный общий «тайник», по умолчанию доступный откуда угодно.

Звучит хорошо, но на деле достаточно накопить страниц пять однотипных, мелких иконок в любой категории, и поиск превращается в пытку. Фильтра по типу оружия или брони нет, быстро отсортировать скарб по качеству нельзя. Pillars of Eternity — не action/RPG, где ценность вещи определяет DPS или прочность. У невзрачного на вид клинка бывает до полудюжины бонусов и чар, причём мы вольны добавить пару-тройку улучшений от себя.

Другую головную боль создаёт торговля, особенно покупка. Здорово, что игра даёт сравнить товар с тем, что сейчас использует боец, но в магазине нет внятного переключения между членами отряда. Оно есть, но в меню никак не выделяют текущего героя, и вы примеряете новые сапожки практически вслепую. Очень глупый недочёт.

К счастью, эти мытарства приходится терпеть исключительно на первых порах. Самые убойные штуки, как обычно, мы снимаем с остывающих тел и достаём из запылившихся сундуков.

* * *

Подобно забытым реликвиям, изометрические RPG, некогда гремевшие на весь мир, долгие годы прозябали в темницах индустрии и ждали своего возвращения. Игра Obsidian, при всех достоинствах, понятное дело, неоригинальна — студия чётко знала, для кого и зачем работает. Можно до скончания века корить авторов за слишком явное подражание классике, но Pillars of Eternity хороша и без розовых очков ностальгии.

Оценка Riot Pixels83%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3-2100T @ 2,50 ГГц / Phenom II X3 B73
4 Гб памяти
GeForce 9600 GT/Radeon HD 4850
14 Гб на винчестере

Core i5-2400 @ 3,1 ГГц / Phenom II X6 1100T
8 Гб памяти
GeForce GTX 570/Radeon HD 7700
14 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Pillars of Eternity
Author Rating
51star1star1star1star1star
-50%
245 руб.499 руб.