MC Pixel: Музыка в играх id Software

mc-pixel-august-2016-600pxСмотришь или читаешь, бывало, беседы и статьи о студийной жизни id Software и приходишь к мысли, что в компании работали только «звезды»: Джон Ромеро, Американ Макги, Том Холл, Джон Кармак… Постойте-ка! У нас ведь рубрика об игровой музыке. Тогда вот так: Мик Гордон, Трент Резнор/Крис Вренна, Саша Дикисян и Бобби Принс. О них сегодня и речь. И неспроста – вы ведь уже запускали Doom: Unto the Evil? (Напоминаю, что вы всегда можете поддержать рубрику просмотром, комментарием или рублем.)

Кого вы вспомните, говоря о современной id Software? В роликах часто мелькают Тим Уиллитс, глава студии, Марти Стрэттон, продюсер Doom, и, само собой, Мик Гордон. Хотя австралиец вряд ли пытался намеренно привлечь к себе внимание… Просто его музыка прямо кричит, ревет, рвет и мечет. Как тут имя композитора не взять на карандаш?

Mick Gordon__11-08-16О длиннющих приключениях Гордона по волнам игровой индустрии мы подробно писали в этом материале. Если в рядах музыкантов NFS World и NFS: The Run его еще можно было пропустить, то Wolfenstein: The New Order (iTunes, Google Play, SoundCloud) прогремела на весь свет – благо Bethesda Softworks официально издала саундтрек параллельно с запуском шутера. Альбом одновременно «сносит крышу» и заставляет призадуматься – магия пост-метала, не иначе (еще ведь Фредрик Тордендаль на пластинке отметился). А уж как уши стонут под прессом из The New Order, Ransacked и Kill Everyone! По части ритма Гордон изобретателен как никто – темп то едва перебирает конечностями, то вышибает почву из-под ног.

В Wolfenstein: The Old Blood австралиец сознательно сменил тон. Ряд композиций – нагромождение шумов (Leiche, The Dark Secret). Но к этому-то мы успели привыкнуть! Другое дело – смесь электроники с оркестром. В Combat Suite, к примеру, струнные никак не хотят уходить на второй план из-за разбушевавшихся ударных. Классика плюс метал? Интересно, конечно, да только Гордон не особенно развивает эту идею. Настолько «не особенно», что единственный трек с альбома, который вы обязательно должны услышать, – акустическая баллада The Partisan. Мик долго ждал, когда Bethesda забросит дорожку The Old Blood в цифровые магазины. Увы, так и не дождался, – и опубликовал ее на SoundCloud.




Подходим к самому интересному – саундтреку новой части Doom. Уже по первому геймплейному трейлеру было понятно, кто занят музыкой. Гордон переосмыслил адскую MIDI-бесовщину, сочиненную Бобби Принсом, вооружившись аналоговыми синтезаторами (в том числе советским «Поливоксом» – Мик без ума от музыкального наследия СССР) и 9-струнной гитарой. Ее «сестры» тут, кстати, «говорят» на повышенных тонах (вплоть до истошных воплей, как в BFG Division), риффы стали на порядок агрессивнее, ритмы же лопаются и ломаются под собственной тяжестью. Трудно им носиться наперегонки с гитарами.

В переулках марсианского комплекса хватает обволакивающего эмбиента, однако чаще звук беспощаден к ушам. В хорошем смысле. Если вы поклонник мудреного рока, пост-метала, тонущей в шумах плотной электроники, то придете в восторг от дорожки – она заводит не меньше, чем жуткие добивания.

На своем YouTube-канале Гордон выложил пару роликов, где рассказал о создании саундтрека. В них можно услышать отрывки ряда мелодий: Flesh & Metal, BFG Division, Hellwalker, Mastermind, Waltz of the Demons, Hell Keep, Rip & Tear и классический рифф из At Doom’s Gate. Идеальное дополнение к веселенькой мясорубке под названием Doom. Не только по звучанию, но и по духу – гляньте, какие занятные символы любопытные фанаты обнаружили на спектрограмме композиции Cyberdemon.

Doom расходится отлично (через Steam реализовано свыше миллиона копий), однако Bethesda не подает вида, что намерена издать саундтрек. А вдруг руки так и не дойдут? Быть может, альбом по Wolfenstein: The New Order плохо продавался, быть может, Bethesda пугает то, что в Doom интерактивная дорожка (нужно немножко потрудиться, чтобы свести ее)… В общем, грустная история. Сам Гордон не сообщает, чем занят. С одной стороны, часто поминает в своем «Твиттере» Prey, с другой – музыка в дебютном геймплейном ролике Quake Champions подозрительно хороша. И тяжела.

Trent Reznor__11-08-16Раз уж вспомнили серию Quake, то давайте продолжим. Скакнем лет этак на 20 назад, когда участники Nine Inch Nails Трент Резнор и Крис Вренна взялись за саундтрек первой части Quake. Оба корпели и над композициями, и над звуковыми эффектами. Альбом обманывает своей нерасторопностью, бесчувственностью и монотонщиной (кажется даже, что здешний трескучий дарк-эмбиент, сдобренный перешептываниями, способен затянуть в болото уныния) – а ведь ему самое место в коллекции. Хотя бы из-за открывающей темы, в которую вписан отчаянный крик – вполне в стиле Резнора, если судить по пластинкам Pretty Hate Machine и The Downward Spiral.

Chris Vrenna__11-08-16Так уж вышло, что Резнор и Вренна питали слабость к Wolfenstein 3D и Doom, наиграли сотни часов в мультиплеере Doom 2 и не остались разочарованными Quake. Ну и ничего необычного, что Джон Кармак позвал Резнора сочинять музыку Quake 3: Arena. Уверен, главный «гвоздь» Nine Inch Nails согласился бы, если б не одно «но» – требовался рок в духе того, что крутили по MTV, то есть, по сути, попса. Резнор, естественно, послал id Software в *ад, посоветовав позвонить, когда компании понадобится что-нибудь мрачное и «настоящее». И что вы думаете? Позвонили в ходе разработки Doom 3. Трент впал в привычную трудовую депрессию, сочинил несколько треков, однако до релиза они не дожили – Резнора на посту композитора сменили Крис Вренна и Клинт Уолш. Не сказать, что дорожка вышла удачной, но заглавная тема определенно заслуживает внимания. Гитара чертовски хороша!

Вренна и Уолш также причастны к Quake 4. С предыдущими Quake этот саундтрек сравнивать сложно. Если Main Theme/Credits перекликаются с тем, что сочинял для id Software Резнор (и чуточку дарк-эмбиента), то большая часть дорожки (та, что оркестровая, а порой и вовсе приторная «военная» симфоника) – нет. Поэтому слушайте на свой страх и риск.


А еще слухи врали, что лидер NIN пишет для новой части Doom. Позже Резнор лично развеял надежды поклонников. Но теперь, думаю, никто особенно не переживает, что в итоге композитором оказался Мик Гордон.

Sascha Dikiciyan__11-08-16После первого выпуска Quake самовлюбленного Резнора сменил Саша Дикисян aka Sonic Mayhem. Простой парень без «звездного» прошлого (это нынче за его плечами серии Mass Effect и Borderlands…), придумавший для Quake 2 резвый гитарный звук. Кое-где озорной (Rage), кое-где – тягучий и взрывной (March of the Stroggs). За исключением пары вещиц (Descent Into Cerberon, Big Gun), вроде бы и не скажешь, что в саундтреке есть что-то особенное. Тем не менее, с композитором id Software явно не прогадала.

В Quake 3: Arena Дикисяна своими гаубицами поддержала Front Line Assembly. Сам немец, такое впечатление, рванул в открытый космос по сравнению с предыдущей работой – если судить по Quad Damage и Sacrifice, где каждая нота накачана адреналином. Front Line Assembly отыграла тяжелую электронику со злющими битами, впрочем, без перекосов в сторону метала с сумасшедшими гитарами.

Robert Prince__11-08-16Сегодня мы шагаем из наших дней к заре истории id Software, так что последний в очереди – Бобби Принс, пожалуй, самый известный игровой композитор конца 80-х – первой половины 90-х. Набравшись опыта на куче проектов (среди прочего – сочинив простенький и в то же время убедительный саундтрек Wolfenstein 3D), заслуженный ветеран (уже на тот момент) принялся за Doom и Doom 2: Hell on Earth.

В отличие от классических Quake 1–3 и новой части Doom, в случае Doom 1 и 2 не нужно рыться в файлах игры ради музыки. Темы Принса были настолько популярны, что в 1997-м оказались изданы на отдельном CD. Громадное достижение для игрового композитора тех времен! И ведь при прослушивании не скажешь, что это некий прорыв. Принсу, как верно подметил Мик Гордон, удалось на хлипком тогдашнем фундаменте возвести натуральный метал-бастион, позаимствовав по паре-тройке аккордов у Metallica, Slayer, Pantera, Accept, Alice in Chains, AC/DC и других именитых коллективов. Только что это – источники заимствования или вдохновения? Принс вряд ли признается. Да и не нужно – At Doom’s Gate, Intermission from Doom, Kitchen Ace (And Taking Names), Running from Evil, The Demon’s Dead и десяток иных треков ну никак не выходят из головы – даже спустя годы.

Еще один плюс дорожек Doom 1 и 2 – в их разнообразии. От дьявольски тягучей Sinister до резвой At Doom’s Gate, от мистической The Demon’s Dead до простой Intermission from Doom, от Running from Evil с классной клавишной партией до оркестровой Suspense – казалось бы, мили… Но на одном диске (или в игре) все эти разностилевые темы прекрасно гармонируют. Да и «приправа» у них одна и та же – звуки перезарядки, хрюканье демонов и стоны свежих трупов.

2000-е Принс провел в молчании… чтобы пару лет назад вернуться с неплохим саундтреком Wrack.

* * *

Кого же не хватает для полноты картины? Ага, Обри Ходжса и Билла Брауна. Почитайте обязательно. И вот это не забудьте.

-71%
245 руб.859 руб.