MC Pixel: музыкальный апокалипсис Марка Моргана (Fallout) и классика Carmageddon

mc-pixel-25-09-2014-falloutЭмбиент — музыка на любителя, в отличие от симфоники или рока. А ведь именно с эмбиентными композициями (вялыми, перегруженными шумами, без стержневой мелодии…) нам частенько приходится иметь дело в играх. На этом поприще добились успеха очень немногие композиторы, и в их числе — Марк Морган (Mark Morgan), озвучивший постъядерные вселенные Fallout и Wasteland 2. О его творчестве сегодня и поговорим. Но для начала ненадолго отвлечемся на новинку и классический альбом — саундтреки inFamous: First Light и Carmageddon, соответственно.

inFamous_First_Light__Cover300x300.jpg inFamous: First Light Soundtrack
Издатель: Sony Computer Entertainment America
Дата релиза: 15.09.2014
Продолжительность: 56:47

Саундтрек inFamous: First Light — в основном плод трудов знакомой по Second Son тройки композиторов: Марка Кэнема, Брайана Мантиа и Натана Джонсона. Новый материал соседствует со старым, не поместившимся на пластинке оригинальной игры. Если раньше все трое писали по законам гранжа (спокойное вступление, превращающееся в буйство инструментов), то теперь их работы примерно можно различить. Мантиа долго раскачивается (Flight, Shane’s Dirty Work), Джонсон плетет мелодии на грубой основе, а Кэнем радует разными подходами к музыке — то у него сплошная меланхолия (Siblings), то грязноватая электроника (The Hunt), то яркие гитарные партии (Heavy Hitter). В целом, саундтрек хорош «от и до», но есть одно «но» — купить, увы, можно только на iTunes.

Обратить внимание: Flashback, The Hunt, Punishing the Akurans, A Metric Ton

Купить: iTunes


Классика

Carmageddon_Soundtrack__Cover300x300.jpg Carmageddon Soundtrack
Издатель: Stainless Games
Дата релиза: 27.09.2012
Продолжительность: 32:00

Создателям гоночной аркады Carmageddon показалось, что одного скрежета металла для создания атмосферы автомобильного ада будет маловато. Как нельзя кстати у Fear Factory вышел второй студийник Demanufacture, посвященный машинам и снискавший большой успех у прессы и публики. Заряженные метал-гитарами и роботизированными ударными (поверить, что их записывали вживую, трудновато, но это так) треки опустились колючим одеялом на «мясные» трассы… и пришлись им впору.

«Брутальность» композиций Fear Factory (в игре их три: Demanufacture, Zero Signal и Body Hammer) — далеко не единственное достоинство саундтрека. Без индастриал-элементов этот метал вряд ли прыгнул бы выше головы — в Zero Signal, к примеру, присутствует мрачноватая синтезированная концовка, разом изменяющая настроение трека. Вторую половину звуковой дорожки аркады написал Ли Гровс (Lee Groves) — композитор, в игровой индустрии после этого проекта не задержавшийся. Его номера — электроника от первой до седьмой ноты, причем с упором на ритм и особо не блещущая эффектами. До драйва техно не дотягивает, но и эмбиентом, конечно, не назовешь. Скорее отличный противовес инструментальным «бомбам» Fear Factory. Группа, что интересно, не повторила путь The Gone Jackals (Full Throttle Soundtrack) и остается популярной по сей день.

Обратить внимание: Demanufacture, Body Hammer

Купить: GOG



«Пустоши» Марка Моргана

Mark_Morgan__Image200x200.jpgВ отличие от суровых рокеров, профессиональные композиторы, как правило, находят дорогу в мир музыки по клавишам фортепиано. То же можно сказать об американце Марке Моргане — за черно-белым «полотном» он оказался уже в семь лет. Ранние его годы (родился в 1961-м) пришлись на расцвет психоделии и сёрф-рока. Ну а поскольку жил он в Южной Калифорнии, то наблюдать за бурным развитием музыкальной культуры мог, так сказать, лично. Детское увлечение классикой сменилось подростковыми рок-группами (гитару Морган, кстати, так целиком и не освоил), затем был джаз и обучение в Berklee College of Music в Бостоне. Впрочем, именитое заведение Морган не окончил, предпочтя жизнь вольного трубадура.

Годы музыкального подвижничества обернулись для американца важными знакомствами, без которых делать карьеру попросту невозможно. Так, он выступал вместе со Снаффи Уолденом (будущий автор саундтрека к сериалу My So-Called Life) в группе Чаки Кан, а также писал и продюсировал музыку для коллектива Starship (экс-Jefferson Airplane). Последний проект навел его на мысль, что сочинительством надо бы заниматься активнее, а Уолден оказался для Моргана «живым» пропуском в мир телевидения.

Примерно в одно время с сериалами Марк начал работать над играми. Жизненного опыта американцу хватало, под стать Бобби Принсу, а образцами для подражания были Трент Резнор, Рюити Сакамото и Пол Хаслингер, поэтому неудивительно, что Морган тяготел к экспериментам со звучанием, а не к банальной оркестровке или гитарным заигрываниям с мейнстримом. Удивительно другое — для первого крупного телешоу (Prey, 1998) и игры (Fallout, 1997) заказчики потребовали от него как раз сложной музыки и чтоб непременно с мрачным уклоном.

Однако еще до Fallout Морган успел набить портфолио несколькими играми, значительными и не очень: Darkseed 2 (1995), Shattered Steel, Zork: Grand Inquisitor (1997)… В саундтреке шутера Descent 2 (1996) компанию ему составили коллективы Skinny Puppy и Type O Negative (Морган написал всего один трек, и тот Untitled), а некоторые композиции стратегии NetStorm: Islands at War (1997), как оказалось, были сделаны с расчетом на будущее — одни попали на звуковую дорожку Planescape: Torment, другие музыкант процитировал в Fallout. Винить американца в самоплагиате не совсем верно — он просто решал поставленные задачи. И если создатели игры просили Моргана переаранжировать понравившуюся им тему, композитор возвращался к старым наработкам и чуть приукрашивал их.

Признание игроков всего мира Моргану принесли «Илиада» и «Одиссея» постапокалиптики — Fallout 1 и 2. Звуковой дизайнер Interplay Чарльз Динэн (Charles Deenen) привлек американца к работе над первой частью незадолго до сдачи проекта. Композитора снабдили несколькими CD с экспериментальной музыкой, чтобы сориентировать, в какой стилистике сочинять материал. Компакты были без опознавательных признаков, а сам Морган не различил на них мелодии (по-видимому) Ричарда Джеймса, Джона Карпентера и Depeche Mode. Сроки поджимали, основных проектов было много, Fallout же числился всего лишь сторонней подработкой, так что музыкант порезал присланные треки на сэмплы и вживил их в сочиненный для игры дарк-эмбиент. Саундтрек стал ярче, и в Interplay остались им довольны, услышав знакомые нотки.

Плотный звук Fallout, перемежаемый шумами природы, здорово передает атмосферу цивилизованного мира, под ударами радиации скатившегося в хаос. Мутировавшая фауна, разумеется, тоже получила право голоса (вернее, воя) в треках. Несмотря на то, что ведущим стилем на звуковой дорожке стал дарк-эмбиент, Морган посчитал нужным усилить отдельные композиции четким ритмом (темы Lost Hills, The Hub) — видимо, сказался «индустриальный» опыт Descent 2. Общий пугающий настрой, создаваемый саундтреком (Shady Sands, Necropolis, обволакивающий Radiation Storm), это только усилило. В будущем излишне детализированный эмбиент стал «фирменным» звуком Моргана, по которому его можно узнать в любом окружении (Giants: Citizen Kabuto The Official Game Soundtrack).


Fallout 2 в музыкальном плане получился разнообразнее и мягче предшественника: тут появилась гитарная композиция (Chrysalis Highwayman), среднетемповое техно (All Clear Signal / Vault City), завывающие трубы не постеснялись соседства с лирическими вкраплениями (Biggest Little City in the World / New Reno). Старый и новый материал представлены в саундтреке в отношении примерно 50 на 50 — композитору попросту не хватило времени на сочинение полноценного альбома.




В рекордно короткие сроки (две недели!) записывался и Planescape: Torment The Soundtrack, выпущенный позднее на CD. Подобно Fallout и Icewind Dale, также изданным Interplay, музыкальное оформление игры ничуть не разочаровало. К слову, его роль была крайне важна, ведь большую часть «экспы» приходилось черпать из диалогов, а дорогу прокладывать преимущественно мозгом, а не оружием.


В отличие от Fallout, основу Planescape: Torment составляют короткие музыкальные зарисовки, соответственно, звучание тут немного другое. Игрока встречают стилистически контрастные композиции (сравните Morte Theme, Sigil Battle, Nordom Theme и Catacombs Battle), оркестровка и электроника сливаются в одно целое (Fortress Battle), милые Fall-From-Grace Theme и Deionarra Theme заставляют позабыть обсыпанные ядерным пеплом треки Fallout, а масштабное мрачноватое вступление (Main Title) разительно отличается от финальной темы (Credits), где Морган спускает с поводка электрогитару.


Идеальной музыкальную дорожку Planescape: Torment назвать нельзя. Сказался сверхзвуковой темп работы — кое-что Морган позаимствовал из NetStorm: Islands at War, кое-что умыкнул у Алана Сильвестри, где-то ограничился простецким инструменталом (Smoldering Corpse Bar Alternate). Впрочем, менее интересным путешествие Безымянного с черепушкой-компаньоном от этого не стало.


Последним проектом Марка Моргана перед долгим перерывом (в игровой индустрии) стал саундтрек Giants: Citizen Kabuto. Да и то американец трудился над шутером лишь на первых порах — потом его заменил соотечественник Джереми Соул. В продаже альбом появился в 2003 году, и в раздел бонусов на нем попали несколько эмбиент-треков Моргана, причем сравнение оказалось явно не в пользу Соула. На телевидении, между тем, американец покорял все новые вершины — после Уолдена с ним сотрудничал Марк Сноу («Секретные материалы»). К играм Марк вернулся только в конце 2000-х — размялся на Allods Online и Need for Speed: Shift. Ну а самая свежая его работа — конечно, Wasteland 2.

На этот раз дедлайн не висел дамокловым мечом над Морганом, и музыки набралось почти на час звучания (в официальном Bandcamp-релизе). Хаоса, как в саундтреке Fallout, не наблюдается — все сэмплы поверх основной мелодии кажутся упорядоченными. Попадаются минималистичные композиции, как The Underground, в которой зловеще-однообразно гудят басы, но в основном треки берут именно разнообразием эффектов (Tribal Wasteland). After the Blast украшена акустической гитарой, в Highpool Prison страху нагоняет продавленная клавиша пианино. Есть и где отдохнуть от тяжелого нашептывания дарк-эмбиента — драйв подается щедрыми дозами в War of Borders, Machines и Synth Uprise. Интересно, как в итоге сложатся дела у другого классика игровой музыки 1990-х, Бобби Принса, с шутером Wrack — удастся ли вернуться в индустрию столь же эффектно, как Моргану?




* * *

По числу интересных саундтреков и отсутствию провальных работ Марка Моргана можно поставить в один ряд с Оливье Деривье. Правда, француз все же не был замечен в самокопировании или шинковке чужих работ на сэмплы. Бесконечно далекий от игр и целиком занятый озвучкой телесериалов, американец в свое время сильно удивился, узнав, что его альбомы носят статус культовых в нашем сообществе. Молниеносные графики порядком подпортили качество его ранних работ (к примеру, были утеряны оригинальные дорожки, что делает невозможным издание классики в «родном» качестве), но теперь-то сроки стали куда цивилизованнее — и музыка Wasteland 2 подтверждает, что Моргану это пошло на пользу. Еще один повод ждать выхода Stasis, Torment: Tides of Numenera и Prey 2, согласитесь?


Новинки текущей недели

С 23 сентября на iTunes доступен саундтрек Skylanders: Trap Team.

30 сентября в продажу поступит Borderlands: The Pre-Sequel! The Soundtrack Йеспера Куда.


-67%
225 руб.699 руб.