Рецензия на Kholat

logo-kholat-reviewАвтор: SNOR

Тайна странной гибели туристической группы Дятлова в 1959 году так и не была раскрыта. Из-за своей категорической необъяснимости это событие вызвало широкий ажиотаж, отголоски которого не утихают по сей день. Дошло дело и до компьютерных игр: Kholat отправляет нас прямиком в глухомань, где случилась трагедия, и предлагает еще одну версию произошедшего – да такую, что бледнеют самые сумасшедшие теории конспирологов.

«Парня в горы тяни – рискни…»

Разработчики: Wohoo Games, IMGN.PRO
Издатель: IMGN.PRO
Жанры: Adventure/Horror/1st Person/3D
Похожие игры: Amnesia: The Dark Descent, Amnesia: A Machine for Pigs, Slender: The Arrival, Daylight, Betrayer, Lex Mortis
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Главный герой Kholat – почти идеальный персонаж хоррора. Он непонятно как очутился в страшном месте, нервничает от любой ерунды и не может пробежать 20 метров без одышки. Он никогда ничего не объясняет игроку, нагнетая таинственность. А для усиления эффекта иногда бормочет что-то на первый взгляд бессвязное усталым голосом Шона Бина.

К Шону Бину у меня претензий нет – он старался, да и остальные актеры, озвучившие дневники и письма, тоже. Просто есть тексты, которые никаким мастерством не вытянуть из болота. Пусть записки в Kholat и не скатываются в треш уровня Lex Mortis, радости от них немногим больше. Что толку в длинных посланиях, если они в лучшем случае смахивают на статьи из желтых газет? Некоторые вообще напоминают школьное сочинение на заданную тему, настолько неестественным слогом они написаны.

А ведь, наверное, сколько сил на это потратили… На каком языке ни играй, в нашем альбоме у каждого подобранного обрывка будет и русский оригинал, и локализованный перевод. Правда, родной озвучки в игре нет.

Смотреть галерею скриншотов Kholat

Такая забота о текстах неудивительна. Kholat, словно Slender: The Arrival и Daylight – симулятор поисков никчемной писанины разных записанных сведений, только вместо узких коридоров здесь предстоит гулять под открытым небом, исследуя окрестности Холат-Сяхыл – той самой «горы мертвецов», на склоне которой погибла группа Дятлова.

«Если парень в горах – не ах…»

Впрочем, сам перевал и речку Лозьву тут не найти – действие происходит на вымышленном участке Уральских гор, затерянном в глуши. Иногда пейзаж фантастически красив: ночь, полная луна и бегущие облака, стремительно падающий снег, замерзшие ручейки и озера, покрытые инеем перелески, завораживающие ледяные пустоши, а рядом – громады скал, величественно уходящие вверх. Жаль, что выдержать на таком уровне весь игровой мир полякам не удалось – со временем глаз неизбежно начнет выделять размноженные под копирку элементы ландшафта и плохую прорисовку некоторых объектов.

На изъяны обращаешь внимание еще и потому, что бродить туда-сюда приходится очень много. Kholat не приемлет новомодных навигаторов, показывающих игрока и его цели, – ориентироваться надо по старенькому компасу и обычной карте без отметок. Изначально на ней видны лишь дороги и рельеф, а наша единственная зацепка – несколько указанных в углу координат. Однако все не так уж страшно: игра аккуратно помечает каждую интересную точку.

Смотреть галерею скриншотов Kholat

Несмотря на посредственные тексты, искать бумажки необходимо: они, помимо редко встречающихся бивачных костров, служат “чекпойнтами”. Забавно, что дурацкое у них не только содержание – материалы еще и разбросаны по округе произвольно, безо всякой привязки к написанному. Но требовать от Kholat какой-то там логичности – пустое дело. Например, на скалах кто-то начертал местоположение дополнительных записок, а в одной пещере можно отыскать страницу из дневника студентки и ее фотографию в окружении свечей.

Причем просто ходить и собирать “макулатуру” нельзя – ее сторожат странные призраки, издалека выглядящие как темные тени, а вблизи неожиданно окутывающиеся пламенем. Хотя пугать они перестают быстро. Оставляя на снегу огненные следы, привидения вяло патрулируют территорию – пригнувшись, можно проскакивать прямо у них под носом.

Намного сильнее впечатляет пара сюжетных локаций, наводки на которые нам дают сразу. Когда-то давно сгоревший лес начинает тлеть тем интенсивнее, чем глубже в него заходишь, деревья трещат, обугливаясь… Великолепный замысел и прекрасное художественное исполнение. Другой милый лесок, в отличие от всей остальной карты, не освещается луной, поэтому видимость ограничена расстоянием до ближайшего ствола. Это единственный район, заставивший меня занервничать – там и от призраков становится не по себе.

Смотреть галерею скриншотов Kholat

И все равно самый главный кошмар – сюжет. Я ожидал чего-то мистического, мрачной фантастики, вмешательства КГБ, на худой конец… Но безумное варево из всего перечисленного вперемешку с параллельными мирами, секретными объектами и бесчеловечными экспериментами невозможно было предугадать. Kholat ставит своего рода рекорд – столь абсурдного сочетания тем в претендующем на серьезность хорроре я еще не видел.

«Вверх таких не берут…»

При ином подходе к геймдизайну даже простые прогулки по ледяной пустыне погружали бы в соответствующую атмосферу: бесконечное одиночество, холодные пейзажи, от которых пробирает дрожь, яростные завывания ветра и тоскливо вторящие им волки… Но это – не про Kholat.

Оценка Riot Pixels40%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3/Athlon x2 64 2 ГГц
4 Гб памяти
GeForce GTX 470/Radeon HD 5850
5 Гб на винчестере

Core i5/Phenom 2 x4 3 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 660 Ti/Radeon HD 7770
5 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Kholat
Author Rating
21star1stargraygraygray