Рецензия на In Other Waters

Автор: АЛЕКСАНДР ОЛБУТ

Несколько лет назад Subnautica научила нас выживать в инопланетном подводном мире, несмотря на первобытные страхи перед неизведанным. In Other Waters принимает неизведанное с любознательностью первооткрывателя, предостерегая, какой хрупкой может быть чужая экосистема.

На ощупь

Разработка: Jump Over the Age
Издание: Fellow Traveler
Жанры: Adventure/Exploration/2D
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC

В далеком будущем Земля медленно умирает. Состоятельные жители ищут новый дом в других уголках космоса, пока гигантские корпорации исследуют тысячи солнечных систем в поисках ресурсов. Они нанимают биологов, дабы те признали экзопланеты необитаемыми и разрешили опустошать их. Одна из ученых, доктор Эллери Вас, отправляется на планету Глис 667Cc по поручению компании «Байкал». Там в ее скафандре-батискафе возникают неполадки: в нем пробудился когда-то деактивированный искусственный интеллект, чью роль нам и предстоит сыграть.

У глубоководного костюма есть несколько функций. Главная из них – навигация. Посредством сонара мы обнаруживаем на радаре впадины, рифы, шельфы и подобные объекты, между которыми пошагово передвигаемся, как по линейке прочерчивая маршрут от одной точки к другой. Биолог изучает и собирает необычные формы жизни, от инфузории до членистоногих. Чтобы занести вид в базу данных, нужно увидеть около пяти его экземпляров. Встречи с каждым из них Эллери сопровождает обстоятельными комментариями, неозвученными и написанными иногда строгим академическим языком. Вместе с тем тексты блестяще передают дотошность, восторг и энтузиазм исследователя от соприкосновения с незнакомой флорой и фауной, пусть они представлены всего-то крошечным кораллом.

Местные обитатели вызывают не один лишь интерес. Некоторые испускают ядовитые газы, некоторые – электрические разряды. Кроме того, героиня должна плыть против сильных течений, обходить густые скопления водорослей и нырять в темные пещеры. Преодолевать эти препятствия помогают улучшения скафандра в виде дополнительного двигателя и лазера и сами инопланетные существа, порой перестраивающие окружающую среду, создавая барьеры из зарослей или рассеивая их. Таким образом, игровые локации сотканы из опасных зон, и выбраться из них, увы, чересчур просто, за исключением одной, напоминающий небольшую головоломку.

Чуть-чуть усложняет приключение необходимость следить за уровнем кислорода и энергии, которые мы тратим на проблемных участках и восполняем на специальных станциях, а также перерабатывая пойманные организмы. Неудобства поначалу доставляет и отсутствие понятных инструкций и объяснений, куда и зачем идти дальше. На самом деле, благодаря продуманному интерфейсу освоиться особых трудов не составляет, но это произошло бы гораздо быстрее, будь карта океана у нас всегда под рукой. Без нее первые задания в буквальном смысле превращаются в слепое блуждание. Тем более странно, что полноценная карта доступна на базе, на которую в любой момент можно вернуться.

Привыкнув к этим условностям, мы замечаем, что, при всей оригинальности игровой механики, миссии не очень разнообразны, а ведь упомянутого арсенала ловушек и «хищной» живности вполне хватило бы не на один десяток хитрых и умных «пазлов». Однако даже в течение последнего часа игры авторы не предлагают ничего иного, кроме как молча следовать из пункта А в пункт Б по указаниям Эллери.

Смотреть галерею скриншотов In Other Waters

Тайна экзопланеты

Бессловесный компьютер изредка отвечает «да» или «нет» на полуриторические вопросы биолога и наблюдает за развитием в принципе увлекательной истории. Окажется, что героиня отправилась на Глис 667Сс, получив сигнал от своей без вести пропавшей коллеги – доктора Мины Номура. Выясняя подробности ее исчезновения, мы откроем множество подробностей жизни друзей, которые Эллери постепенно записывает в бортовом журнале. Их взаимоотношения тонки и по-своему любопытны, хотя едва ли заставят сопереживать, поскольку ограничены точкой зрения героини, а в сценарии им уготована второстепенная роль. Попытки же одушевить искусственный интеллект будто бы и присутствуют, но по сравнению с близкой по духу Still There выглядят крайне поверхностно.

Основное внимание повествования сосредоточено на исследовании планеты, чье прошлое хранит немало тайн. Сам сюжет не поразит поклонников научной фантастики, особенно после бесконечно изобретательных притч Beautiful Desolation. Тем не менее он умело выстроен, плавно готовит нас к неожиданным поворотам и не раз удивит, но не захватит полностью по двум основным причинам.

Во-первых, несмотря на неповторимый графический стиль и яркую палитру, зависящую от окружения, иногда бывает непонятно, что вообще происходит вокруг нас. Так, в заключительных локациях тяжело ориентироваться из-за обилия объектов, друг от друга почти не отличимых, а текстовых описаний не хватает, чтобы визуализировать их и лучше представить события развязки. Схематичность рисунков также не дает представить «Цветение» – природное явление, которое Эллери нарекла «величайшим открытием в истории человечества». Понять, что именно в нем такого величайшего, по его внешнему виду нельзя.

Смотреть галерею скриншотов In Other Waters

Во-вторых, мы никак не участвуем в раскрытии секретов планеты. Эллери сама находит важные данные в лаборатории Мины и кратко пересказывает, никак не привлекая нас, бортовой компьютер, для их анализа. Еще меньше самостоятельности предлагает финал, где доктор Вас внезапно подводит итог своей одиссее. Продолжить изучение Глис 667 я советую уже после титров в режиме «песочницы», чему способствует замечательный саундтрек, варьирующийся от мягкого эмбиента до грубоватого индастриала.

Именно в наблюдении за эволюцией экосистемы, а не показной минималистичности заключена самобытность In Other Waters: в изображении того, как организмы приспосабливаются к любым условиям вопреки любым инородным воздействиям. Это одна из тех редких игр, которые откровенно говорят о важности экологических проблем, не пугая мрачными картинами разрушенной Земли и не прибегая к пропагандистской риторике. Разработчики почти избегают назидательности и спокойно показывают, как прекрасна жизнь, как прекрасно наблюдать за ней и восхищаться ее многообразием, как ужасно и негуманно ее разрушение. С надеждой, что человечество будет больше ценить окружающий мир, свой или чужой.

* * *

Презанятный эксперимент, сочетающий незамысловатую адвенчуру и бесхитростный симулятор океанолога будущего. И если первая скована слишком простым дизайном и сюжетными ограничениями, то ради второго стоит провести несколько часов в неспешной медитации над чудесами природы. Дольше – вряд ли. Все же работа ученого часто довольно монотонна.

Оценка Riot Pixels66%

Минимальные требования Рекомендуемая система

процессор 2 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
700 Мб на винчестере

процессор 2 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
700 Мб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
In Other Waters
Author Rating
41star1star1star1stargray