Рецензия на Halo: The Master Chief Collection

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

За 20 лет вселенная Halo разрослась до солидных размеров: множество игр разных видов, книги, киноадаптации. В начале 2000-х она была просто «очередным фантастическим FPS», но сегодня это одна из немногих действующих отдушин для любителей краснокнижного нынче направления. В первую очередь — благодаря сборнику Halo: The Master Chief Collection.

Когда-то гостья с Xbox уже пыталась покорить PC, однако замысел не удался: получились обычные шутеры, коих на PC в те времена было с избытком. К тому же графику в порте первой части испортили умельцы из Gearbox, а вторая вышла с огромным опозданием и требовала Windows Vista.

Спартанцы не умирают

Разработка: Bungie, 343 Industries
Издание: Microsoft Studios
Жанры: Action (Shooter)/1st Person/3rd Person/3D
Похожие игры: Unreal (серия), Quake (серия), Doom (серия)
Мультиплеер: (2-16) Internet
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Далекое будущее, неведомые инопланетные расы, потрясающие секреты древних цивилизаций — обязательные составляющие монументальной эпической истории, посвященной событиям, о которых современный человек может лишь мечтать. На рубеже веков, когда издательства еще только нащупывали оптимальные параметры ГОСТа «шутер от первого лица для массовой аудитории», недостатка в чужеродных врагах в сюжетных кампаниях мы не испытывали. Сразу вспоминаются и отдельные части Quake, и Unreal, и Killzone, Resistance, Crysis… Почти все они либо недоступны на современных консолях, либо отпугивают уродливой картинкой на PC. Да и до размаха Halo большинству из них далеко.

Рискну предположить, что для многих игроков невероятные приключения в космосе ассоциируются с Mass Effect (если речь о перспективе от третьего лица) или Halo (от первого). И та и другая повествуют об угрозах всему человечеству. И та и другая — о героическом превозмогании, самопожертвовании и триумфальной победе над злобными врагами. Как бы вы ни относились к Halo и ее пустынной гигантомании, если душа просит «эпика» — что-то более подходящее среди современных FPS, ударившихся в мультиплеер, вы скорее всего не найдете.

Смотреть галерею скриншотов Halo: The Master Chief Collection

Вопреки своему названию, The Master Chief Collection рассказывает не столько о знаменитом суперсолдате Мастере Чифе, сколько о войне человечества со множеством внеземных рас под общим названием Ковенант. Если события приквела всей серии, Reach, посвящены падению одноименной планеты, то Halo 4 – уже о совершенно другом, хотя и там без войск Ковенанта не обошлось.

Основное же внимание, на мой взгляд, привлекают три номерные части с Halo 1 по Halo 3. Именно здесь мы знакомимся с Джоном-117, бойцом Космического Командования Объединенных Наций, его ИИ-помощницей и ассистентом Кортаной, закулисьем империи Ковенанта, паразитом из далеких созвездий — Потопом, угрожающим всей жизни в галактике, и, конечно же, Ореолами (или Кольцами) — планетоподобными структурами, являющимися супероружием.

Смотреть галерею скриншотов Halo: The Master Chief Collection

Для Halo характерны широкий размах и небольшое внимание к деталям. Монструозные декорации, уходящие ввысь шпили, торжество брутализма и прямых линий часто соседствуют со скупой, а временами — отсутствующей обстановкой. Аскетичное убранство человеческих лабораторий сменяется куда более стерильными интерьерами инородных звездолетов и построек: настоящему захватчику в очередной комнате нужен только ящик с оружием да кнопка, по нажатию которой Чиф наконец-то продвинется чуть дальше. Для сравнения сразу после Halo 4 я запустил Doom 2016 года – и вот там глаза разбегаются от обилия мелочей.

Все части Halo, доступные в сборнике, в той или иной степени соответствуют этому описанию. Где-то больше (отдельные сегменты локаций будто размножены под копирку), где-то меньше. Будь то скитания по коридорам и лесам или полеты в атмосфере и космосе, Bungie и ее преемница 343 Industries больше напирают на масштабы окружения, чтобы игрок ощущал себя ничтожной песчинкой. Строго говоря, привыкнуть к этому можно: Halo бывают по-настоящему красивы, но если их и любят, то вряд ли за визуальный ряд.

Смотреть галерею скриншотов Halo: The Master Chief Collection

Эволюция битвы

А за что тогда? Ну, во-первых, искусственный интеллект. Разношерстные враги ведут себя по-разному. Мелкие воины Ковенанта, типичное пушечное мясо, доставляют немало проблем, усевшись за пулемет или пушку, однако они склонны к панике в случае гибели старшего по званию. Элитные бойцы бесстрашны и подвижны. Зараженные Паразитом несчастные зачастую давят числом, а представители совершенно новой фракции в Halo 4 ползают по стенам (кто попроще) и растворяются в воздухе (кто похитрее). Опять же, на фоне Doom юркость и ум противников в Halo не сказать, что впечатляют. Но Палач Рока таскает с собой целый арсенал, в то время как у Мастера Чифа при себе лишь пара стволов и горстка гранат, из-за чего часто приходится импровизировать: боезапаса не хватает. Характерно, кстати, что до четвертой части земное и инопланетное оружие сильно отличалось друг от друга. Новинки же из Halo 4 не стали чем-то принципиально новым, хотя их дизайн определенно радует глаз. В условиях не такой уж высокой живучести спартанца в ход идет все — подобранные с трупов полупустые пушки, сиротливо воткнутые в землю турели, которые можно отрывать и носить с собой, попадающаяся повсюду техника. Что важно, набор фокусов в разных Halo отличается: где-то дают стрелять с двух рук одновременно, где-то у вас даже нет полноценной регенерации: в Halo 3: ODST обычным солдатам для выживания нужны аптечки. Иронично, что именно Halo когда-то популяризировала самозатягивающиеся раны.

Возвращаясь к технике, нельзя забывать, что без нее Halo была бы гораздо скучнее. Тут нет по-настоящему открытых миров и «песочницы» в духе Far Cry 3, но пилотам и водителям будет где развернуться. Это особенно примечательно, поскольку кампании Halo поддерживают совместную игру: как правило — до четырех человек, изредка — только для двоих. Жаль, что локальный «кооп» отсутствует в версии для PC, однако есть мод, добавляющий «разделенный экран» в Steam-версию сборника. Понятно, что в компании друзей все намного интереснее: один рулит, второй сидит рядом и постреливает из автомата, третий встает за пушку или пулемет… Остается лишь поднять сложность до максимальной, чтобы на собственной шкуре ощутить всю мощь ИИ.

Смотреть галерею скриншотов Halo: The Master Chief Collection

Третий важный фактор — атмосфера. Футуристический дизайн, по большей части великолепная музыка, «химия» между суровым Чифом и его на удивление человечной подругой Кортаной. Признаться честно, детали межпланетарного конфликта сами по себе не так уж интересны. Они работают на настроение, но следить за перипетиями сценария скучновато. Другое дело — отношения нашей сладкой парочки, которые по иронии судьбы достигают своего апогея в Halo 4, во многом разительно отличающейся от работ Bungie.

Четвертое — сетевые баталии. Xbox с Halo произвели настоящую мультиплеерную революцию, проложили путь для современных шутеров от первого лица на консолях. Происходящее напоминает Unreal Tournament или Quake 3 «на минималках»: бывает весело, хотя карты иной раз уж очень тесные. Зато есть техника! Оболочка The Master Chief Collection объединяет все 6 игр, поэтому в режиме многопользовательской игры никуда переключаться не надо, вам сразу показывают доступные варианты из разных выпусков Halo.

Смотреть галерею скриншотов Halo: The Master Chief Collection

Технически этот сборник стал, естественно, собранием лучших версий. Каждой из них как минимум подтянули разрешение вплоть до 4K. Первая часть представлена Anniversary-изданием, где по нажатию кнопки можно увидеть оригинальную графику для PC. Halo 2 — эксклюзив сборника, для него она была переделана так же дотошно, как и Halo 1. Ролики заменили дорогими и красивыми CGI-вставками. Четыре оставшиеся игры принципиально от своих версий для Xbox 360 не отличаются. Отмечу только, что все части выглядят более-менее сносно. Возраст дает о себе знать, но временами война далекого будущего радует красивыми кадрами.

В целом собрание не вызвало у меня каких-либо нареканий технического характера, если не считать того, что в очередной раз продукция Microsoft плохо дружит с ОС Microsoft и почти всегда закрывается при использовании Alt+Tab. Вишенка на торте — цена. Если у вас есть подписка Xbox Game Pass для PC, то в магазине Windows платить за антологию не нужно. В Steam же The Master Chief Collection стоит поразительно дешево – 725 рублей.

Смотреть галерею скриншотов Halo: The Master Chief Collection

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Оболочка сборника – на русском языке (например, формулировки заданий в меню паузы). Однако сами игры обошлись без локализации. Единственное исключение — Halo 4, которую перевели еще на Xbox 360. Правда, с такими ошибками, что лучше играть в оригинале. Да и тут вас ждет подвох: во многих играх далеко не все сцены сопровождаются субтитрами. Платформодержатель, одна из крупнейших корпораций мира не может добавить в сборник своих флагманских игр субтитры. Серьезно?

* * *

Halo – это имя, афиша, публика, касса. А Halo: The Master Chief Collection — лучший способ прикоснуться к известной вселенной. По отдельности каждая часть едва ли заставит трепетать бывалого игрока, но вместе они складываются в масштабную историю, раздражающую и восхитительную.

Оценка Riot Pixels75%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3
8 Гб памяти
GeForce GTS 450
131 Гб на винчестере
Windows 7

Core i7
8 Гб памяти
GeForce GTX 560 Ti
131 Гб на винчестере
Windows 10

Summary
Review Date
Reviewed Item
Halo: The Master Chief Collection
Author Rating
41star1star1star1stargray