Впечатления: Galactic Civilizations 4

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

В этом году Stardock обещает выпустить Galactic Civilizations 4 – продолжение известной 4X-стратегии про покорение космоса. Что радует, компания не изменяет традициям: новинка внешне как будто невероятно похожа на предшественниц (сравните хотя бы с Civilization, чей арт-дизайн радикально меняется от части к части), но на самом деле ветеранам этой эпопеи хватит и пары часов, чтобы заметить множество отличий от предшественниц.

Повелитель секторов

Разработка: Stardock
Издание: Stardock
Жанры: Strategy (4X)/Turn-based/Top-down/3D
Похожие игры: Galactic Civilizations (серия), Master of Orion (серия), Stellaris, Endless Space (серия)
Мультиплеер: на данный момент отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Galactic Civilizations – классическая пошаговая 4X-стратегия. Мы заселяем планеты (какие возможно), исследуем новые технологии, добываем ресурсы, общаемся с соседями и пытаемся победить одним из нескольких способов. Наследственность дает о себе знать: тут и знакомые иконки, и принципы, и названия, и даже анимации. Но многое претерпело серьезные изменения. Некоторые элементы нужно искать с лупой, например переработанную систему экономики, другие же с ходу бросаются в глаза. Да, анимированные заставки с лидерами конкурирующих цивилизаций чуть ли не те же самые, что раньше, однако в остальном игра сильно похорошела.

Смотреть галерею скриншотов Galactic Civilizations 4

Конечно, графика — вовсе не то, за чем идут в такие игры. За прошедшие 7 лет Stardock не только заметно развила Galactic Civilizations 3, но и насмотрелась идей у коллег по жанру. Скажем, теперь галактика разбита на отдельные окружности – секторы. В отличие от Stellaris или Master of Orion, они намного обширнее: один такой кружок на карте вселенной может быть сопоставим со всем игровым полем из прошлых частей Galactic Civilizations. Соседние скопления звезд соединены «тоннелями» для путешествий, изучить которые поначалу, естественно, не выйдет. Иными словами, на старте кампании вам придется иметь дело всего с несколькими конкурентами, пока остальные будут копить силы на безопасном удалении. В целом размах впечатляет: для выставления всех параметров в настройках кампании на максимум авторы любезно советуют запастись 32 ГБ ОЗУ.

Роль личности в истории значительно выросла: персонажи обладают целым рядом характеристик и особенностей, которые необходимо учитывать при назначении их губернаторами, министрами и т. п. Допустим, умный подчиненный, назначенный управлять наукой, дает ученым соответствующий бонус, а помимо этого, уникальные записи в его резюме могут активировать какую-нибудь миссию. Stardock наконец отказалась от привычного сюжета, всегда смотревшегося странновато в рамках 4X, поэтому повествование в Galactic Civilizations 4 поддерживают отдельные задания. В общем, влияние Stellaris заметно.

С другой стороны, «герои» здесь не умирают от старости, а губернаторы не автоматизируют процессы на выбранной планете, а наоборот — переводят ее под ваш прямой контроль. По умолчанию все освоенные миры получают статус «колонии»: они поставляют ресурсы на одну из ключевых планет, и о прочем вам беспокоиться не нужно. «Середнячков» (во всяком случае в «бете») больше как будто и нет – хилые планеты (класса 1-4) перевести в разряд «ключевых» при всем желании нельзя. Перспективные же миры будут дожидаться своих руководителей на специальной вкладке меню. Таким образом, когда в поздней игре под вашим руководством окажутся десятки звездных систем, подавляющее число планет смогут развиваться самостоятельно, а вам останется руководить лишь ядром империи, скажем, из 15 миров. Или, если захотите, 5.

Смотреть галерею скриншотов Galactic Civilizations 4

Вообще, управление государством изменилось очень сильно. Идеологические ветки теперь представлены двумя альтернативами в каждом из нескольких направлений. Кроме того, государству можно придать особые черты, которых постепенно будет все больше. В духе «+10% к науке, -5% к доходу». Для экстренного вмешательства в дела страны есть специальные приказы, расходующие отдельный накапливаемый ресурс. Например, можно заставить сотрудников НИИ соображать быстрее или палками погнать население записываться добровольцами в колонизаторы. Из других примечательных вещей привлекает внимание случайный набор технологий для исследования (скажем, в научном древе для вас доступны 15 открытий, но за раз вы получите на выбор лишь около 5 из них) — не лучший помощник в планировании развития, зато отличное решение со стороны разработчиков, вносящее разнообразие в партии и подталкивающее игрока к торговле с конкурентами.

Хотя игра очень увлекательна уже сейчас, по ходу дела у меня возникли вопросы. Акцентировать на них внимание было бы не совсем правильно: все-таки это всего лишь «бета», а не релизная версия. Тем не менее не все изменения пришлись мне по душе. Например, одну верфь снабжает лишь одна планета. В прошлой части таких «спонсоров» могло быть больше, что было весьма удобно. Здесь же я не нашел способа изменить число «доноров». Возможно, подразумевается, что ключевые планеты (а только они строят верфи) и так снабжаются множеством колоний, из-за чего дополнительное финансирование кораблестроителям не нужно.

Еще вызывает вопросы система влияния, определяющая границы империй. В какой-то момент одна из фракций в секторе начинает доминировать и становится его фактической хозяйкой, и тогда ее влияние лавинообразно возрастает, поглощая почти всех соседей. На мой взгляд, это событие (самой игрой не рассматриваемое в качестве чего-то экстраординарного) слишком внезапно. Еще лично мне не хватает отдельного заметного сообщения в духе Civilization о том, что одна из моих планет построила уникальное для целой галактики сооружение. Это же все-таки не очередной колхоз.

Смотреть галерею скриншотов Galactic Civilizations 4

Ужасно раздражают корабли соседей, беспрепятственно блуждающие в безвоздушном пространстве моей цивилизации. Устные внушения лидерам соответствующих государств не дают ощутимого эффекта, а отправка колонистов для покорения планеты в границах чужих империй — и вовсе наглость. Конечно, такая колония, скорее всего, взбунтуется и перебежит к нации, на чьей территории она находится. Но на это требуется время, а само присутствие форпоста потенциального противника в паре ходов от вашей столицы неимоверно злит. К счастью, для захвата небольших планет не нужно высаживать десант, достаточно любого боевого корабля.

Кое-чего в игре пока нет. Авторы обещают еще больше разнообразия в одиночном режиме и заметные изменения в мультиплеере, который в настоящее время недоступен. Кроме того, в меню есть неактивный пункт «русский язык».

* * *

Уже сейчас Galactic Civilizations 4 представляется очень глубокой и разнообразной стратегией, за которой легко поймать синдром «еще одного хода». Конечно, не без изъянов, но еще есть время их исправить.

Минимальные требования Рекомендуемая система

4-ядерный процессор
8 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
14 Гб на винчестере

4-ядерный процессор
16 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
14 Гб на винчестере