Рецензия на Frostpunk

Автор: SNOR

«What happens if the engine stops?
We all freeze and die!»
Snowpiercer

Цивилизацию погубили морозы. В конце XIX столетия прогресс уже достиг заметных высот, и все-таки их не хватило, чтобы без проблем приспособиться к кардинальным климатическим изменениям. Безжалостный холод убил посевы, уничтожил инфраструктуру, а мегаполисы и деревни превратил в жуткие заснеженные кладбища. Но не все потеряно: далеко на севере установлены экспериментальные модели сверхмощных генераторов, и любой теоретически способен защитить небольшое поселение от самой лютой стужи. Группа беженцев из Лондона чудом добралась до одного из них; они намерены построить здесь город, который выдержит любую напасть. Вопрос лишь в том, какой ценой…

11 bit studios прославилась благодаря This War of Mine – игре, посвященной в первую очередь сложным этическим дилеммам. Frostpunk, в сущности, рассказывает о том же самом – это градостроительный симулятор в кошмарном мерзлом аду, регулярно заставляющий принимать очень трудные решения. Во всяком случае, такой была идея.

Политика выживания

Разработка: 11 bit studios
Издание: 11 bit studios
Жанры: Strategy/Managerial/Pausable real-time/Isometric/3D
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Над громадным ледяным кратером безостановочно и яростно воет ветер, гоняя по монитору снежинки и унося куда-то вдаль поднимающиеся снизу клубы дыма. Там, в центре заснеженной равнины на дне кратера, неустанно ворчит могучая машина, худо-бедно обеспечивая кучку людей теплом и светом. У них изможденные лица и потрепанная одежда (если не сказать «замотаны кто во что горазд»), они живут в хлипких палатках и каждый день вкалывают как проклятые, но все равно верят, что когда-нибудь все будет в порядке. Это хорошо – пока в людях жива надежда, их можно заставить что-то делать. Термометр показывает -20 градусов по Цельсию, по нынешним меркам это почти тропическая жара, однако капитан поселения прекрасно понимает, что оттепель будет недолгой. Когда ведешь войну, желательно знать повадки врага. Даже если этот враг – окончательно взбесившаяся погода, которую никак не победить…

Высоченный цилиндрический генератор, столбом дыма подпирающий небеса, – настоящий «пламенный мотор», пылающее сердце города. С единственным источником тепла здесь так или иначе связано все. Именно вокруг него мы возводим постройки, от него тянем в разные стороны мощеные досками улицы, к нему подключены маленькие обогреватели в помещениях и большие – на свежем воздухе… Да-да, вы не ослышались, на свежем воздухе – и сам генератор, и связанные с ним «паровые хабы» немыслимым образом создают эдакие «тепловые поля», поддерживая температуру в определенном радиусе. Разного рода условностей во Frostpunk вообще немало, и эта, пожалуй, самая примечательная – тем более что на нее завязана половина игры. Дороги, попутно служащие трубопроводами, – понятное и приемлемое упрощение, но странная манера «греть атмосферу» с непривычки выглядит крайне забавно. Ну что ж поделать, невероятные чудеса стимпанка в действии.

Огромная «печка», правда, работает отнюдь не на святом духе – ее положено постоянно топить углем. Кроме того, каждое ее улучшение (скажем, увеличение радиуса действия) значительно усиливает прожорливость; в результате даже относительно скромное расширение города порой приводит к ощутимому росту потребности в топливе. Этот основной ресурс, конечно, не единственная забота свежеиспеченных поселенцев. Им необходима крыша над головой, регулярное питание, промышленные и обслуживающие здания, так что придется активно добывать древесину и металл, а ночью посылать отряды охотников в снежные пустоши. Крайне важны и своевременные медицинские услуги – когда ртуть в термометре неуклонно съезжает вниз, проще простого подхватить воспаление легких или даже что-нибудь отморозить. Особенно если этот чертов деспот-капитан опять отключит внутреннее отопление, пытаясь хоть немного сэкономить стремительно тающие запасы горючего.

Дежурить в медпункте абы кого не посадишь. Хотя в целом горожане – универсальные и взаимозаменяемые юниты, они разделены на три условных «класса», подходящих для конкретных позиций. Так, приносить из непролазных снегов мясо способны только привыкшие к тяжелым физическим нагрузкам рабочие, а в мастерских и больницах нужны исключительно образованные инженеры. Ограничения по специализации, впрочем, присутствуют далеко не везде – например, вкалывать на угольных месторождениях разрешено и тем и другим. Третья категория граждан стоит особняком – это дети. Они нипочем не успеют вырасти в полноценных работников (в отличие от большинства градостроительных стратегий, Frostpunk измеряет время днями, а не годами) и не могут трудиться нигде… до тех пор, пока вы не примете соответствующий закон. Если вы сочтете возможным его принять.

Смотреть галерею скриншотов Frostpunk

Естественно, город постепенно растет и в рекордно короткие сроки осваивает необычные технологии. Довольно скоро на смену невзрачным палаткам придут сравнительно комфортабельные жилища (ну ладно, по сути это бараки, и все же в них уютнее), на окраинах задымят продвинутые угольные шахты и лесопилки, разведчики выйдут за границы кратера в поисках новых людей и ресурсов, охотники будут выслеживать дичь с воздуха, сидя в особых летательных аппаратах, а в специальных морозоустойчивых теплицах взойдет первый урожай. Особой вариативностью развития игра не блещет, но меню исследований тут обширное, и интересных штуковин в нем хватает – от стационарных буровых установок, достающих дерево прямо из окружающих нас ледяных стен, до паровых автоматонов, способных пахать вместо людей на работе. Роботы неуклюжи и дороги в производстве, зато не чувствуют ни мороза, ни усталости, только периодически ходят подзаряжать батареи от генератора. И восстание машин не сумеют подготовить – туповаты.

Однако создать беззаботное райское местечко при всем желании затруднительно – экстремальные условия не дают о себе забыть. К середине кампании «потепление» до -40 градусов воспринимаешь как подарок, ведь до этого четыре дня держались суровые -60, буквально покрывая экран ледяной коркой и переполняя палаты медучреждений. Метеорологи во Frostpunk принципиально не совершают ошибок, но их прогнозы редко внушают оптимизм; вопреки регулярным скачкам температуры туда-сюда, очевидно, что общая тенденция – беспощадное и неумолимое похолодание. И кто знает, каковы его пределы…

Смотреть галерею скриншотов Frostpunk

Мы, тем не менее, не сдаемся, пытаясь побороть природу планированием и на редкость утомительным микроконтролем. Ориентируясь по тепловизору, группируем здания так, чтобы в красные и желтые зоны попадало как можно больше, застраиваем улицы обогревателями, перекидываем людей с места на место, ломаем голову над отоплением отдаленных от центра шахт, выкручиваем мощность генератора (есть даже режим «на износ», чреватый взрывом), без устали включаем и выключаем камины, отыскивая баланс между терпимой температурой в домах и текущим объемом выработки угля, гоним людей работать посреди ночи… Поток всплывающих вопросов не иссякает. Проживут ли больницы без дополнительного тепла? Отправлять ли сегодня рабочих на лесопилку? Доски нужны срочно, однако дело может дойти до обморожений. Тут еще жители просят разрулить какую-нибудь ситуацию… Со стороны этот беспрестанный поиск компромиссов и оптимальных решений иногда производит жутковатое впечатление. «Дует? Ничего, переживете. А теперь бегом марш на 24-часовую смену, городу нужна ваша помощь». И ничего не поделаешь, иначе нельзя – если уголь кончится, замерзнут все поголовно.

Народ, понятное дело, ропщет. Из-за наших промахов в менеджменте, из-за непопулярных постановлений, из-за сверхурочных смен, из-за пусть вынужденного, но игнорирования просьб, из-за невыполненных обещаний, даже попросту из-за очередного заморозка. Общественные настроения незамысловато представлены двумя полосками: синяя символизирует надежду, красная – недовольство. Соответственно, действуя неразумно, легко загнать людей в глубокую депрессию или спровоцировать что-то вроде импичмента. Правда, сразу вас от должности не отстранят, разве что предъявят какой-нибудь ультиматум. Очередная не слишком логичная условность – вряд ли измученные люди стали бы разводить китайские церемонии с тираном-самодуром.

Смотреть галерею скриншотов Frostpunk

А стать тираном несложно – для этого (ну и не только) существует законодательство. Frostpunk любит предоставлять эффективные, но очень спорные или даже аморальные инструменты для решения разнообразных проблем, как бы проверяя, насколько далеко мы зайдем в борьбе за выживание. Упомянутый детский труд – лишь одна из многих неоднозначных лазеек. Вы готовы разбавлять суп опилками, чтобы прокормить людей меньшим количеством еды? Ввести постоянные рабочие смены по 14 часов? Разрешить дуэли, дабы сбавить напряжение? А что насчет публичных домов, причем только для самых старательных ударников производства? И дальше будет хуже – в какой-то момент нас вынудят завести второй, более суровый свод законов. Не успеешь оглянуться, как в городе уже царит диктатура со сторожевыми вышками, патрулями на улицах и мощным центром пропаганды, вливающим гражданам несокрушимую веру в лидера. Или вы предпочтете теократию? В общем-то, переборщить с ней настолько же просто…

Совсем избегать бед мудрым правлением не выйдет. Несмотря на всю свою «градостроительность», Frostpunk – не свободная «песочница», а вполне «сюжетная» игра с заданной последовательностью событий. И это, к сожалению, портит ее куда сильнее, чем натянутые условности и ручное переключение десятков обогревателей. Потому что текстовые происшествия выглядели бы адекватно, будь они случайными, но роль главного двигателя истории им явно не по зубам. Потому что из-за очередных скриптовых неприятностей «из воздуха» нередко чувствуешь себя обманутым. Потому что, в конце концов, невозможно по-настоящему сопереживать двум сотням копошащихся где-то внизу муравьев, а население нашего города практически никогда не выходит из этого образа. Ну да, у каждого есть имя, портрет и информация о родственных связях. Толку-то.

Смотреть галерею скриншотов Frostpunk

Помимо основной кампании, авторы приготовили еще пару сценариев: в одном предстоит спасать от холода семена растений, в другом – справляться с бешеным наплывом беженцев. Уж лучше бы они серьезнее подошли к главному «блюду».

* * *

Симпатичная и безудержно оригинальная, Frostpunk чересчур примитивна для градостроительного симулятора и чересчур поверхностна, чтобы цеплять эмоционально. Не самый удачный эксперимент студии.

Оценка Riot Pixels68%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon x2 64
4 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
8 Гб на винчестере

Core i5/Phenom II x4
8 Гб памяти
видеокарта с 4 Гб памяти
8 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Frostpunk
Author Rating
41star1star1star1stargray
  • pixelgoo

    Втф сайт упал на два дня.

    По теме что This War of Mine, что сабж показались очень скучными играми.

  • Shmortex

    «Градусника рабочим не показывали, да это было и не нужно — выходить на работу приходилось в любые градусы. К тому же старожилы почти точно определяли мороз без градусника: если стоит морозный туман, значит, на улице сорок градусов ниже нуля; если воздух при дыхании выходит с шумом, но дышать ещё не трудно — значит, сорок пять градусов; если дыхание шумно и заметна одышка — пятьдесят градусов. Свыше пятидесяти пяти градусов — плевок замерзает на лету.
    Плевки замерзали на лету уже две недели.»

  • Sergey Post

    В любом случае возьму игру по скидке. Пока что самая любопытная игра на ПК в этом году.

  • lakoros

    This War of Mine понравилась. Фростпанк вообще не зашел. Пройти 1 раз и удалить.

  • Timks

    У Гафнера на даче проводку чинили, сорри 🙂

  • Garret_Hawke

    >сайт упал на два дня

    Проверяли, заметит ли кто-нибудь.

  • Sergii Shlyk

    Ув. Snor, спасибо за рецензию! Игру ждал, т.к. предыдущая игра студии, TWoM, хоть и была довольно схематичной, весьма понравилась. В рецензии позабавил вот этот фрагмент

    > на свежем воздухе – и сам генератор, и связанные с ним «паровые хабы» немыслимым образом создают эдакие «тепловые поля», поддерживая температуру в определенном радиусе. Разного рода условностей во Frostpunk вообще немало, и эта, пожалуй, самая примечательная – тем более что на нее завязана половина игры. Дороги, попутно служащие трубопроводами, – понятное и приемлемое упрощение, но странная манера «греть атмосферу» с непривычки выглядит крайне забавно

    Складывается впечатление, что автор живет в стране эльфов, а не в одном из осколков бывшего Совка (по крайней мере, той его части, в которой зимой температура окр. среды регулярно опускается до отрицательной и есть централизованная система отопления). По крайней мере, я у себя зимой в тех местах, где ОСМД не перешли на отдельное отопление дома (а они, в массе своей, не переходят — сказывается недостаток средств, сложность работ, неспособность к самоорганизации, косность, жлобство, по**изм и другие причины) вижу примерно такое
    https://uploads.disquscdn.com/images/147403db2484f9e0f40788d4a25c6f8139bc6120299fb8f5931104716c0a6fd2.jpg
    или такое
    https://uploads.disquscdn.com/images/3c447ff705a70ee2608a7a5d9ec41bb3e4ab48723aaf922e3cdeda3f066df2d8.jpg
    На картинках не хватает только зеленой травы, кульбаб и мирно дремлющих кошаков. А это ИК-съемка участка подземной теплотрассы с вертолета (обратите также внимание на температуру стен домов). Сравните, кстати, картинку со скринами из игры
    https://uploads.disquscdn.com/images/e322798c325fe5a4406edafd4c45616f1f88aad1c7589657815f33f4601f86be.jpg

  • Sergii Shlyk

    > упал на два дня

    Дорогая, беги скорей сюда. Он встал, он встаааал!!!

  • Paul Angels

    Сами вы «совок». Мистер лопата.

  • Snor

    Эм… Ты никогда не задумывался, почему системы отопления а-ля Фростпанк не используются ИРЛ? Ведь было бы так просто воткнуть посередь спального района здоровенный обогреватель, и не заморачиваться с уборкой снега и прочим. Ну так вот, я не знаю насчет страны эльфов, но в жизни оно так не работает 🙂 Снег над теплотрассой тает, да – потому что он прямо над ней. Однако в двух метрах от нее он почему-то лежит.
    В игре, напомню, любой уличный обогреватель создает теплую зону, в которую влезает несколько домов. Уж я не говорю про главный генератор.

  • Вячеслав

    Это откуда?

  • reanimator4

    А про главный минус не сказано. После пары неудачных похождений понимаешь всю суть.
    Строим 4 — НИИ, 2 угледобывающих шахты и 6 сборщиков угля. Законы принимаем: детский труд и 12ч смену (не 24). Попутно строим арену и бар.
    Всё. Проблема с углём и кадрами решена навсегда. Дальше можно плыть по течению без малейших проблем и получить лучшую концовку.
    Более того, я ради эксперимента в конце вообще выключил генератор. Им норм.

  • Snor

    Шаламов, «Плотники».

  • Kildoter

    Согласен, дотка гораздо круче и веселее.

  • bigtiger

    «чересчур примитивна для градостроительного симулятора» — совсем не градостроительный симулятор. Даже жильё можно не строить. Это если никого спасать не собираешься. Тогда все трудности улетучиваются. По поводу эмоциональности согласен, хотя и тут возможны варианты. Не все толстокожие. Как помне, то игра о черте, которую ты можешь перейти, лавируя между недовольством, надеждой и запасами ресурсов.

  • pixelgoo

    Да, примерно раз в 100.

  • reanimator4

    А так это выглядит во Frostpunk https://uploads.disquscdn.com/images/07aee850697c9b56c665b08495ab6a43f336a679bc84ebca72141c5a75dcd5c5.jpg

  • Kildoter

    Я бы вабще все игры запретил, кроме дотки.

  • pixelgoo

    Ну 95% современного шлака действительно можно выкинуть на помойку, не спорю.

  • Dirk Digler

    «…Они прошли мимо высокого дощаного заплота вкруг БУРа — каменной внутрилагерной тюрьмы; мимо колючки, охранявшей лагерную пекарню от заключенных; мимо угла штабного барака, где, толстой проволокою подхваченный, висел на столбе обындевевший рельс; мимо другого столба, где в затишке, чтоб не показывал слишком низко, весь обметанный инеем, висел термометр. Шухов с надеждой покосился на его молочно-белую трубочку: если б он показал сорок один, не должны бы выгонять на работу. Только никак сегодня не натягивало на сорок…»

  • Ходят легенды о некоем мальчике Томасе, который умудрялся быть на каждом втором игровом сайте, каждой второй игровой группе вконтаче и на ютубе.
    И он так разволновался что один из сайтов не работает, что ушёл из дома и стал космонавтом.
    Правда это или нет мы не знаем.
    Но народ определённо заметил, что шуток про «ведьмак не рпг» и про «медовый выбор» стало значительно меньше в их дневном фиде.

  • Aleksey Dyukov

    «Ты никогда не задумывался, почему системы отопления а-ля Фростпанк не используются ИРЛ?»

    Мхех. Ну уличных обогревателей нет, но вот трубы теплоснабжения по воздуху пустить — енто мы завсегда смогём.

    http://www.vodoprom.ru/kartinki/teplo(1).jpg
    http://otoplenie-guide.ru/wp-content/uploads/2016/10/teplotrassa-na-oporah.jpg
    http://region.center/source/TULA/2017/TSN24/fa4b0028-f587-4473-bd10-ac904f540f40.jpg

  • Nekto

    Чисто теоретически, они могли освоить инфракрасное отопление на высшем уровне, таким образом уменьшая, в определенной мере, теплопотерю в лютом холоде и позволяя греть не воздух, а объекты в определенном радиусе (можно начать с педевикии). Ситуация в игре фантастична, пожалуй, но это, всё таки, больше научная фантастика.

  • Igor

    Где дома перешли на отдельное отопление — спят в одежде и шапках (см. ночные колпаки в «цывилизованной» еуропе).
    Где общее отопление и «совок» (сука, за это слово сразу надо бить кирпичем:)) — сидят при минус 30 с открытыми форточками и ходят дома в трусах.

  • Тимур

    Я заметил, что редакции в целом насрать, есть ли у нее запасные каналы связи, где они могут хотя бы чиркнуть пару слов, мол, не волнуйтесь там. В телеге молчок, в твиттер написал — ноль реакции. Наверное надо вконтакте Гафнера добавить, походу единственный человек, которому есть дело.

  • Тимур

    Вспомнился сим сити 2013 года, где чувак развивал до заоблачных высот город, где не было воды, электричества, служб и … налогов:

    https://www.youtube.com/watch?v=zNoPFN5mesc

  • Тимур

    Без «совка», конечно, нельзя комментарий написать.

    Если вы такой умный, то попробуйте в зиму постоять на этих самых «теплых» местах, где снег не появляется без зимней куртки и свитера, расскажете потом как оно работает.

  • Shmortex

    Солженицын на десять лет позже Шаламова сидел, и к тому времени условия, если можно так выразиться, смягчились — на работы уже не выгоняли в совсем лютые морозы.
    Кстати, некоторые думают, что Солженицын — это такой истеричный интеллигентишка-страдалец, а между тем, во время Великой Отечественной он служил командиром батареи звуковой разведки в артиллерии, имел капитанские погоны и орден Красной Звезды, и прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии.

  • Shmortex

    Я бы и в дотку всем подряд запретил играть. Только избранным, которые бы учились этому в закрытых спецшколах, а потом их матчи транслировались на стадионах и в 19.00 по первому каналу.

  • Shmortex

    В официальной группе вконтактике вешали объявление.

  • Тимур

    А, точно, я даже подписан, но из-за количества подписчиков и рейтинга я никогда до рп не доходил в общем списке (

  • Snor

    Есть группа вконтакте и канал в дискорде, и там и там оповещали.

  • FanatKDR

    а не проще было под землю зарыться? Там и отапливать проще и ядро греет…

  • Эх зря риоты свою группу в контаче создали.
    Нужно было захватить рандомную, посвящённую играм и с кучей подписчиков, как более сметливые товарищи.
    А эти 8к набранных калек особой погоды не делают(

  • Тимур

    Дискорд же вроде чат, не? Типа заходить и надеяться, что на твой вопль «что случилось» ответят?

  • появление группы выше в списке зависит только от количества посещений её лично вами, а не от рейтинга или числа подписчиков

  • Snor

    Там есть новостной раздел.

  • Snor

    >ядро греет
    Глубоко копаешь, однако 🙂

  • FanatKDR

    зачем глубоко? Или ты думаешь, что в километре от поверхности земля прогревается за счет Солнца?

  • Snor

    Можно подумать, закопаться на километр – это не глубоко.

  • FanatKDR

    да даже не на километр. Банально проще будет: защитится от ветра и все, сразу удерживать тепло станет легче.

  • Damnash

    Футболу это не мешает иметь крайне токсичных и отбитых фанатов, тут дело не в игре/виде спорта, а в целом в менталитете.

  • Damnash

    >он служил командиром батареи звуковой разведки в артиллерии, имел капитанские погоны и орден Красной Звезды, и прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии.

    Ну т.е. полутыловик который все самые мясные зарубы ВоВ пропустил.

  • Timks

    Да, игра сама по себе вся одна большая натяжка: стоящий фаллос который греет 90% воздуха и 10% людишек это лютый бред с точки зрения сюрвайв логики факт. Но тут мир такой. Типа изначальное допущение нужно поверить и играть 🙂

  • Shmortex

    Об этом есть другая игра — Arx Fatalis.
    Правда, там уже все зарылись, обустроились и поняли, что можно начинать друг дружку резать.

  • Brax

    Зачем такие страсти? Там и без детского труда с продлёнкой выехать можно. Главное — научная база. 3 улучшенных шахт вполне хватит, если правильно разместить нагреватели.

  • Brax

    Игра очень понравилась, но контента тут буквально на пару прохождений. Если будут регулярно выпускать новые сценарии, а лучше сделать песочницу — тогда выйдет без пяти минут шедевр. Сложность лучше ставить максимальной. На средней я прошёл основную кампанию без смертей и драмы с детским трудом и полицией нравов.

  • Niro

    Честно говоря, я очень ждал что напишет RP по поводу сабжа. И теперь могу уверенно сказать, что это самая адекватная рецензия (и оценка) на Frostpunk из всех, что я читал. Спасибо.

  • Поделюсь и я впечатлениями.

    1. С сюжетной точки зрения — гораздо слабее, чем This war of mine. Там события постоянно переплателись с геймплеем: вот чел погрустнел, впал в депрессию, начал много вспоминать из детства и много курить, ты для него меняешь сигареты, отдавая лекарства, потом кто-то тяжело заболевает, а лечить уже нечем, он не может выйти ночью, из-за этого начинается голод… Тут сюжетные события воспринимаются как искусственные попытки расшатать уже построенную экономику, а не как логичная часть экспириенса.

    2. По процессу — обыкновенная градостроительная игра в самом плохом смысле этого слова. Т.е. в игре есть один оптимальный способ строиться, и пока его не найдёшь — страдаешь, а как только найдёшь — купаешься в изобилии. При этом делать в игре больше нечего — финальный ответ найден, задач больше нет, все «тяжкие выборы» тривиальны из-за переизбытка ресурсов.

    3. Опытные в градостроительных играх люди утверждают, что интерфейс отличный. Интерфейс ужасен. Если это лучше среднего в жанре — не завидую фанатам жанра :]

    4. Несмотря на всё вышесказанное, играть приятно, и остановиться, пока не пройдёшь, практически нереально.

  • Umbaretz

    Она именно что залипательная такая.
    Стоит добавить что ещё с точки зрения логики куда-то переться чтоб подождать 100 дней мороза — это странно.

  • Umbaretz

    Логикой тут вообще не пахнет.

  • Umbaretz

    Причём шахтёры уже заранее всё разрыли.

  • Umbaretz

    Щито поделать, поляки не умеют в ЖКХ.
    Вот русские бы сделали нормлаьно да, где ты закопавшись в урановом руднике греешься от реактора.

  • Umbaretz

    Я «черту» перешёл от скуки, например.

  • Sergii Shlyk

    > Ты никогда не задумывался, почему системы отопления а-ля Фростпанк не используются ИРЛ?

    Честно — не задумывался, т.к. в FP не играл еще, а только лишь интересовался ею в силу того, что предыдущая игра студии мне вполне понравилась. Ответы на интересовавшие меня вопросы из рецензии получил, за что и поблагодарил в посте. Что до системы отопления — конечно она не то что неэффективна, она бредова. Хотя, возможно, это просто игровая условность. Или в игре так прямо и говорится, что это тупо большая горячая штука, которая своим теплом прогревает воздух вокруг до приемлемой температуры? А мой месседж был о том, что по факту такая система тем не менее реализуется и у нас ИРЛ. Представь протяженность теплосетей и сколько тепла (в джоулях, если хочешь) они должны потерять, чтобы прогреть мерзлую землю для того, чтобы растопить снег на ней. То же касается и домов — плохая теплоизоляция, или, чаще всего, ее полное отсутствие приводит к тому же. Т.е. прогреву окружающей среды. Неудивительно, что у нас ТЭЦ и котельные вынуждены нагревать воду чуть ли не до состояния насыщенного пара, чтобы обеспечить приемлемую температуру теплоносителя у конечных потребителей. И это, заметь, в стране (две первые фото оттуда), в которой собственная добыча газа едва покрывают бытовые нужды населения и обходится ему в копеечку, а на остальное газ приходится импортировать. А также в другой стране (последняя картинка оттуда), добывающей газа в избытке, но в которой он не бесплатен, и в которой считается жестом доброй воли собрать дровишек ветеранам, и в которой населению разрешили собирать валежник.

    P.S. (жирными буквами): клянусь, последнее написал не для разжигания политсрача.

  • С точки зрения логики прикольно не допустить _ни одной_ смерти, не кормить народ опилками, не выгонять детей работать, снабжать калек протезами и вообще отменить труд, чтобы впахивали роботы, а люди знай себе по домам грелись. И никакой тоталитарщины.

    И в эпилоге прочитать «Мы выжили. НО КАКОЙ ЦЕНОЙ?..»

  • Brax

    Они пёрлись куда потеплее, как я понял. Заморозки шли с юга. Плюс искали подходящее место, защищённое от ветров.

  • Brax

    А ты всякие сомнительные законы про тюрьмы принимал? Мне всё было интересно, что будет если не принимать сомнительных законов вообще.

  • Umbaretz

    Я тоже выключил, ибо меньше минимального охладить нельзя.

  • Brax

    Норм чё. КНДР как то так и живёт.

  • Umbaretz

    На какие только преступления не согласен пойти капитализм.

  • Sergii Shlyk

    Вряд ли. В рецензии говорится, что «котлы» для работы жрут уголь. Разжаривать что-то углем до состояния возможности нагрева илучением — крайне сомнительная штука.

  • Umbaretz

    Ты так говоришь будто греть воздух — это что-то хорошее.

  • Umbaretz

    Они именно упёрлись куда холоднее, на север. И в игре мороз с севера идёт.
    Я про то что 100 дней — херота — проще всех в шахты, там тепло по дефолту.

  • Brax

    Я думаю вы все таки не правы. Если присмотреться к дорожкам, без которых не работают даже дома (хотя жители могут спокойно идти сквозь снег) — там трубы. Так что топят походу обычным кипятком через обычные батареи. Но холод такой лютый, что вода в трубах быстро остывает. В пользу этого говорит, что фигурки людей, которые ютятся возле генератора в красной зоне — синие.

  • Sergii Shlyk

    Изумительный комментарий!

    > спят в одежде и шапках (см. ночные колпаки в «цывилизованной» еуропе)

    Ага, а еще наколются своей марихуаной и в жопы ябутся!

    > «совок» (сука, за это слово сразу надо бить кирпичем

    Да хоть шлакоблоком — Совку от этого ни холодно, ни жарко. Он от этого не становится ни хуже, ни лучше, чем был на самом деле. Просто потому, что его уже почти тридцать лет как нет. Это слово придумал не я, употреблять первым начал не я. Его начали употреблять задолго до меня. Более того, начали сами жители Совка. И для меня это слово не несет абсолютно никакой негативной коннотации по отношению к Той-Замечательной-Стране-Которой-Больше-Нет.

    > сидят при минус 30 с открытыми форточками и ходят дома в трусах

    А, ну да, ну да. Россия — щедрая душа! Пропьем, развалим, протопим, потратим последнее — главное, чтоб выглядело бохато! Помнится, году так в девяносто четвертом в моем городе отключили горячую воду в середине декабря из-за долгов по газу. И вот мы приезжаем в село к маминым родителям. Село на границе двух областей, до райцентра 30 км, и у них там до сих пор мобильная связь через пень-колоду пашет. Село газифицировано. Конкретно у моих бабки с дедом газ есть в доме, сарае и летней кухне. И вот у них посреди зимы отопление выкручено на полную и форточки настежь. А все потому, что власти, «заботясь» о лохторате, завалили его халявными субсидиями. И ему надо сжечь определенную кубатуру газа, а то субсидии больше не дадут. Куда там «цывилизованной» еуропе, спят в одежде и шапках!

  • Brax

    Но в текстах часто мелькало, что первые заморозки пришли с юга. И не факт, что карта исследований направленна верхом
    на на север. А так то да, города стоило строить под землёй.

  • bigtiger

    В заставках рассказывается, что шторм надвигался с юга. Генераторы строили подальше от цивилизации на севере, в местах залегания угля.

  • Umbaretz

    Суть в том что на ситуацию «укрыться на 100 дней» даже города строить не надо.
    А если делать игру про выживание на годы, десятки и сотни лет с изменённым климатом — ну там должна быть другая игра и другие решения.
    На что например все эти охотники в -100 охотятся? Ни разу как раз поэтому не строил парники — стоят дорого, а еду и охотники принесут.

  • Umbaretz

    Я по секрету скажу.
    Цивилизация в 19 веке как правило и так была рядом с залеганием угля.
    И генератор (если он вдруг нужен) надо построить сразу в шахте, заодно воздух отапливать не будешь. Только систему поддува воздуха надо сделать.

  • Brax

    Ни на что. В минус 100 они не охотятся. А так — ну видать какая то живность выжила. Живут же животные на севере. Кроме того, они ведь за пределами города охотятся. Другой вопрос, а на что они собрались охотится, после того как там разок вдарило -140? Тут уж точно вся живность должна была помёрзнуть.

    *А если делать игру про выживание на годы, десятки и сотни лет с изменённым климатом — ну там должна быть другая игра и другие решения.*
    Таки да.

  • Nekto

    температура зависит от давления, сейчас конечно метал индукцией плавят, но когда-то углем делали, и нужной температуры достигали правильной конструкцией печи. Я могу представить, что могут нагреть достаточно сильно. Тут вопрос- как передать энергию. Само тепло или таки электричество. Приятно подумать о таких вещах. Подытожим: всё, вовсе, прям совсем (как всегда) неоднозначно. П.С. котлами могли назвать что угодно, даже весьма удаленное от принципа работы. Мышление и собственно язык вещи инерционные.

  • Umbaretz

    Охотятся они в -100. Да и живность что ли специально к ним перебежала?
    Они как раз только в -140 перестали.
    Но я про то что эта живность в игре про «действительно выживание» сдохла бы в первый процент игры по времени.

  • Brax

    Не, не согласен. Они перестали как только началась буря. А начинается она с -90.

    Может белых медведей добывают. Кто их знает.

  • bigtiger

    А игру -то надо рисовать. Красивше там, графон, то и сё. А не делать клон «крафт зе ворлд». Во всяком случае, в этом году разрабы обещают углубить и расширить историю.

  • Umbaretz

    Мне текстоты хватит, Вика 2 подтверждает.

  • Umbaretz

    У меня она началась когда было холоднее.

  • Brax

    Ну хз. В конце концов — это же игра. Если всё по реализму — она бы закончилась не начавшись.

  • Ничего не принимал. Похоже, что чем «хуже» играешь, тем ярче эпиложные описания и энкаунтеры, а для хороших игроков у авторов, видимо, вдохновения не было: либо что-то скучное происходит, либо вообще пустые страницы в эпилоге.

  • Brax

    Печалька. Ну, они ведь обещали допилить игру. Вот пусть и допиливают. А лучше вводят песочницу.

  • Sergii Shlyk

    > Без «совка», конечно, нельзя комментарий написать

    Боже, еще один! Ну камон, люди, что с вами сегодня такое? 🙂

    > Если вы такой умный…

    Нет, я достаточно умный, чтобы не стоять там, да еще и без куртки и свитера. А еще я достаточно умный, чтобы понимать, что само наличие таких мест говорит о крайне низком КПД теплосетей ввиду очевидных (и, по-видимому, немалых!) потерь тепла на обогрев чего угодно, только не наших с вами задниц. А еще мой ум и развитая интуиция подсказывают мне, что эти потери компенсируются в том числе и из моего кармана. Ну ладно, в данном конкретном случае, может, и не из моего — у меня в девятиэтажке стоЯт индивидуальные отопительные приборы. Но все же…

  • Umbaretz

    Тащем-то отопление — это выхлоп с ТЭЦ, который иначе могли бы конечно как-то использовать, но 70 градусов (что щас стандарт в обогреве) — это не та температура с которой легко раскрутить турбину.

  • bigtiger

    Ну да. Не спасёшь кого-то — народ сразу вешается от тоски. Намечается бунт — отправляешь жертву на пароварку — все сразу стают довольными. А быть очень добрым сложновато. Без патрулей/хранителей веры нужно строить в 2 раза больше кухонь — воруют. А интерфейс действительно непристойно простой. Всё очевидно, минимум окон.

  • Sergii Shlyk

    Вот человек пишет:

    > сидят при минус 30 с открытыми форточками и ходят дома в трусах

    Россия — щедрая душа! Пропьем, развалим, протопим, потратим последнее — главное, чтоб выглядело бохато! Помнится, году так в девяносто четвертом в моем городе отключили горячую воду в середине декабря из-за долгов по газу. И вот мы приезжаем в село к маминым родителям. Село на границе двух областей, до райцентра 30 км, и у них там до сих пор мобильная связь через пень-колоду пашет. Село газифицировано. Конкретно у моих бабки с дедом газ есть в доме, сарае и летней кухне. И вот у них посреди зимы отопление выкручено на полную и форточки настежь. А все потому, что власти, «заботясь» о лохторате, завалили его халявными субсидиями. И ему надо сжечь определенную кубатуру газа, а то субсидии больше не дадут. Куда там, как он пишет, «»цывилизованной» еуропе, спят в одежде и шапках»!

    P.S. Интересно, а почему его комментарий удалили?

  • Umbaretz

    >»заботясь» о лохторате,

    тоже никакой негативной оценки и сами себя так называют, да?

  • Sergii Shlyk

    Я просто в FP не играл еще. Тогда мне не совсем понятна претензия автора в рецензии. Со слов Снора складывается впечатление, что «генераторы» — это такие горячие штуки, которые собой обогревают окружающее пространство, делая его пригодным для выживания. Что, понятное дело, выглядит довольно глупо. С Ваших же слов следует, что «генераторы» — это, скорее, обычные котельные, снабжающие теплоносителем магистрали. Хотя, даже если Снор прав, — это, по-моему, обычная игровая условность, и вряд ли она является ключевым фактором, влияющим на качество игры.

  • Brax

    Потому что тепловизор действительно показывает так, словно там воздух греют. В пользу этого так же говорит, что длина трубы там роли не играет, а важна лишь удалённость от генератора. Но если бы они действительно грели воздух, им бы вообще эти трубы-дорожки не нужны были бы.

  • Sergii Shlyk

    Этим постом ты мне, как материаловеду, прям как медом помазал!

  • Sergii Shlyk

    Ты, похоже, меня неправильно понял. На самом деле, я терпеть не могу людей, позволяющих себе высказываться в духе «я Д’Артаньян, а все вокруг тупое быдло». Данное слово я употребляю по отношению к тем, кто относится к подобной «халяве» от властей, как к должному, ибо верят, что уж им-то за все былые и будущие заслуги халява положена. И я не знаю, как они сами себя называют, но, по факту, так и есть. Так как мы знаем, что халявы не бывает, и за нее в будущем придется платить всем, причем, весьма вероятно, неоднократно. Кроме, естественно, «халяводателей». Может ты еще скажешь, что раздача продуктовых наборов, однократных платежек и прочих ништячков накануне праздников, важных дат или выборов — хорошая и правильная штука? Лично я считаю, что обязанность властей — постоянная и планомерная работа над улучшением качества жизни их избирателей, а не разбрасывание подачками, притом, чаще всего, оплаченных даже не ими, с целью извлечения политических и прочих дивидендов. Да, я наивен.

  • Sergii Shlyk

    Согласен. Там, где живу я, централизованное отопление действительно обеспечивается ТЭЦ. А вот в микрорайоне у родителей подача горячей воды и отопления обеспечивается котельной. Так вот в этой котельной году этак в 2012-м установили какой-то суперсовременный и суперэффективный котел, способный работать на всем на свете. В этом же году там прошел нехилый ураган, который очень удачно выкорчевал значительную часть сосен в расположенном неподалеку леске. Местные власти под шумок сбора поваленных деревьев для их переработки в щепу для котельной спилили еще пол-леска. А еще у родителей до сих пор примерно в час ночи горячая вода перестает быть горячей и становится скорей комнатной температуры, так что при необходимости они вынуждены включать бойлер. С учетом того, что в их городе расположен один из крупнейших в бСССР ГОКов, и город неспроста обнесен вокруг хвойными лесами, вырубка деревьев, по моему мнению, — слишком большая плата для отопления. Особенно, с учетом того, что зимой дорогу к котельной, даже если ты не местный, можно легко найти по проталинам в снегу над теплотрассой.

  • banner53

    А воду чем откачивать будешь? ведрами?

  • Hater

    Генератор греет воздух — кокойужос, игратьнибуду. А ничего, что к гейплею это имеет нулевое отношение?

  • Anonymous Incognito

    Блин, ну как можно так невнимательно играть. Оказывается не проще, как думаешь откуда вообще этот котлован?

  • Niro

    Интерфейс действительно очень неудобен — говорю как опытный в градостроительных играх человек 🙂

  • reanimator4

    Наоборот, так живут в мирке либертарианцев и анархо-капиталистов, где роль государства сводится к тому самому 0% налогов.
    В реальности это выглядит так. https://uploads.disquscdn.com/images/a7ad272b18ec722f5c8880a539830cd4d69b7fc5492db98405166b921de58364.jpg

  • Brax

    Это где такое ИРЛ?

  • reanimator4

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%83%D0%BB%D1%83%D0%BD_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C)

  • И который умудрился привести с собой жену, прожив с ней какое-то время в блиндаже. Сразу видно, страдалец режима 😀

  • Aleksey Dyukov

    В цивилизованной Европе отапливание улицы — давняя красивая традиция:

    https://image.shutterstock.com/z/stock-photo-mullioned-windowed-medieval-english-house-with-a-brick-and-flint-wall-and-tall-chimneys-9595498.jpg
    https://www.bluffton.edu/homepages/facstaff/sullivanm/virginia/norfolk/thoroughgood/end3.jpg
    http://rumford.com/chimneys/images/BudrosPots.jpg

  • Ulris Ventis

    Уже снесли, но был интересный аспект.)

  • Тимур

    С чего все началось:

    > Да-да, вы не ослышались, на свежем воздухе – и сам генератор, и связанные с ним «паровые хабы» немыслимым образом создают эдакие «тепловые поля», поддерживая температуру в определенном радиусе.

    Т.е. претензия в игре к тому, что мы греем воздух в каком-то радиусе и там можно жить, работать, чем-то заниматься. Приведенный пример с теплотрассой — земля-то греется, но не более. Кошка еще может поваляться там и согреться, но человек уже нет, ни о каком тепле речи не идет. Вообще согреть кусок воздуха на открытом пространстве идея странная, если речь идет о двигателях на угле — там никакого угля бы не хватило.

  • FanatKDR

    я не играл — просто мысли в слух.

  • FanatKDR

    какую воду? ты в болоте закапываться решил? Берем какой-нибудь горный массив и вуаля.

  • FanatKDR

    обоснуй. В чем проблема логики? Ты хоть раз в пещерах бывал? Или в банальном метро? Да даже в самый простой подземный переход зайди зимой — там теплее, чем на поверхности.

  • ennead

    В This War of Mine очень аддиктивный базовый цикл событий. Отстроился на базе — сразу хочется на вылазку за ресурсами, после вылазки сразу хочется построить что-нибудь. Вообще не мог оторваться.

    Причем что база, что вылазки достаточно примитивные, но тут включаются ограничение по времени и пермасмерть, которые не слишком давят и раздражают, но и не дают скучать.

    Тематика с одной стороны интересная, с другой я всегда спорю с людьми о том, насколько она человечная. Мародерство не есть норма, а This War of Mine подает это явление как само собой разумеется.

  • ennead

    Пока не понял, за что у игры низкая оценка, кроме интерфейса и меньшей связи с сюжетом. Впрочем, и за это можно, конечно, просто по рецензии до меня не дошло

  • banner53

    Все понятно, дебил обыкновенный.

  • Scrawder Man

    «Тараканы. Холодильниковый плен.»

  • FanatKDR

    жаль тебя. Тем более раз уж они как-то шахты строят, то воду есть чем откачивать…

  • goran

    Прошел с третьего раза не без удовольствия и практически с идеальной концовкой (в первые два насовершал кучу ошибок в первые этапы). Допущений просто уйма.Микроменеджмент порой утомлял. Может исправили или не нашёл, но как показать на карте просто все постройки того же типа, кроме как начать строить такую же не нашел. Приходилось постоянно помнить и тыкать наугад в больницу, а здания довольно похожи. Победный алгоритм практически единственный в игре, свободы мало, нужно просто его найти (если, конечно, не пытаться открыть уникальные ачивки).

    В целом у игры есть плюс — она и правда атмосферна. Доиграл, вздохнул, удалил и больше никогда не возвращаться к этой депрессивной и мрачной жести 🙂

  • AlBo

    Не пушечное мясо — «полутыловик». Ну ок, чо…

  • Paul Angels

    *брызжит слюной и прочими жидкостями для особого эффекта*
    О какой надежде вы говорите?! ПОСЛУШАНИЕ! Вот выбор народа!
    *всё ещё брызжит*

  • Paul Angels

    На всякий случай пометил комментарий мсье буннера, как неуместный. Послушание! Вот наш выбор! Сдаём всех и вся! Всех в лагеря.

  • Paul Angels

    Бытует мнение, что игра хорошо зайдёт на мобильные устройства. На PC же играть было скучновато, увы. Сразу хотелось запустить Ведьмака например.

  • Shmortex

    А разгадка проста: дома по площади небольшие, и если воткнуть печку с трубой посреди дома, это конечно будет выгоднее, но полезное пространство существенно уменьшиться. Ну и пожарная безопасность, в том числе.

    Вот этот приятный бородач объясняет в чем дело (и оно не в том, что «ну тупыыыыыые»):
    https://www.youtube.com/watch?v=IrtcgXREz-Y

  • Зато с большой буквы. Уважает!

  • > Народ, понятное дело, ропщет. Из-за наших промахов в менеджменте, из-за непопулярных постановлений, из-за сверхурочных смен, из-за пусть вынужденного, но игнорирования просьб, из-за невыполненных обещаний, даже попросту из-за очередного заморозка.

    Побольше бы таких игр.
    Играть в них, я, разумеется, не буду, но мозгов у мечтателей одним указом утроить зарплаты, в целом, прибавится.

  • reanimator4

    >Бытует мнение, что игра хорошо зайдёт на мобильные устройства.
    Эта шляпа даже на современных ПК умудряется тормозить

  • reanimator4

    >НО КАКОЙ ЦЕНОЙ?
    В супе было мало МЯСА
    Заставил ДЕТЕЙ чистить картошку на кухне.
    Отправил воров и дебоширов в тюрьму на целых ДВА ДНЯ.
    В больнице поставил не пять а целых ДЕСЯТЬ кроватей.
    Пустил слух, что люди которые в -70°C хотят уйти из города БОЛЬНЫЕ УБЛЮДКИ
    Но всё таки мне кажется, мы НЕ ПРЕСТУПИЛИ ЧЕРТУ!

  • Brax

    Изверг!

  • Максим Самохвалов

    К сожалению нет. Этож игра. Никто не воспримет её всерьез.

  • Damnash

    >Не пушечное мясо — «полутыловик»

    А я что то писал про пушечное мясо? У него служба по факту была хрен знает где от фронта. Это как сейчас некоторые идут вместо армии, утки менять за больными и что после этого про них говорить что они службу в армии прошли?

  • Snor

    По факту он как раз таки был на фронте, и именно там был арестован. Но факты мало кому интересны, как показывает практика.

  • Никто и не спорит с фактами. Был на фронте? Был. Но это не отменяет того факта, что он истеричный интеллигентишка-страдалец. Об это и речь. Тут описывается характерная черта его личности, а не оспаривается пребывание в армии.

  • Paul Angels

    Следовательно… нам нужны более мощные мобилки! (не нужны, всё это шляпа, равно как и сам опус)

  • AlBo

    Я че-то не очень понимаю, почему «командир батареи звуковой разведки в артиллерии» вдруг стал аналогом «утки менял за больными».
    Кем он должен был быть, чтобы прям вот фронтовик во весь рост? Трижды контуженным или подбить танк из винтовки?

  • Bersercker

    Ну хз, тут по-моему за одну музыку уже можно давать выбор риотпикселей.
    https://www.youtube.com/watch?v=ORmxX_NB_SM
    А так вообще хз, прохождением всех сценариев на харде остался очень доволен. Изобретение оптиальной стратегии для каждого из сценаривев оказалось очень даже, всякие там Surviving Mars’ы и рядом не валялись. Единственный минус — реиграбельность, после прхождения сценария на харде, смысла пробовать использовать другой подход к развитию колонии не особо.

  • ssw85

    Я че-то не очень понимаю,здесь что, кто-то пытается дрочить на Солженицера в 2018 году? После его книги «200 лет вместе», в которой либерастня усмотрела антисемитизм(антисемитизм- самое чудовищное преступление из всех возможных, если кто не в курсе).
    Вас что, разморозили из конца 80-х?

  • AlBo

    Дрочите тут один вы. Остальные мирно беседуют.

  • ssw85

    Нечего ответить по существу вопроса — так дай хотя бы пукну?

  • AlBo

    И это говорит человек, который начал нести пургу про то, что кто-то дрочит на Солженицына… Перечитайте сначала, о чем разговор, а потом уже высказывайте свое особое мнение.

  • Sergii Shlyk

    Причем, претензия мне лично кажется немного высосанной из пальца. Вся рецензия грамотно расписывает недостатки, преимущества и некоторые нюансы игры, и тут тебе «генератор греет воздух — все, нипаиграть». Как будто профессиональный игровой рецензент не знает о такой штуке, как игровая условность. Причем, в данном случае эта условность — не самая тупая. Я привел пример, что даже ИРЛ, где все вроде должно быть правильно и рационально, происходит нечто похожее. Некоторые тут же сагрились на «Совок», начали рассказывать, что обогревать улицу теплотрассой норм, а в европах вон вообще в шапках спят. Вот за это я и люблю РП — примерно, как общение за пивком. Начали с обсуждения гаджетов, а закончили выяснением, что кому помогает от остеохондроза.

  • Damnash

    А ну да, генералы которые медали во время Чеченских войн собирали тоже были в Чечне, пару раз даже в Грозный приезжали!!! Только это никак не отменяет факта, что оставшиеся 99% времени они бухали в теплых местах, продавали своих солдат, пилили поставки со складов и ездили за наградами в Москву. Если Солженицын сидел километрах в 10-20 от фронта это что доказывает что он воевал до фига?

  • Damnash

    А это друг мой и есть аналогия или по твоему сидел в районе штаба и определял откуда палят это как то противоречит:

    >Кстати, некоторые думают, что Солженицын — это такой истеричный интеллигентишка-страдалец, а между тем, во время Великой Отечественной, он служил командиром батареи звуковой разведки в артиллерии, имел капитанские погоны и орден Красной Звезды

    «Работа разведывательного отдела штаба артиллерии фронта сводилась преимущественно к руководству, инструктированию, контролю и помощи разведывательным органам подчинённых артиллерийских соединений и частей, общему планированию и распределению средств разведки, информации нижестоящих штабов о достижениях теории, практики и техники артиллерийской разведки. »

    Отличная работа, сидишь слушаешь откуда палят примерно вычисляешь, потом передаешь в штаб инфу, несомненно великий воин и прям прошел войну………

    Это я к чему, к тому что сударь сверху мол написал что вот Сожленицын то тру мужик, войну прошел, ни разу не ителлигент!!! Но как раз таки он на фронт попал, когда все самое тяжелое было позади, да и занимался он крайне безопасной работой.

  • Umbaretz

    Ты не понял.

  • AlBo

    И в чем вы тут проблему видите? Он сражался? Сражался. Пусть не в окопе сидел, но тоже внес свой вклад.

    Да и, полагаю, чтобы слышать, откуда палят, нужно быть довольно близко от этого места.

    Вы так весь командирский состав в ваш список полутыловиков внесите тогда уж, чего мелочиться. В окопе не сидел — войну не прошел. Логика

  • Damnash

    >И в чем вы тут проблему видите? Он сражался? Сражался. Пусть не в окопе сидел, но тоже внес свой вклад.

    Конечно, а те кто хавку для фронтов производил тоже воевали, отличная логика.

    >Да и, полагаю, чтобы слышать, откуда палят, нужно быть довольно близко от этого места.

    Конечно, прямо в тылу врага надо находиться. Почитайте о звуковой разведке по подробней.

    >Вы так весь командирский состав в ваш список полутыловиков внесите тогда уж, чего мелочиться. В окопе не сидел — войну не прошел. Логика

    Сталин прошел войну от начала до конца, сражался за Родину, герой! А по факту ваш милый Солженицын сидел хрен знает где, в хороших условиях (аж жену свою притащил, что о многом уже говорит, много знаете солдат, офицеров или даже генералов которые свою жену притаскивали к себе?) и немцев то в глаза не видел, кстати к вашему сведению командирский состав зачастую ставил свою жизнь под угрозу на передовой, в то время как вот эта звуковая разведка сидела ниже травы, тише воды это пожалуй была самая безопасная позиция в войсках). Хотя я наверное не прав и Солженицын собственноручно выкосил миллионы гадких фрицев! Да и когда он прибыл на фронт? Когда немцев уже раздербанили? Когда самые сложные операции фактически уже закончились, великий воин и ни разу не страдалец-интеллигент.

  • AlBo

    У вас есть какие-то градации между «великий воин» и «страдалец-интеллигент»? Кем нужно быть, чтобы по вашей шкале заслуг считаться прошедшим войну?

    Я достаточно нейтрально отношусь к Солженицынy, но мне совершенно непонятны попытки смешать его с говном, особенно используя такие смехотворные аргументы: «ах, он не сидел окопах! ах, привез жену!».

    А про звуковую разведку вы тоже почитайте. Даже современные комплексы
    работают на удалении от источника, в лучшем случае, около 15 км.
    Полагаю, что во время Отечественной войны технические возможности были
    слабее, а расстояния, соответственно, меньше.