Рецензия на Dungeon of the Endless

logo-dungeon-of-the-endless-reviewАвтор: RANDOM_PHOBOSIS

Как выжить в среднестатистическом подземелье? План искателя приключений прост: открыл дверь, “зачистил” комнату, обшарил сундуки, перевёл дух – и отправился дальше. На первый взгляд Dungeon of the Endless легко принять за обычную roguelike, но, следуя привычному подходу, вы не протянете и пятнадцати минут. Что же делать настоящим героям? Бежать!

«Don’t worry… you’ll learn them all by dying»

Разработчик: Amplitude Studios
Издатель: Amplitude Studios
Жанры: RPG/Dungeon crawl/Tower defense/Pausable real-time/Top-down/2D
Похожие игры: Lock’s Quest, FTL: Faster Than Light
Мультиплеер: (2-4) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Спасаясь с терпящего бедствие космического корабля в аварийной шлюпке, горстка выживших попадает на планету Auriga (где потом развернутся события Endless Legend). Вместо того, чтобы мирно приводниться у тропических берегов, капсула на бешеной скорости врезается в заброшенный комплекс катакомб, так что “робинзоны” оказываются на самом его дне. Цель игры – преодолеть двенадцать произвольно сгенерированных уровней и выйти на поверхность, а на первых порах – протянуть подольше хотя бы на уровне сложности Too Easy (второй, ещё более брутальный, шутники-разработчики скромно нарекли “Easy”).

Освоение этажа начинается с центральной комнаты, в которой установлен огромный энергетический кристалл. Наши подопечные (их может быть до четырёх) одну за другой открывают двери, постепенно исследуя расходящиеся в разные стороны коридоры, обчищая тупички и истребляя чудищ. На каждом уровне необходимо отыскать лифт и дотащить до него кристалл, отчаянно прикрывая беззащитного носильщика от напирающих отовсюду гадов. Но “хорошие парни” чересчур тщедушны, своими силами злодеев победить не способны, а потому без обустройства отвоёванной части подземелья не обойтись.

Главное – это свет. В кристалле (так и хочется назвать его Сердцем подземелья) заключена памятная по предыдущим играм Amplitude Studios бесценная Пыль. Произвести её самостоятельно крайне сложно, остаётся рассчитывать на те крохи, что встречаются по пути и выпадают из поверженных противников. Здесь она – больше, чем деньги: каждые десять единиц позволяют подвести к нашей энергосети соседнюю комнату. Из погружённых во тьму помещений то и дело нападают новые твари, а предотвратить их появление можно, либо поставив дежурить бездельника, который наверняка позарез нужен где-нибудь в другом месте, либо включив лампочку (почти как в “Тук-тук-тук»). Кроме того, в залах и коридорах часто попадаются слоты для модулей: большие “разъёмы” – для генераторов ресурсов и маленькие – для охранных турелей и вспомогательного оборудования. Так вот, если вырубить электричество, вся эта инфраструктура сразу же «уснёт».

Смотреть галерею скриншотов Dungeon of the Endless

Помимо Пыли есть тут и три других столпа знакомой ветеранам endless-экономики. «Очки индустрии» необходимы для строительства, научные исследования предоставляют апгрейды, а вот еда как-то не к месту: она лечит наших ребят (десять плотных ужинов кого хочешь с того света вытащат) и по неизвестной причине играет роль опыта и повышает уровни – должно быть, создателям уж очень хотелось подогнать процесс под фирменную аббревиатуру FIDS.

Шевелить мозгами дают не спеша – игра идёт в оригинальном “полупошаговом” режиме. Для событий стратегического масштаба – прибыль с мини-фабрик, изучение технологий, набеги орд – используются собственные единицы времени (один “ход” = открытие одной двери), ну а схватки протекают в реальном времени со спасительной паузой. Ощущения близки к FTL: Faster Than Light, если бы в ней каждый отсек корабля вначале требовалось отобрать у неприятеля.

Повадки у чудовищ разные: одни, соблюдая каноны tower defense, прорываются к кристаллу, другие охотятся на людей, третьи крушат постройки. Чтобы отбиться от вражеских полчищ, нужно утыкать “пушками” пару-тройку комнат, а заодно и подходы к ним, да поставить на страже вояк посильнее – именно в такие укрепрайоны будут отступать исследователи, если вдруг встретят сопротивление. Беда в том, что на всю зону электричества не хватит, поэтому надо старательно просчитывать, какие проходы оставлять открытыми и чем затыкать бреши. Поскольку все ресурсы, кроме Пыли, разрешают взять с собой на следующий уровень, ломать голову приходится каждый ход, причем с самого начала, ведь чем эффективней организована оборона, тем больше останется про запас.

Смотреть галерею скриншотов Dungeon of the Endless

Арифметика of the endless

Пространственные головоломки и счётные задачи на оптимизацию ритмично сменяются паническим бегством, отчаянными перестрелками и мгновениями затишья, пронизанными невыносимым напряжением. Действие увлекает настолько, что первые часы (сутки, недели…) многочисленные недостатки не замечаешь. Однако для порядка я их перечислю – не то чтобы они сильно мешали, просто без них Dungeon of the Endless взмыла бы на такую недосягаемую высоту, что, наверное, пробила бы крышу нашего “пантеона”.

Больше всего достанется вашим глазам. Эклектичные пиксельные покои потрясающей красоты, где трубы и разбитое стекло соседствуют с факелами и прикованным к стенам скелетам, умопомрачительно анимированные монстры и герои, завораживающее освещение и тени – это, конечно, здорово, но в невероятно привлекательных потёмках ничего не разобрать. Мало того, что жизненно важные двери и “розетки” могут быть плохо заметны или совсем скрыты стеной, так ещё по самой комнате отнюдь не всегда видно, подключена она или нет. В квадратной каше не разглядеть даже точное количество врагов, поэтому мы всё время вынуждены включать полноэкранную схему (сюда бы мини-карту!). Рассмотреть, какие орудия у нас установлены (не говоря уже о тонкостях работы всевозможных способностей и специальных свойствах), невозможно – сплошные взрывы да всполохи. Не помогает и интерфейс – ни перечисления активных эффектов, ни сводной таблички, расшифровывающей доходы и расходы. Секретность авторы вообще любят: каждый новый навык почему-то раскрывают после того как персонаж его заработает – всё равно что бродить по дереву технологий вслепую и охапками закупать котов в мешке.

Экономика со временем теряет таинственность; хоть ресурсов и четыре, оптимальная стратегия развития всего одна. Это не значит, что считать станет скучно, но пространства для экспериментов на самом деле куда меньше, чем видится поначалу. Рост сложности тоже спорный: вместо того, чтобы с каждым этажом вводить дополнительные правила, расшатывающие привычную схему действий, игра лишь повышает ставки – ближе к концу риск потерпеть крах из-за единственной ошибки гораздо выше, причём поражения не бывают зрелищными – просто одни цифры «перевесили» другие. В сочетании с непременной permadeath – раздражает. Повторные прохождения призван разнообразить богатый выбор действующих лиц и стартовых условий, как в той же FTL, но заслуженной и честной гибель от этого не кажется.

Смотреть галерею скриншотов Dungeon of the Endless

Сюжетная интрига не добавляет мотивации. Разговоры ведутся в перерывах между этапами и обычно сложены из набора случайных фраз, не вяжущихся с характерами собеседников. Специальные, то есть осмысленные диалоги, имеющие отношение к истории мира, получат в награду те, кто соберёт в лифте конкретные комбинации выживших, однако вряд ли ради пары скупых реплик «болтуна» вы пожертвуете местом в команде и выгоните драгоценного бойца.

Мультиплеер и вовсе выглядит недоделанным. Ресурсную систему раскромсали, кое-как поделив между игроками, но интерфейс подправлять не стали, поэтому крайне полезная информация о состоянии дел у союзников нам не видна, ну а про единый инвентарь вообще позабыли. Хотя важнее то, что логику игры так легко не поменять – интересная жизнь только у одного из четвёрки, остальные караулят в темноте. Отсутствие голосовой связи в игре, сильно зависящей от слаженности командной работы, обескураживает – с незнакомцами не состыковаться. А самое странное решение – запрет на сохранения. Попробуйте-ка занять трёх друзей часов этак на восемь без передышки…

* * *

Впрочем, для Dungeon of the Endless всё это – мелкие придирки. Её следует причислить к лучшим представительницам жанра, вопрос в том, какого именно. Несмотря на отличия в процессе, по духу и философии она сродни суровым Spelunky, Dwarf Fortress и FTL – столь же ёмко характеризуется фразой: “Хм… Как бы так похитрее сделать… О БОЖЕ МЫ ВСЕ УМРЁМ!”

P.S. О чудесном саундтреке от полюбившегося фанатам Amplitude композитора FlybyNo читайте в материале MC Pixel.

Оценка Riot Pixels85%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2,4 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
900 Мб на винчестере

Core i5/Phenom x4 3,3 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
900 Мб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Dungeon of the Endless
Author Rating
51star1star1star1star1star