Рецензия на Colossal Cave

Обзор Colossal CaveАвтор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Colossal Cave Adventure (1976) — текстовая адвенчура, точка отсчета не только для жанра приключений как такового, но и для карьеры Кена и Роберты Уильямс. Под впечатлением от этой игры они выпустили свой первый проект Mystery House (1980). Символично, что почетные пенсионеры решили вернуться в индустрию с ремейком именно Colossal Cave.

Сказки матушки Роберты

Разработка: Cygnus Entertainment
Издание: Cygnus Entertainment
Жанры: Adventure/3rd Person/3D
Похожие игры: Colossal Cave Adventure, Mystery House, Zork (серия), Myst (серия), Shadowgate
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): PC, игра предоставлена разработчиком

Они отдыхали от большого бизнеса дольше, чем в нем крутились: последняя дизайнерская работа Роберты — одиозная восьмая King’s Quest (1998), которую не любит, кажется, вообще никто. Уильямс это никогда не нравилось: как же так — заслуженная бабушка всея индустрии, королева геймдизайна за десятилетия до гендерных скандалов 2010-х, и ушла на покой с таким конфузом?

Другой вопрос — зачем успешной и состоятельной паре, приближающейся к восьмому десятку, вообще нужна эта суматоха? Двадцать лет чета Уильямс колесила по мировому океану на яхтах, жила в свое удовольствие, писала книги и мемуары… как вдруг во время пандемии им стало скучно. Это официальная версия — новая фирма Кена и Роберты Cygnus Entertainment даже названа в честь их офиса, штаб-квартиры и любимого корабля в одном лице.

Смотреть галерею скриншотов Colossal Cave

Идея с переосмыслением древней классики тем удивительнее, что ветераны в принципе не следят за индустрией, не играют в новинки (да и не в новинки, наверное, тоже), а Роберта до сих пор считает, что смешивать в одном флаконе RPG и приключение — большая ошибка. И по их первой за 25 лет игре видно, что герои давно минувшей эпохи не совсем понимают мир, которому предлагают Colossal Cave. Показательно, что бывалый бизнесмен из 80-х Кен сначала повесил на игру ценник в 40 долларов, спустя же чуть более месяца, увидев реакцию публики, снизил цену до 25.

В Colossal Cave нет сюжета и какой-либо связи между посещаемыми регионами. Мы просто оказываемся перед хижиной, где надо сложить полтора десятка сокровищ. Сокровища спрятаны под землей.

Смотреть галерею скриншотов Colossal Cave

Эклектичные просторные залы и хитроумные переходы здесь на любой вкус: с подземными речками, руинами седых цивилизаций, есть дом какого-то гиганта (сам он, впрочем, поздороваться не выходит)… Все сделано точно так, как в улучшенной версии Colossal Cave Adventure 1977 года: закадровый голос услужливо зачитывает целые куски с описанием, скажем, интерьеров из той игры. Надо ли говорить, что 40 лет назад карту изощренных подземных ходов требовалось рисовать самостоятельно? В 2023 году Уильямс, та еще хардкорщица от геймдизайна, предлагает «бесплатную» функцию автокарты. Потому что есть еще «платные» подсказки: воспользуетесь ими — и набрать максимальные 350 очков не удастся.

Когда-то прохождение занимало недели, а виды отдавались на откуп воображению игрока. Главным достижением ремейка Cygnus Entertainment считает полностью трехмерные залы и расщелины, в которых остается лишь тыкаться во все объекты, надеясь, что какой-то окажется активным. Пускай выглядит Colossal Cave в целом опрятно, это далеко не уровень 2020-х. Возможно — и не 2010-х. Выбери Уильямс какую-нибудь стилизацию — глядишь, и не смотрелась бы игра как банальная инди-поделка из подвала Steam. Особенно пугают редкие живые существа вроде выскакивающих из ниоткуда гномов. Эти гады, кстати, атакуют нас. Мы можем ответить взаимностью. Если не повезет, то их удар откинет в начало игры. Советую сохраняться почаще.

Смотреть галерею скриншотов Colossal Cave

Вести игрока за руку — это пошло, но полагаться на удачу в дизайне головоломок — еще смешнее. Ветераны оригинала смогут пробежать ремейк за час-два, новичкам же без гайда под рукой никто не подскажет, что некоторые ситуации активируются не при первом входе в комнату, а случайным образом — думай потом, что сделал не так.

В остальном все более-менее — для игры, по сути, 1977 года — разумно. Видим клетку — сажаем туда птицу. Птица почему-то спугивает перегораживающую дорогу змею. Заприметили растение — поливаем. Ржавые петли — смазываем. Дракона с пути ничем прогонять не надо — достаточно разок дать в морду. Дивный мир неземной логики последней четверти прошлого века.

Смотреть галерею скриншотов Colossal Cave

Самое сложное — собрать заветные 350 очков. Отдали жадному троллю не то сокровище, не заглянули в укромный уголок перед финалом — и вот баллы утекают сквозь пальцы буквально на ровном месте.

Colossal Cave — она добрая и уютная. Как провинциальный музей из одного здания-избы, куда как вошел, так сразу и вышел. На полном серьезе плутать по переходам — занятие сомнительное, ведь есть, например, Myst и миллион других приключений от первого лица, где игрока ждут и разговорчивые NPC, и разнообразные локации, и увлекательные пазлы. Раздражает тесный инвентарь, куда помещается меньше, чем хочется взять, а когда именно можно выбросить тот или иной предмет — никто не подскажет. Слава богу, что на автокарте остается соответствующая пометка.

Смотреть галерею скриншотов Colossal Cave

Строго говоря, сама Роберта прославилась в первую очередь линейкой King’s Quest — квестами сугубо сюжетными. Каждый из них в чем-то если не обгонял время, то соответствовал ему. Colossal Cave же маленькая, корявенькая и неказистая, совсем не похожая на возвращение блудных монархов. Возможно, в VR она способна произвести впечатление, да люди под 60 смахнут слезу умиления, когда возникший из воздуха пират украдет все их накопленные богатства — прямо как в детстве. Однако такая ниша — какая-то уж слишком узкая.

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Текст переведен на русский. Кириллический шрифт, как принято в инди-играх, изяществом не отличается. Локализация нормальная, хотя периодически попадаются опечатки и неточности. Например, вместо «побежденного дракона» — «победивший».

***

Colossal Cave представляет в первую очередь исторический интерес. Пробираться сквозь путаницу пещер и ходов может быть интересно и сложно, однако по размаху, идеям, исполнению это приключение сильно уступает главным хитам Роберты Уильямс.

Оценка Riot Pixels58%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-4590/AMD FX 8350
4 Гб RAM
GeForce GTX 970/Radeon R9 290
12 Гб на винчестере

Core i5-9600/Ryzen 5 3600X
16 Гб RAM
GeForce GTX 1070/Radeon RX 580
12 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Colossal Cave
Author Rating
31star1star1stargraygray