Рецензия на Biomutant

Автор: SNOR

Человечество вымерло, оставив после себя радиацию, горы мусора и токсичные вещества. Теперь в разрушенных и отравленных землях кое-как прозябают разумные звери-мутанты. Они основывают племена и банды, воюют, ходят в заброшенные развалины за ценным “хабаром”. Их звезда того и гляди упадет, не успев толком взойти, но не все потеряно — ведь пушистый народ уже изобрел свою собственную версию кунг-фу.

Biomutant щеголяет крайне интригующей и амбициозной концепцией — постапокалиптическая сказка о восточных единоборствах, с разветвленным повествованием и открытым миром… Вот только у руля разработки стояли бывшие сотрудники Avalanche Studios, и знакомый почерк виден почти сразу. Да, тут действительно есть нелинейность, а мохнатое население знает кунг-фу не хуже Нео. Однако ближайшие аналоги творения Experiment 101 — посвященные поездкам с “зачисткой значков” Just Cause и Mad Max, хоть в округе и нет ни единого автомобиля на ходу.

Усы, лапы и мутации

Разработка: Experiment 101
Издание: THQ Nordic
Дистрибуция: “Бука”
Локализация: Riotloc
Жанры: RPG (Action RPG)/3rd Person/3D
Похожие игры: Mad Max, Just Cause (серия), Batman: Arkham (серия), Jade Empire
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Апокалипсис случился по вине корпорации “Токсанол”. Она складировала радиоактивные отходы где попало, сбрасывала в море всякую дрянь, разливала повсюду нефть, дымила в небо заводскими трубами, — в общем, совершала все “экологические” грехи, которые можно вообразить. Ее наплевательское отношение к окружающей среде спровоцировало жуткий катаклизм, уничтоживший цивилизацию. А животные его пережили. Они менялись под действием суровых условий и мутагенных факторов, эволюционировали, учились… И в конце концов доросли до мечей, винтовок и восточной философии.

Biomutant лихо объединяет разруху в стиле Fallout и традиции китайского жанра “уся”. Кругом обломки и аномальные зоны, по пасторальным зеленым лугам разгуливают мутировавшие твари, оружие принято мастерить из подручного хлама, в нефтяных лужах легко утонуть. Тем не менее владение приемами “вун-фу” здесь ценят гораздо больше, чем навыки практического выживания. В правителях сплошь мастера боевых искусств, мудрецы толкуют о тонкостях дихотомии Инь-Ян и сакральном значении великого Древа Жизни… Это, кстати, не какой-то абстрактный мифический образ — пронизанное энергией Ци монументальное растение постепенно возрождает истерзанную природу по всему региону, дотягиваясь мощными корнями в самые дальние его уголки.

Восстановление, увы, вот-вот пойдет прахом — над миром нависла новая угроза. Гигантские “мироеды”, кошмарные порождения свихнувшейся эволюции, уничтожают корни, пытаясь свалить Древо. Вместе с ним рухнет хрупкий экологический баланс, и тогда не миновать второй катастрофы — вероятно, даже более разрушительной, чем предыдущая. Шесть звериных племен в честь надвигающегося конца затеяли большую войну — одни верят, что существующий порядок надо спасать, другие полагают, что это лишнее, про множество прочих идеологических разногласий и говорить нечего. Тут нужен герой, и одноглазый знаток вун-фу, который вернулся к Древу после многих лет отсутствия, замечательно подходит на эту роль.

В теории работа Experiment 101 претендует на лавры эдакой “постапокалиптической Jade Empire». Отважный странник волен исследовать вымершие просторы, забираясь в руины и убивая монстров с рейдерами. Совершенствовать свое вун-фу, изучая новые ухватки и заклинания. Мутировать, обретая необычные способности. Примкнуть к любому племени и задать перцу всем остальным, навязав понравившуюся доктрину. Беседовать о высоком и принимать судьбоносные решения, окрашивая личную Ци в темные или светлые тона. Казалось бы, солидный фундамент, но многочисленные “фишки” Biomutant — совсем не то, чем они выглядят по описанию.

Смотреть галерею скриншотов Biomutant

Взять хотя бы пресловутую нелинейность. Обитающие под сенью Древа шесть группировок придерживаются непохожих взглядов. Половина исповедует пути Добра, половина предпочитает “темную сторону”, причем степень “белизны” и “черноты” у всех разная. Соответственно, есть нюансы: скажем, “светлое” племя мириад выступает за спасение мира и всеобщее объединение, а менее “светлое” и свободолюбивое нетра — за спасение без объединения. Вроде бы много вариантов, но игра смело ставит на них крест. Сразу после пролога нам предлагают выбор — умеренно злые джагни или добрейшие мириад. И это единственный выбор, который что-то значит — именно он определяет весь дальнейший путь и финал. Нет, авторы не обманули, заключить союз позволено с любой фракцией… и такую возможность предоставят лишь в “новой игре +”.

С другой стороны, переживать не о чем — за рамками идеологии племена отличаются разве что форменной броней. Они живут в одинаковых крепостях, их вожди дают одинаковые задания, и вся великая война сведена к захвату одинаковых чужих аванпостов. Штурмовать их разными способами, как в творениях Ubisoft, нельзя — это унылые линейные забеги с “боссом” в конце. Судя по всему, разработчики сами в какой-то момент ужаснулись содеянному. После победы над двумя соседями нам предлагают завершить военные действия досрочно и приступать к спасению/уничтожению мира — мол, остальные достаточно впечатлены и готовы капитулировать. Само собой, сложных переговоров за круглым столом ждать не стоит…

Смотреть галерею скриншотов Biomutant

С переговорами дела в принципе обстоят паршиво. В голове у героя живет Рассказчик (от облучения появился, что ли), и ему-то мы внемлем всю дорогу; звери разговаривают на каких-то диалектах (то есть бормочут сквозь зубы нечто невнятное), а он переводит их слова. Иначе говоря, каждая реплика сначала идет в виде повторяющейся тарабарщины, потом — в размеренно-заунывном одноголосном “переводе” с субтитрами. “Восхитительный” метод подачи, из-за которого через пару часов возникает желание отключить звук.

Но это еще цветочки, настоящая жуть притаилась в содержании болтовни. Чуть ли не каждый “именной” персонаж атакует героя занудными псевдофилософскими рассуждениями, восхваляет его невероятную крутость и сыплет глуповатыми аллюзиями. Наполненные графоманской “водой” речи получились до такой степени пространными и бессмысленными, что к концу разговора порой забываешь, с чего он, вообще, начался. Кроме того, центральные действующие лица регулярно “цитируют” друг друга, добавляя спектаклю лишний слой безумия. Мы можем выбирать ответы, но ощущения живого диалога нет и в помине — односложные фразы толком не меняют ход беседы. Только изредка приносят баллы Света и Тьмы, подкрашивая ауру пушистого бойца.

Смотреть галерею скриншотов Biomutant

Идея с “кармой” оформлена крайне невразумительно — ее не оживляют даже многословные споры светлой и темной половин нашего сознания, вспыхивающие при каждом решении. Biomutant неустанно талдычит, что Свет и Тьма не всегда означают Добро и Зло, а продемонстрировать это на практике не может. Светлые хотят всеобщего благоденствия, темные мечтают всех поработить и дать катастрофе произойти — неоднозначности меньше, чем в “Звездных войнах”. Собственно, повествованию и с черно-белыми тонами тяжело. Там, где бравый паладин освобождает пленника и отвешивает ему вежливый поклон, злодей… освобождает пленника и бьет его по морде с ремаркой “я предоставлю тебя твоей судьбе”. Зато цвет ауры, словно в Knights of the Old Republic, влияет на доступные заклинания — серьезный подход, куда деваться.

Вовсю изображая “серьезность”, студия нагородила объемистую ролевую часть. Шесть рас-“пород”, пять классов, характеристики, уйма “перков”, длинный список приемов вун-фу для каждого типа оружия (включая огнестрельное), псионическая магия с огненными шарами и левитацией, мутации, дарующие умения вроде “заблевать всех ядом”… К сожалению, все это не так уж важно — Biomutant ощутимо ближе к слэшерам, чем к ролевым экшенам, размышлять над развитием в ней попросту незачем. Персонаж независимо от профессии будет сносно рубить, стрелять и колдовать, надо только раздобыть ему приличную экипировку. Штаны, шапки и бронежилеты можно найти в целом виде, а хороший клинок или автомат предстоит создавать своими руками, набрав запчастей и ресурсов по помойкам. Видимо, иного способа привлечь внимание к “крафту” не нашли.

Смотреть галерею скриншотов Biomutant

Впрочем, драки вызывают недоумение и с качественным снаряжением. Красивые анимации с “восточной” акробатикой, парирования и увороты, суперприемы и “режим ярости” — все это, конечно, неплохо. Но враги, похоже, мутациями отрастили себе титановые скелеты — даже рядовых противников положено долго и упорно ковырять, и от ударов тяжелого двуручного меча их просто слегка пошатывает. Ручная “фиксация на цели” явно пришлась бы ко двору — и почему-то отсутствует. Набор “кучка мелочи и Невероятный Халк” поджидает в  каждых вторых руинах. Дополняет невеселую картину чудовищный дисбаланс — штурмовые винтовки и пистолеты безоговорочно уделывают мечи и магию по всем фронтам.

Отыскать что-то кроме неприятностей и “лута” на карте затруднительно. Километры симпатичных равнин, лесов и скальных массивов усыпаны однотипными развалинами — избушки, ангары, заводские цеха, бункеры и тому подобное. За ними не скрыто никаких историй, внутри ждут лишь сражения и разнокалиберные контейнеры с барахлом. Мохнатому сталкеру, естественно, досаждает известная болезнь “ну где же последний ящик”— как-никак, игра от разработчиков Just Cause. Некоторое разнообразие в путешествия вносят опасные зоны: где-то жарко, где-то холодно, а вон там зашкаливает счетчик Гейгера. Правда, интересного в агрессивной среде мало, это всего-навсего повод несколько раз отправить нас на поиски соответствующего защитного костюма. Другие побочные задания еще сногсшибательнее: найди и включи мини-игрой N микроволновок, телевизоров, телефонов, компьютеров… Зачем герою это делать, авторы не объясняют, и немудрено — я бы на их месте тоже не смог.

Смотреть галерею скриншотов Biomutant

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
В переводе виден большой объем работы — звери забавно коверкают слова и используют собственные наименования для вещей из старого мира, придумывать все эти “чу-чухи”, “вещемойки” и прочий “хлом” наверняка было нелегко и одновременно увлекательно. Но в вариантах ответа затесались дикие нестыковки, например “Убеди меня” вместо “Убеждение” (тут можно точно утверждать, что локализаторам не дали посмотреть раннюю версию игры, да и тестирование перевода не проводилось), а русский Рассказчик иногда совсем не попадает “в ноты”, преимущественно в боевых сценах.

* * *

В каком-то смысле у Biomutant говорящее название. Все же мутация — это зачастую  ошибка.

Оценка Riot Pixels59%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-4690K/FX-8350
8 Гб памяти
GeForce GTX 960/Radeon R9 380
25 Гб на винчестере

Core i7-6700K/Ryzen 5 1600
16 Гб памяти
GeForce GTX 1660Ti/ Radeon RX 590
25 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Biomutant
Author Rating
31star1star1stargraygray
-16%
1255 руб.1499 руб.