Рецензия на Assassin’s Creed: Valhalla

Автор: SNOR

Викинги долгие годы тревожили Англию набегами. Саксонские королевства сопротивлялись и иногда одерживали яркие победы — скажем, король Нортумбрии Элла II в конце концов пленил и казнил легендарного Рагнара Лодброка. Но противостоять неистовым северным варварам, считающим смерть на поле битвы высшим жизненным достижением, было трудновато. Во второй половине IX века Британия, в пух и прах истерзанная Великой языческой армией, почти целиком превратилась в пирог, который делили между собой датские военачальники. Тут-то сюда и пожаловали члены Братства Незримых — впервые со времен падения Римской империи.

По большому счету, эта история не про них, как и предыдущая часть серии. Assassin’s Creed: Valhalla — огромная, величавая и весьма “голливудская” сага о викинге, отправившемся на чужбину искать счастья и славы. Хотя без спрятанного клинка и тайных обществ ему, конечно, не обойтись.

Mostly peaceful vikings

Разработка: Ubisoft Montreal
Издание: Ubisoft Entertainment
Жанры: Action/RPG (Action RPG)/3rd Person/3D
Похожие игры: Assassin’s Creed (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Девятое столетие принесло волну централизации. Саманидская династия подмяла под себя существенную часть мусульманского мира, князь Рюрик начал склонять к сотрудничеству и повиновению славянские селения… А на севере, в суровом краю фьордов и скал, конунг Харальд задумал собрать под своим стягом разрозненные норвежские земли. Не всем вождям пришлась по душе идея о едином могучем королевстве, не все пожелали кормить хирдманнов Харальда и приносить ему клятвы верности. Однако воевать с владыкой могучего Вестфольда не имело никакого смысла, и драккары под цветастыми парусами побежали прочь от родных берегов — на поиски нового дома. Одни надеялись отыскать его в Исландии, другие — на Руси, а третьи взяли курс на такую заманчивую Англию.

На запад двинулись и викинги из маленького, но очень гордого клана Ворона. Из-за неуемных амбиций Харальда в клане случился раскол. Пожилой конунг Стюрбьорн, утомленный кровавыми распрями, сравнительно легко согласился пойти в вассалы к правителю, обещавшему навести порядок. А вот его старший сын Сигурд, только что вернувшийся из двухлетнего похода, не оценил осторожной мудрости отца и пришел в ярость — ведь суверенным лидером в родном одале ему теперь никогда не стать. Твердо решив быть независимым хоть у черта на куличках, он приказал снарядить корабли и отбыл в Англию. Вместе с Сигурдом в дальний путь отправилось немало людей, в том числе двое Незримых, с которыми молодой ярл сдружился во время своих странствий, и Эйвор — его приемный брат, лучший друг и правая рука. Его-то ДНК нынче и считывает “Анимус”, погружая Лейлу Хасан в дела давно минувших дней.

Впрочем, весьма вероятно, что не “его”, а “ее” — на самом деле, Лейла с товарищами понятия не имеют, мужчина Эйвор или женщина. Пытаясь вписать в повествование свою “революционную” смену пола на лету, Ubisoft придумала фантастически бредовое объяснение про “два потока данных в одной ДНК”. Их можно переключать вручную или вообще доверить выбор “Анимусу” — он будет периодически активировать наиболее подходящий, измеряя мощность сигнала (то бишь ориентируясь на мнение авторов). Само собой, и на мужскую, и на женскую версию игра реагирует абсолютно одинаково — немудрено при такой зашкаливающей гендерфлюидности.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Valhalla

Современных борцов с тиранией мало волнует половая принадлежность древнего викинга, на повестке дня есть вопросы поважнее. Магнитное поле Земли таинственным образом крепчает, вырубая коммуникации и заставляя сложные приборы сходить с ума. В воздухе пахнет то ли апокалипсисом, то ли чем-то близким к нему, мир снова пора спасать, а ключ к спасению, похоже, запрятан в генетической памяти Эйвора. Лихорадочно разыскивая его, Лейла торчит в “Анимусе” почти постоянно — как и в предыдущих частях, нас редко выпускают из симуляции. Ловить “снаружи” толком и нечего. Несмотря на драматичность общей картины, эта сюжетная ветка на редкость куцая, ничего интереснее заметок в ноутбуке там не найти. История Лейлы капитально хромала с самого начала, и ее финал, увы, не в состоянии что-то изменить.

Злоключения Эйвора и Сигурда — совсем другое дело; они увлекают уже в прологе, посвященном конфликту Воронов с кланом из соседнего фьорда. Четыре часа погоняв нас по заснеженной Норвегии и наскоро поведав сказ о страшной мести (ну какая, право, Assassin’s Creed без страшной мести), Valhalla переходит к основной программе — покорению Англии. Покорять, правда, предстоит в переносном смысле, братья все же намерены тут жить, а не завоевывать территории. Времена царят смутные — для безопасного существования свежеиспеченному поселению Рэйвенсторп необходимы альянсы с многочисленными королевствами англосаксонской гептархии. Ради заключения союзов герой плавает на своем драккаре по всей округе: беседует с сильными мира сего (изредка выбирая ответы), решает их проблемы, проводит расследования, рубит головы и штурмует крепости — в общем, налаживает дипломатические связи.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Valhalla

Налаживать их нелегко — полуразрушенная, наводненная иноземными воинами Англия со скрипом преодолевает сложный переходный период, повсюду царит непередаваемый бардак с интригами и звоном мечей. Сыновья погибшего Лодброка, Ивар и Убба Рагнарссоны, воюют с королем Бургредом и норовят возвести на престол Мерсии свою марионетку. На восточном побережье датский наместник тоже хочет короновать сакса, дабы успокоить народ и приструнить зарвавшийся клан викингов-разбойников, но единственный доступный кандидат не по нраву ни ему, ни народу. Запад охвачен войной с бриттами, Грентебридж (ныне Кембридж) меняет хозяев, как перчатки, с юга наступают могучие армии Альфреда Великого… Дополнительный хаос в происходящее вносит Орден Древних, преследующий свои таинственные цели, — за века отсутствия Незримых он сплел здесь обширную паутину, которую нам суждено разорвать.

Valhalla, естественно, похожа на предшественниц. Открытый мир необъятных размеров, расчерченный на уровневые зоны, кони и корабли, лихой однокнопочный паркур, триумвират “воин, лучник, ассасин” в нехитрой ролевой системе — все это знакомо, привычно и вполне соответствует новому облику Assassin’s Creed, впервые продемонстрированному в Origins три года назад. Но кардинальных отличий в формуле навалом — Ubisoft Montreal приложила массу усилий, чтобы исправить изъяны последних выпусков.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Valhalla

Ключевой момент — другая структура кампании. И Origins, и Odyssey грубо навязывали выполнение “побочки”, отвешивая опыт чайными ложками и регулярно взвинчивая требования к уровню у основных заданий. Теперь от этого некрасивого приема не осталось и следа. Даже если полностью пропускать необязательные развлечения, пороху на “сюжетные” дела гарантированно хватит, и именно они составляют ударную часть игры. Дополнительные квесты в принципе оформлены иначе — Эйвор не ищет наемной работы, поэтому большинство из них связаны с нашим поселением и его жителями. Еще досуг героя разбавляют “мировые события” — эдакие мини-истории, на которые порой натыкаешься в странствиях.

Путешественников традиционно вознаграждают сокрушительно красивыми видами. Завораживающих ландшафтов полно и среди припорошенных снегом скальных массивов Норвегии, и на зеленых английских холмах, где типичные средневековые замки соседствуют с величественными руинами эпохи расцвета Рима. Исследование живописных просторов не на шутку затягивает. Карта изобилует всякими любопытными местами, причем в ее наполнении явственно видна кропотливая работа, которой так не хватало насквозь “копипастной” Odyssey. Вдобавок интерес подстегивают сокровища, в кои-то веки действительно ценные.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Valhalla

Да, тонны случайного “дьяблоидного” барахла остались в прошлом. Все снаряжение в Valhalla уникально и разложено по сундукам вручную, а начальный топор без проблем прослужит до самого конца — подход в духе Dark Souls, выглядящий в Assassin’s Creed несопоставимо уместнее, чем десятки клонированных вещей с уровнями. Набор все равно внушительный: помимо топоров, есть большие секиры, двуручные мечи, кривые ножи, копья, цепы, три разновидности луков, непохожие наборы доспехов… И щиты вернулись — можно на радостях взять в обе руки по ростовому и изображать на поле боя горделивые крепостные ворота. Каждый предмет снабжен околомагическими свойствами, которые разрешено усиливать рунами. Свойства, кстати, не случайны — любая экипировка привязана к какому-нибудь направлению развития и сделана так, чтобы перекликаться с “прокачкой”.

Ролевая часть избавилась от смешного и бессмысленного наращивания цифр — больше никаких прибавок в тысячи очков здоровья за уровень. Собственно, уровней как таковых тоже нет, лишь условный параметр мощи, показывающий, сколько баллов вложено в три связанных “дерева” навыков. “Дорожки” из пассивных бонусов вида “+2,3 к урону” ведут к более значительным вещам, вроде умения орудовать сразу двумя двуручными махинами или перескакивать за спину уже замахнувшегося врага. Дополняют картину суперудары и прочие необычные способности, но их так просто не получить — для этого надо разыскивать в храмах и заброшенных развалинах специальные книги.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Valhalla

“Книжные” знания изрядно выручают в опасных ситуациях. Сражения тут, пожалуй, лучшие во всей серии — зрелищные, динамичные и при этом достаточно вдумчивые. Авторы наконец-то добавили в схему с уворотами и парированиями расход запаса сил, хоть и с оговорками — попавшие в цель быстрые атаки восстанавливают выносливость, а не тратят. Любителям тихих проникновений таких серьезных изменений не досталось. Они, как и раньше, неслышно скользят по крышам и кустам, подглядывая за врагами с помощью ручной птицы (на сей раз это ворон) и орудуя спрятанным клинком; чудаковатая скрытность веселит крайне условными правилами, но в целом успешно работает. Есть в Valhalla и другой “стелс”, социальный. Во враждебных викингам селениях Эйвор надвигает на глаза капюшон, чтобы привлекать меньше внимания, и получает способность сливаться с окружением, словно персонажи старых частей. Смысла в “возвращении к истокам” немного — как правило, стражу куда проще перебить, чем играть с ней в кошки-мышки.

Настоящая инновация — набеги. Будучи дружинным вождем и гордым владельцем драккара, мы вольны спускать свою орду головорезов на всякие прибрежные локации. С ужасами и беспредельной жестокостью, правда, туго. Эйвор — викинг романтизированно-“плюшевый”: безоружных он не убивает (за это мигом карают рассинхронизацией), рабов не захватывает, рейды устраивает исключительно на военные лагеря, логова бандитов и монастыри. Тем не менее настолько атмосферной добычи ресурсов в Assassin’s Creed не было еще ни разу: хирдманны с воинственными воплями рубятся с охраной, соломенные крыши вспыхивают от брошенных факелов, мирные жители бегут в страхе, на фоне звучит мелодичный скандинавский фолк… В сущности, конечно, рутина, зато очень приятно обставленная.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Valhalla

Награбленные материалы герой тратит на развитие Рэйвенсторпа. Можно понастроить “удобств” типа торгового пункта, кузницы и казарм, устраивать в длинном доме шумные пиры и получать за это временные надбавки к характеристикам, но главная роль городка — повествовательная. Чем больше зданий, тем больше новых людей, квестов, занятных происшествий, и все это толкает на новые грабежи куда сильнее, чем “прикладные” преимущества. Не исключено, что кто-то будет ждать вас дома с особенным нетерпением — при всей своей схематичности романы выглядят адекватнее, чем в Odyssey, и не вызывают отторжения.

Не вызывает его и основная сюжетная линия — неглупый и циничный рассказ о тщеславных лидерах, больших надеждах и суровых разочарованиях. Valhalla умеет удивлять неожиданными поворотами, задавать сложные вопросы и даже бить по затылку последствиями ответов. Да, мастерства сценаристам по-прежнему не хватает, эта сага определенно могла бы быть ярче и сильнее. Однако хорошие впечатления она оставляет и так.

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Полная локализация, но озвучку лучше игнорировать. Голоса подобраны неважно, актеры не попадают в интонации с пугающей регулярностью, акценты (например, китайский у торговки в Рэйвенсторпе) потеряны напрочь. К тексту особых претензий нет, вполне приличный перевод.

Смотреть галерею скриншотов Assassin’s Creed: Valhalla

* * *

Я не упомянул о многом. Об охоте и рыбалке, о поединках стихоплетов, о проклятых местах, о тайнах Асгарда и удивительных грибных “приходах”, этот список впору продолжать до бесконечности. Valhalla чудовищно масштабна, но пусть вас не пугают такие пустяки. И пусть вороны Одина летят вслед вашим кораблям.

Оценка Riot Pixels83%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-4460/Ryzen 1200
8 Гб памяти
GeForce GTX 960/Radeon R9 380
46 Гб на винчестере

Core i7-6700K/Ryzen 1600
8 Гб памяти
GeForce GTX 1060/Radeon RX 570
46 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Assassin's Creed: Valhalla
Author Rating
51star1star1star1star1star