Alien: Isolation на PlayStation 4 – первые впечатления

logo-alien-isolation-previewАвтор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Во всей современной культуре вряд ли есть чудовища страшнее, чем ксеноморфы, порожденные сумрачным гением швейцарского художника Ганса Гигера. Беспощадные, безглазые, наделённые коллективным интеллектом твари откладывают яйца в живых людях и заполняют помещения слизью, да ещё и выглядят как ходячие фантазии извращенцев.

Однако игры про зловещих пришельцев получаются совсем не леденящими кровь. Максимум – просто пугающими. Ведь все они, если не брать реликты 16-битной эпохи, в том или ином виде пересказывают фильм «Чужие». В отличие от первой части (чистокровного триллера), продолжение – смесь ужастика и боевика. А когда в руках импульсная винтовка и счёт убитых особей идёт на десятки – чего уж тут бояться?

Авторы загадочной Alien: Isolation, которую Sega нехотя анонсировала в начале года после «утечки», пошли другим путём. Они создают не шутер, а настоящий survival horror, напоминающий именно оригинальную киноленту об инциденте на планете LV-426.

Главная роль отведена Аманде, дочери Эллен Рипли. Спустя 15 лет после финала «Чужого» она ищет чёрный ящик с борта «Ностромо», чтобы узнать правду об исчезновении матери, и попадает на списанную торговую станцию «Севастополь». Там её ждут один-единственный ксеноморф, горстка выживших и горы трупов.

creative-assembly-new-logo-since-2013-300x200Наиболее популярный вопрос об Alien: Isolation с момента анонса – почему The Creative Assembly, известная своими стратегиями, взялась за survival horror? На самом деле для проекта собрали целиком новую команду, которая занимает весь этаж под создателями Total War. Среди её сотрудников – опытные специалисты из Rockstar, Ubisoft и Crytek, всего около 150 человек.

 
Одинок и смертельно опасен

На презентации, которую разработчики провели совместно с «1C-СофтКлаб» в Москве, журналистам представили эпизод примерно из середины игры и показали самые базовые элементы геймплея. У Аманды не было почти никаких полезных умений и снаряжения, облегчающего жизнь, – она могла положиться лишь на собственную хитрость и верный датчик движения.

Чтобы пройти демо-версию, запущенную, к слову, на PlayStation 4, мне потребовалось около 20 минут. Поначалу я чувствовал себя в полной безопасности. Сегодня трудно напугать кого-то мрачными декорациями, внезапными громкими звуками и мелькающими в вентиляционных отверстиях тенями – все эти приёмы мы видели десятки раз.

Alien: Isolation заставляет понервничать, когда Чужой наконец-то вылезает на экран во весь рост. Аманде нужно покинуть уровень, минуя шастающего по нему монстра. Если он заметит или услышит её, казнь неизбежна (само собой, топот во время бега и свет фонарика привлекают внимание сильнее). Разводным ключом не отмахаться, так что единственное спасение – залезть в шкаф и молиться, что тварь не станет вас там искать.

Смотреть галерею скриншотов Alien: Isolation

Тут игра, по идее, должна проявлять своё главное достоинство – честный искусственный интеллект. Ведь у пришельца нет фиксированного маршрута перемещений, и сперва он слоняется туда-сюда, а если чует неладное – начинает прочёсывать окрестности, словно охранник в Chaos Theory и Blacklist.

Но пока, по большей части, приходится просто верить создателям. Локацию нам демонстрировали тесную и весьма незамысловатую, и каким бы разумным ни был Чужой, ему оставалось лишь бродить по ней кругами. От игроков тоже не требовалось экстраординарных талантов: знай себе скрывайся за препятствиями, которые конструктор станции удачно расставил посреди коридора.

Кстати, инопланетянин убивает Аманду одним ударом. Анимации расправы над героиней зависят от того, где и как ей суждено принять смерть. Сейчас их 10-15, а в полной версии добавят ещё. Как и в Dead Space, гибель в Alien: Isolation – зрелище, от которого трудно оторваться, пусть и отвратительное.

Привет Кларку

Чтобы неприятные встречи случались реже, придётся грамотно использовать доступное снаряжение. В первую очередь это, конечно, уже упомянутый датчик движения. Беда в том, что более-менее точно он показывает существ только в той стороне, куда вы смотрите.

При взгляде на экранчик изображение вокруг сильно «замыливается», поэтому беспрерывно ходить с прибором нельзя. Хорошо, что по нему можно в общих чертах понять, когда кто-то подкрадывается сзади или сбоку.

Кроме того, у Аманды есть фонарик с регулируемой шириной луча. Обыскивать помещения с ним удобно, но в мало-мальски опасной ситуации вы всё равно его выключите. Предметов в каждом отсеке лежит множество, так что мародёрство явно станет важной частью игры.

Смотреть галерею скриншотов Alien: Isolation

Пока собранному барахлу никакого применения не нашлось, а в будущем из него позволят мастерить самые разные приспособления, которые могут отвлечь Чужого или на время его задержать. В отличие от Dead Space, искать верстаки и чертежи для этого не нужно – достаточно открыть меню.

По словам авторов, игрок то и дело будет вынужден решать, потратить свои запасы немедля или отложить на потом. Причём ксеноморф якобы адаптируется к поведению героини, и она должна постоянно изобретать новые методы для борьбы с ним. Что это значит на практике – неясно. Возможно, он научится не реагировать на «обманки».

Севастопольские кошмары

Насколько реальны задумки разработчиков, мы поймем ещё нескоро. Однако они осознают, что делают игру, а не интерактивный фильм, и скриптовые «страшилки» больше ни на кого не действуют. Alien: Isolation линейна с точки зрения повествования, но к цели зачастую ведут несколько путей, и ничто не мешает заглянуть в пройденные локации или исследовать необязательные ответвления. Сами создатели сравнивают свой проект с серией Castlevania.

Спокойно погулять по «Севастополю», разумеется, не выйдет, ведь в любую минуту на вас может наброситься Чужой. Когда именно – неизвестно, это-то и вызывает приступы тревоги. Авторы приводят в пример «Молчание ягнят» – зрители не перестают думать о Ганнибале Лекторе, хотя он проводит на экране всего 16 минут.

В Alien: Isolation полно эпизодов, где монстр нападает по сюжету. И всё же большинство столкновений с ним – незапланированные. Вы ступаете на определённый участок, позабыв об осторожности, игра что-то обсчитывает по скрытому алгоритму и, если вам не повезло, спускает ксеноморфа с цепи.

Смотреть галерею скриншотов Alien: Isolation

Верный способ накликать беду — начать стрелять по паникующим жителям станции. (По самому чудищу палить бессмысленно — оно умрёт разве что по велению сценаристов.) От выживших вообще стоит держаться подальше – им не до разговоров и торговли, и в лучшем случае вы просто мирно разойдетесь. Если стычки избежать не удалось, придётся открыть аптечку – регенерации здоровья тут нет.

Система «сейвов» в Alien: Isolation основана на ключевых точках, но используют их с умом. В «демке» для прессы они были расставлены довольно часто – гибель отбрасывала на пару минут назад. К релизу их будет меньше, причём игра обязательно проверит, в безопасности ли вы. Потревожили Чужого – извольте сперва убежать. Зато и в безвыходной ситуации вас точно не сохранят.

Из-за того, что Alien: Isolation можно проходить и так, и эдак, трудно сказать, сколько времени она займёт в среднем. Разработчики говорят о 12-15 часах, хотя это, конечно, очень расплывчато. Многие журналисты просидели за консолями в 2-3 раза дольше меня. Вдруг их неспешный темп – и есть «норма»?

Непонятно и то, насколько разнообразен геймплей. Перспектива прятаться за ящиками 10 часов кряду пугает в плохом смысле слова, а прочее сейчас – лишь громкие обещания. Впрочем, времени довести проект до ума и показать все его сильные стороны предостаточно – до премьеры как минимум полгода.

-78%
295 руб.1369 руб.