Рецензия на Total War: Warhammer 2

Автор: CYBERSVINE

С самого анонса было понятно, что Total War: Warhammer 2 станет типичным сиквелом, собранным по принципу «more of the same»: за такие сжатые сроки разработки (всего год) что-либо фундаментально изменить просто невозможно. И хотя велик соблазн обвинить авторов в желании второй раз продать одну и ту же игру, нововведений все же достаточно, чтобы оправдать цифру в названии.

Дивный новый мир

Разработка: Creative Assembly
Издание: Sega
Жанры: Strategy (Grand strategy)/Pausable real-time/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: Total War: Warhammer, Rome 2: Total War, Attila: Total War, King Arthur 2
Мультиплеер: (2) Internet, LAN
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Справедливости ради надо отметить, что почти все новшества сосредоточены в стратегическом режиме. Это не удивительно – тесная и полная ограничений кампания из первой части не давала почувствовать себя настоящим стратегом. Разработчики это понимали и пытались сделать мир несколько более динамичным, но все их усилия недолго скрашивали катастрофический недостаток места на карте.

Вторая часть одним махом расправилась с проблемой – Новый свет, в отличие от Старого, большой, разнообразный и призывающий к исследованиям. На четырех континентах обитают все расы из оригинала и четыре новые: скавены, ящеролюды, темные и высшие эльфы. Последние когда-то давно защитили всё живое от очередного апокалипсиса, создав гигантский Вихрь магии, который с тех пор ревностно защищают от вялых поползновений своих главных врагов – темных эльфов, ну и остальных, кто попадётся под руку. Но стоило в небе появиться двухвостой комете (распространенное явление во вселенной Warhammer), как народы Нового мира пришли в крайнее возбуждение и решили, что настал подходящий момент завладеть Вихрем окончательно. А по дороге еще и завоевать всех вокруг.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Warhammer 2

Тем более что простор для экспансии очень серьезный. Каждая из восьми доступных фракций (по две на расу – условно говоря, простой старт и более сложный) начинает игру в углу своего континента, поэтому сначала приходится покорять соседей и только потом думать о заморских экспедициях. Конечно, хвалить сиквел за банальное увеличение масштабов, кажется, немного моветон, но в случае с Warhammer 2 это ключевое изменение. Именно благодаря ему кампания ощущается как нормальная игра из серии Total War, а не как забавный эксперимент.

Ушли ограничения на захват городов – теперь система куда более изящная и гибкая. Карта поделена на климатические зоны, у каждой расы свои предпочтения. В благоприятном климате рост населения идет намного быстрее, жители всем довольны и постройки стоят значительно дешевле, ну а если погода неподходящая – всё наоборот. Так что никто не мешает покорить всех и создать огромную империю, лишь бы экономика выдержала.

К тому же заниматься хозяйством тоже стало интереснее, хотя и в этой области изменения в основном количественные. Видов построек больше, как и «слотов» в столицах провинций, почти в каждом третьем городе можно возвести какие-нибудь местные «достопримечательности» – уникальные здания, дающие особые бонусы или юниты. Перечень ресурсов, количество технологий, деревья «прокачки» – всё расширено, есть где развернуться.

Cannonball Run

Не забыли авторы и про динамичность. Вся кампания суть большая гонка, где главный приз – контроль над Вихрем. Каждая раса, помимо золота, собирает второй ресурс, открывающий доступ к ритуалам – мощным заклинаниям, будоражащим Вихрь. Кто первым выполнит все пять из них, тот и победил, но не все так просто. После каждого ритуала начинается мини-нашествие Хаоса, направленное строго на ваши города. Если и этого мало, то конкуренты легко могут подкупить варваров и добавить пару армий в общую орду (игроку тоже доступна такая возможность). Благодаря этому и возросшей сложности кампания держит в напряжении до конца – можно построить огромное государство и сформировать кучу армий, однако потерять незащищенную столицу и проиграть гонку ритуалов в самом финале. Передряги случаются и на Normal, что уж говорить о Very Hard.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Warhammer 2

Впрочем, кроме желания попробовать свои силы на новом уровне сложности есть и другой стимул к повторному прохождению – геймплей за каждую расу стал различаться еще сильнее. У всех найдется ключевая особенность (фактически, третий ресурс): высшие эльфы копят влияние, которое тратят на наём героев и улучшение отношений с другими эльфами; темные эльфы захватывают рабов, основу их экономики (и социального благосостояния); ящеры строят геомантические сети, а скавены вообще прячутся под землей (их города для врагов выглядят как руины), оскверняют окружающую среду своими миазмами и помешаны на еде. Вдобавок фракции изначально неравны по силе и возможностям – влияние оказывает даже география. Некоторые окружены кучей враждебных государств, а у других вокруг сплошь готовые дружить и торговать сородичи.

Еще больше усилить разнообразие призвана система обрядов – долгосрочных (и дорогих) бонусов, сильно различающихся в зависимости от фракции. Темные эльфы, например, покупают их за жизни рабов и могут призвать большой и красивый корабль – «Черный ковчег». Кстати, что касается внешности – это, конечно, дело вкуса, но, на мой взгляд, новые расы получились даже более колоритными, чем старые. Чего стоит хотя бы милейшая жирная жаба с прекрасным именем Лорд Маздамунди, заправляющая хозяйством у ящеров.

На западном фронте без перемен

Если, прочитав выше про «Черный ковчег», вы вдруг подумали, что в Warhammer 2 есть тактические морские битвы, то можете смело отбрасывать эти еретические мысли. Учитывая огромные океаны, окружающие континенты, сражения на воде были бы логичными. Однако создавать корабельную тактику пришлось бы с нуля, а времени на это явно не хватало. Пытаясь придумать хоть какую-то функцию для морей, кроме транспортной, разработчики решили просто случайным образом разбросать по ним кучу сокровищ. Теперь, как в какой-нибудь части HoMM, армии могут собирать всякие «сундучки» в виде загадочных островов или остатков кораблекрушений. Иногда нужно пройти элементарный квест (выбрать один из четырех вариантов), но по большей части сразу выдают деньги или хорошее снаряжение.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Warhammer 2

Кроме моря, поисками сокровищ можно заниматься в руинах городов, встречающихся намного реже. На балансе все это дело сказалось спорным образом – отправив одного персонажа без армии в плавание, можно чуть ли не полностью обеспечить нужды своей экономики. При этом ИИ, кажется, пока совсем этим не пользуется (да и доступ к морю сразу есть далеко не у всех фракций).

Зато в сухопутных битвах с балансом все в порядке. Вернее, они-то вообще не изменились (похоже, для радикального шага вперед нужно менять движок и физику), а вот новые армии и герои очень хороши. У всех завелись гигантские твари: у эльфов благородные фениксы и драконы, у их темных сородичей мерзкие гидры, ящеролюды не выходят на битву без парочки динозавров, ну а скавены предпочитают крысиных «франкенштейнов» и мудреную технику. Обычные отряды тоже интересны и по-прежнему требуют разного тактического подхода для каждой расы. Если эльфы с кучей видов стрелков могу позволить себе стоять и закидывать врага стрелами и дротиками, то скавены вынуждены полагаться на хитрости и рельеф – настолько слабая у них пехота.

Карты более заманчивы с точки зрения топографии – авторы явно потрудились над тем, чтобы каждая битва казалась особенной (впрочем, с переменным успехом – повторяться они все равно будут). Величественные города и гигантские стены, вулканы, горные ущелья, всякие руины – вот далеко не полный список декораций. Зато немного сэкономили на квестовых сражениях – их мало и выглядят они совсем не так впечатляюще, как в трейлерах.

Есть и другие моменты, которые не успели доработать или банально оставили на DLC. Доступных игроку фракций все так же мало, количество шмоток и последователей в свиту по моим ощущениям не увеличилось, нет разнообразия и среди уникальных героев. Дипломатия не изменилась ни на йоту, как и осады. Даже обещанная возможность объединить первую и вторую части в одну мегакарту будет доступна лишь через несколько дней. В этот же список можно добавить и мультиплеер, но там хотя бы новая кампания (плюс стандартные битвы), которая, правда, и так должна была быть по умолчанию.

Смотреть галерею скриншотов Total War: Warhammer 2

Вообще же, бизнес-план Sega и Creative Assembly очевиден уже давно – выпускать игры с сильно ограниченными возможностями, чтобы затем расширять их с помощью дорогих DLC. Так и сроки разработки можно сократить, и прибыль максимизировать. В Warhammer 2 перспективы для «уплотнения» и внедрения DLC кажутся огромными – глядишь, и морские битвы будут потом продавать отдельно. К счастью, в отличие от оригинала, даже в стандартной версии дел хватит надолго.

* * *

Печально, но главным недостатком обеих Total War: Warhammer является их коммерческая модель. Страшно представить, какой могла быть игра в идеальной альтруистической вселенной – сразу с огромной картой, кучей фракций и прочей роскошью (ну, и разрабатывали бы ее много лет). В нашем же лучшем из миров она разбита на три части и максимально высушена для будущего заполнения DLC. Реагировать на это можно двумя способами: либо надменно вставать в позу, либо грозить кулаком и платить.

Оценка Riot Pixels75%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo 3 ГГц
5 Гб памяти
GeForce GTX 460/Radeon HD 5770
60 Гб на винчестере

Core i5-4570 3,2 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 770/Radeon R9 290X
60 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Total War: Warhammer 2
Author Rating
41star1star1star1stargray
-7%
119 руб.129 руб.