Рецензия на Sid Meier’s Civilization 6: Rise and Fall

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Государство – живой, постоянно меняющийся организм, поэтому мудрому лидеру необходимо регулярно решать новые задачи. Стоит вдруг решить, что вы всего добились, как ваша империя погружается в темные века. Застой – верный путь к упадку. Так, во всяком случае, считают создатели дополнения Rise and Fall для Civilization 6.

Согласием малые государства укрепляются, от разногласия величайшие распадаются

Разработка: Firaxis Games
Издание: 2K Games
Жанры: Strategy (4X)/Turn-based/3D
Похожие игры: Sid Meier’s Civilization (серия)
Мультиплеер: (12) Internet, LAN, hot seat
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

По современной традиции последний выпуск популярного стратегического сериала оставлял себе огромное пространство для маневров в будущем. Тем, кто подобно мне надеялся, что авторы в очередном крупном обновлении начнут с того, что образумят дурной ИИ и подлатают кривой интерфейс, Firaxis угождать не стала. Скажем, для компьютера по-прежнему в порядке вещей объявить вам войну, получить за это по голове, попутно потерять несколько городов, а потом столетиями вас же клеймить «милитаристом».

Поэтому сразу предупреждаю: если вы не любите сетевой режим Civilization 6, то едва ли нововведения Rise and Fall вас чем-то порадуют. Что интересного в избиении беспомощного врага? Для ИИ были непросты в освоении и старые правила, а дополнение их заметно усложняет. Например, одно из важнейших новшеств – система лояльности городов – частенько ставит в тупик не только неопытных игроков, но и их компьютерных противников.

Смотреть галерею скриншотов Sid Meier’s Civilization 6: Rise and Fall

Теперь у каждого города есть шкала, отражающая отношение его жителей к правящему режиму. Зависит оно от множества факторов, и в идеале его необходимо поддерживать на максимальном уровне. Если же этот параметр упадет до нуля, то поселение взбунтуется и провозгласит свою независимость. Тогда кто угодно может попробовать либо завоевать вольнодумцев, либо совершенно бескровно «убедить» их примкнуть к своему государству. Смысл в том, что все города крупных империй распространяют свое «настроение» заметно дальше собственных границ. Именно поэтому в Rise and Fall опасно обосновываться под боком у соседа: велика вероятность, что вы не удержите граждан от мятежа и последующей смены гражданства.

Из-за этого возникает множество любопытных и даже курьезных ситуаций. К первым относятся длинные и широкие полосы «ничейной земли», которые периодически образуются в пространстве между территориями двух крупных цивилизаций. Иногда ИИ понимает, что лезть в подобную зону опасно, а иногда – нет… Самое веселое происходит на небольших пятачках, занятых двумя-тремя империями: если там появляются бунтовщики, то велика вероятность, что они так всегда и будут независимыми, потому что ни одному из крупных соседей не хватит влияния для поглощения свободолюбивого карлика.

Смотреть галерею скриншотов Sid Meier’s Civilization 6: Rise and Fall

Мирное ощипывание неудачливого соседа – отличная (хотя и не слишком оригинальная) идея. Жаль, что в Rise and Fall почти невозможно активно воздействовать на расклад сил. Агитация, продвижение собственной идеологии или образа жизни? Не в этот раз. В бой за умы и сердца идут абстрактные числа, генерируемые поселениями. Раскачивание лодки с помощью шпионов выглядит малоэффективным, а гарнизон в вашем селении едва ли прельстит чужаков. Даже хваленые губернаторы вряд ли помогут переманить к себе желаемый городок: предлагая новый способ расширения владений за счет конкурентов, Firaxis, к сожалению, не дает достаточно инструментов, чтобы превратить эту возможность в основу для совершенно новых стратегий. Явно рассчитанная на постоянную «качку», на моих глазах система лояльности за десятки часов вышла из равновесного состояния всего несколько раз.

Правители смертны – государство вечно

Наместники – вторая важная особенность Rise and Fall, тесно связанная с лояльностью. Вы можете назначить в город особого управляющего (их число невелико, и в крупных империях на все населенные пункты чиновников не хватит), который укрепит верность ваших подданных и одарит их уникальными бонусами. Впрочем, если не считать дамы, активно влияющей как на ваши, так и на заграничные селения, мэры специализируются на привычных по Civilization 6 сферах: один поднимает обороноспособность, другой увеличивает выработку науки, и т. д. Со временем губернаторам можно открывать новые умения, делая их еще полезнее.

Смотреть галерею скриншотов Sid Meier’s Civilization 6: Rise and Fall

Однако и эта черта дополнения кажется недостаточно продуманной, ведь жонглировать бюрократами полезно лишь в определенных, редких ситуациях, а пассивные бонусы сами по себе не так уж и важны. Они могут выручить, когда надо утихомирить толпы недовольных в недавно захваченном мегаполисе, а вот если вы не склонны к насилию, то польза от них куда менее заметна. Да, они вносят  разнообразие в игру, но не делают ее интереснее.

Формулировка «забавно, но на один раз», к сожалению, крутилась у меня в голове все то время, что я пытался проникнуться Rise and Fall. И лучше всего она, увы, описывает систему «веков». Развивая цивилизацию, вы ведете летопись своего народа. Чем больше в ней будет необычных, первых в своем роде или просто очень важных заметок – тем лучше, ведь особые достижения приносят специальные баллы. В конце каждой исторической эпохи игра сравнивает ваши «накопления» с установленными ей планками: кто развивался быстро и динамично, того ждет эра счастья и преуспевания – золотой век, наступление которого будто подкручивает яркость монитора. Обычным монархам и президентам полагаются совершенно непримечательные, «нормальные» годы, ну а самым ленивым, пассивным и просто предпочитающим спокойно сидеть в своем углу не миновать темных веков. Настолько темных, что из-за внезапно чернеющей картинки начинают побаливать глаза. Зато после них возможно наступление героических времен.

Смотреть галерею скриншотов Sid Meier’s Civilization 6: Rise and Fall

На словах – как и все в Rise and Fall – звучит интригующе. На деле – тоже до ума не довели. Во-первых, потому что в большинстве случаев трудно понять, за какие именно поступки вас наградят «эпохальными» очками. При наступлении очередной эры иногда можно выбирать бонусы или дополнительное условие получения тех самых баллов, но и только. Вполне в духе оригинальной Civilization 6, которая не всегда раскрывала игрокам все свои нюансы. Во-вторых, сами «века» друг от друга отличаются не так уж сильно. «Взлет и падение» – громкое определение, поскольку в реальности влияние эпох не так уж и велико: сгущающиеся над вами тучи – совсем не повод для паники. Тем более что наступившая «разруха» позволяет активировать уникальные карточки, дающие огромные бонусы при серьезных (но не всегда актуальных именно для вашей ситуации) ограничениях.

Почти все остальное в Rise and Fall – это обычный рост вширь. Больше наций, лидеров, чудес и т. п. Расширенные альянсы, возможно, раскрываются в партиях с реальными противниками; с недееспособным ИИ участвовать в геополитической возне – такое себе удовольствие. Немудрено, что в игре до сих пор нет дипломатической победы. Из всего списка приятных мелочей внимание привлекают лишь «критические ситуации». Они периодически случаются, когда, например, активный завоеватель захватывает город-государство. Тогда компьютер не совсем очевидным образом предлагает нескольким цивилизациям объединиться против агрессора и вернуть отнятое. За ввязывание в такую авантюру положены награды как вам (за достижение поставленной цели), так и оппоненту (если он сможет защитить свою новую собственность). Понятное дело, что игрок-человек едва ли захочет вляпаться во внеплановый конфликт, а компьютер, судя по всему, не до конца понимает суть подобных кризисов.

* * *

Rise and Fall вносит множество крупных и мелких изменений в Civilization 6, однако парадоксальным образом не слишком сильно меняет знакомый игровой процесс. Эпохи, система лояльности и губернаторы выглядят сырыми, их потенциал не раскрыт, а все еще страдающий от слабоумия ИИ из-за усложнившихся правил временами выглядит даже беспомощнее, чем прежде. Ярым фанатам дополнение приглянется хотя бы потому, что оно добавляет в игру много новых цивилизаций, но тем, кто ждал качественного роста, нужно запастись терпением.

Оценка Riot Pixels60%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3/Phenom II 2,6 ГГц
4 Гб памяти
GeForce 450/Radeon 5570
13 Гб на винчестере
Civilization 6

Core i5/AMD FX 8350 4,0 ГГц
8 Гб памяти
GeForce 770/Radeon 7970
13 Гб на винчестере
Civilization 6

Summary
Review Date
Reviewed Item
Sid Meier's Civilization 6: Rise and Fall
Author Rating
31star1star1stargraygray
-65%
345 руб.999 руб.