Рецензия на Shadowrun Returns

logo-shadowrun-returns-review
Автор: ВЛАДИМИР ГОРЯЧЕВ

Вселенная настольной игры Shadowrun возникла в декабре 2012-го, на исходе пятого цикла длинного счёта майя. Магия вернулась из небытия и ввергла цивилизацию в хаос. Мутации ДНК превратили некоторых людей в эльфов, гномов, орков, троллей и ещё более диковинных существ. Используя древние ритуалы, старейшины индейских племён раздробили Америку, основав своё государство. Европу охватил пожар войны.

Лишь мегакорпорации извлекли выгоду из глобального катаклизма. Полвека они крепли и набирали влияние, подминая под себя целые страны. Их орудие — «шедоураннеры», агенты-наёмники, готовые выполнить любое задание за хорошую цену. Стрелки, «уличные самураи», волшебники, шаманы и хакеры — «команда мечты» в странном мире, сшитом в равной мере из книг Толкина, Клэнси и Гибсона.

Счастливчики с Kickstarter

Разработчик: Harebrained Schemes
Издатель: Harebrained Schemes
Жанры: RPG/Isometric/Real-time/Turn-based/2D-3D
Похожие игры: Fallout, Fallout 2, Jagged Alliance 2
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Несмотря на широкую популярность в 1990-х, Shadowrun так и не добралась до PC, оплота компьютерных RPG. Зато трижды побывала на консолях и обрела там культовый статус. Shadowrun Returns — по сути, её первая настоящая инкарнация на «персоналках» (про ту дурацкую пострелушку давайте просто забудем). Прошлой весной она взяла штурмом Kickstarter и сердца давних поклонников, собрав почти 2 миллиона долларов. Ещё бы — ведь обещали классическую изометрию с 3D-персонажами, тактические пошаговые сражения, увлекательное повествование, а проектом руководил основатель FASA Corp. и создатель Shadowrun Джордан Уайсмен.

Народных инвесторов не обманули. Если не считать того, что релиз состоялся на полгода позже, а вместо заявленной пары городов сделали один — тёмный дождливый Сиэтл и его окрестности. Средств было в 5 раз больше, чем просили, и всё равно не уложились в бюджет. Судя по Broken Age и Wasteland 2, тоже получившим путёвку в жизнь на Kickstarter, финансы — общая беда крупных «инди»-проектов.

Впрочем, ощущения, будто игру кромсали тупыми ножницами, нет. Разве что в финале, когда детективное расследование перерастает в миссию по спасению цивилизации, сценаристы оставили задел на дополнение или сиквел. Да и коротковата кампания — прохождение заняло 12 часов при том, что несколько ключевых сражений я перезапускал. И ладно бы она ветвилась, но нас крепко держат за руку и ведут по локациям.

Смотреть галерею скриншотов Shadowrun Returns »

В застенках Сиэтла

Пусть Shadowrun Returns напоминает по механике Fallout и Jagged Alliance 2, где «реальное время» то и дело меняли на кнопку «Передать ход», свободой в Сиэтле не пахнет. В лучшем случае дизайнеры разрешают поболтать с бездельничающими NPC, осмотреть закоулки в поисках денег, аптечек и стимуляторов, найти альтернативный проход в недоступную зону, а по большим праздникам — взять побочное задание.

Поначалу я переживал, что мой хакер, которому пришлось «прокачивать» ум, не может выбрать грубые или харизматичные реплики в диалогах, однако вскоре стало ясно — это не столько путешествие, сколько обзорная экскурсия. Залитые холодным неоном трущобы Редмонда, бар с необычным названием «Профсоюз портних», заменяющий базу, наркопритоны, бездушные корпоративные офисы — за два-три вечера вы увидите блеск и нищету постапокалиптической технофэнтезийной Америки.

А началось всё с послания старого приятеля. Предчувствуя опасность, он записал ролик, который после его смерти был автоматически отправлен герою. Боевой товарищ попросил найти убийцу, посулив награду за труд. Дело запутанное, ведь бедняга стал жертвой серийного маньяка, терроризирующего Сиэтл. Но работа есть работа, да и устоит ли какой-то психопат против четвёрки опытных «раннеров»?

Смотреть галерею скриншотов Shadowrun Returns »

Хорошая карма

Иллюзия гибкости окутывает и ролевую систему, взятую с поправками из настольной версии. Древо базовых параметров и связанных с ними навыков полностью открыто — вкладывай очки куда хочешь (разве что расовые ограничения действуют: эльфы всяко обаятельнее орков, человек слабее тролля и т. п.). Но в реальности надо чётко придерживаться специализации, ибо «карму», необходимую для развития, выдают исключительно за квесты и важные поступки. Уложите хоть толпу продажных копов — это никак не сделает вас умнее или сильнее.

Нехватку умений компенсируют друзья, среди которых, кстати, есть граждане, пришедшие из Shadowrun для SNES и Genesis. Если этого мало, а денег на счету — море, команду можно дополнить наёмниками (их роли «исполняют» меценаты с Kickstarter, расщедрившиеся на $1000 или больше). Главное — не вручайте «одноразовым» напарникам слишком много медпакетов, гранат и прочего барахла; в конце задания излишки никто не вернёт.

В любом случае, как бы вы ни составили отряд, воевать весело. Поле битвы всегда плоское, однако тактических возможностей хватает. Шаманы вызывают духов, которые, если дать им уйму очков действия, могут вырваться из-под контроля. Инженеры, спрятавшись в тихом углу, управляют беспилотниками — отличное решение для тех, кто боится сунуть нос в следующую комнату.

Хакерам же уготованы путешествия по киберпространству, где время течёт в 3 раза медленнее. Подключившись к одному из узлов Матрицы, взломщик ведёт параллельное сражение с защитными системами, используя атакующие программы и спецумения, пока товарищи прикрывают его бренную тушку. Но в Сети тоже можно погибнуть, если напороться на «чёрный лёд», причиняющий физический урон нарушителю. Эх, почему не разрешили свободно гулять хотя бы по серверам…

shadowrun-snes-poster

В 1993 году ролевая игра под названием Shadowrun вышла на SNES, а в 1994-м – на Sega Genesis. Но то был не порт с одной платформы на другую, а два самостоятельных проекта от разных разработчиков и с абсолютно независимыми сюжетными линиями. Правда, место действия было одним и тем же – Сиэтл.

shadowrun-genesis-cover

Главному герою изометрической Shadowrun для SNES, наёмнику Джеку Эрмитейджу, предстояло избавиться от амнезии и выполнить незавершённое задание, а на Genesis “раннер” Джошуа расследовал обстоятельства гибели своего брата.

Поклонникам Shadowrun и 16-битных RPG, безусловно, стоит познакомиться и с тем и с другим проектом – оба они оригинальны и по-своему интересны. Игра с Genesis, впрочем, может похвастаться более свободным геймплеем, да и скитания по Матрице там куда увлекательнее. Вероятно, причина такого контраста – в том, что разработка для SNES затянулась на целых 4 года и даже в какой-то момент была приостановлена.

Вместо этого мы проводим минуты затишья в подвале «Профсоюза портних», где хозяйка заведения миссис Кубота заботливо расставила всех необходимых нам торговцев. Оружие, броня, софт, лекарства, фетиши, киберимплантаты (осторожно: возврату не подлежат!), шкафчик с найденным хламом — всё, что нужно «раннеру». А на основном этаже, у барной стойки, обретается седой призрак Джордана Уайсмена – благодарит за помощь в далёком 2012-м, рассказывает, как он придумал Shadowrun, и дарит наборы для воскрешения павших. Это если вы, конечно, помогли проекту рублём.

Светлое мрачное будущее

Симпатичная картинка, напряжённые битвы, должный уровень «хардкорности» (никаких сохранений — строго «чекпойнты» при смене локаций!), отсутствие «багов», интересный сюжет и отличная литературная часть — студия Harebrained Schemes высоко держит «инди»-марку. Здорово, что народная любовь позволила разработчикам возродить подзабытую вселенную. И досадно, что творить им пришлось в жёстких рамках.

К счастью, SR дружит со Steam Workshop, где умельцы уже взялись за производство кампаний, моделей и текстур. На горизонте ещё маячит Shadowrun Online от немецкой Cliffhanger Productions, а Уайсмен утверждает, что костяк команды займётся поддержкой и развитием игры.

Вложил бы я 30 долларов, знай всё это год назад? Да. Раз у талантливого коллектива нет инвестора с толстой сумой, то нужно начинать с малого.

Оценка Riot Pixels80%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon XP 1,4 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 256 Мб памяти
2 Гб на винчестере

Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Shadowrun Returns
Author Rating
41star1star1star1stargray