Рецензия на Prison Architect

logo-prison-architect-reviewАвтор: ТОВАРИЩ СУХОВ

Знаете, я открыто завидую тем, кто познакомится с Prison Architect после её выхода. У меня за спиной – десятки часов игры, и мне немного недостаёт того чувства растерянности и неопределённости, которое охватывает новичков в первые часы, тех банальных ошибок вроде не построенного забора или массового побега. Закалённые ветераны смотрят на планировку тюрем совсем другими глазами.

Бесконечная “альфа”

Разработка: Introversion Software
Издание: Introversion Software
Жанры: Strategy/Managerial/Real-time/Top-down/2D
Похожие игры: Dwarf Fortress, RimWorld, Towns, Startopia, Spacebase DF-9
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Времени натренироваться было предостаточно — только далёкий от игр человек не слышал про знаменитый “альфа-тест” Prison Architect. Когда “вечные студенты” из Introversion Software представили публике маленький прототип, они предполагали, что это будет небольшая поделка перед масштабным проектом Subversion. Однако несколько дней предзаказов сразу принесли более $100000, и студия полностью переключилась на “тюрьмостроительный” симулятор.

До старта продаж в сентябре 2012-го прототип разрабатывался около двух лет, но после началось самое интересное. Я видел игроков, которые не покупали “альфу” из принципа, или, купив, терпеливо ждали “дня Х”, боясь перебить аппетит раньше срока. Зря. Какой-то сумасшедший вихрь из 36 ежемесячных обновлений, о большинстве которых мы писали в рубрике “Ранние пиксели», не давал заскучать. Даже когда казалось, что игра надоела окончательно, стоило запустить её через несколько месяцев – и всё по новой. То появление прачечных вызвало кровавые восстания из-за грязных носков, то заключённых научили копать туннели, и тут же треть обитателей возомнила себя современным Энди Дюфрейном. Одним словом, было весело!

Смотреть галерею скриншотов Prison Architect

Feel architect

Новичкам отныне гораздо проще. Prison Architect осталась сложным симулятором, но сейчас знакомство с ней проходит уже без шоковой терапии. Цель проста и не менялась все 5 лет разработки: спроектировать и построить идеальную тюрьму, куда легко попасть и очень трудно выбраться. Ну и не забывать о таких “мелочах”, как бунты, оборот наркотиков, наглые банды и дыры в бюджете.

Основной режим — “песочница”, где царит полная свобода. Мы выбираем участок нужного размера и задаём дополнительные условия: возможность проиграть, случайные события, присутствие преступных группировок, а также наличие на карте лесов, озёр и заброшенных построек. Ещё можно назначить начальника с определёнными бонусами, но первые несколько раз лучше ничего не трогать.

Дабы помочь игрокам постичь премудрости, Introversion подготовила обучающую кампанию из пяти заданий, постепенно вводящих в курс дела. Точнее, из четырёх, поскольку пятая карта не держит нас за руку, хоть и всячески старается это скрыть. Помимо нарастающей сложности, у каждой миссии – своя история. Одна затрагивает тему “преступления и наказания” и смертной казни, другая наглядно показывает необходимость перевоспитания, третья — почему тюрьмы вдруг строят корпорации, а осуждённые преступники приносят доход.

Смотреть галерею скриншотов Prison Architect

Убийцы, жулики и прочие сознательные граждане

Если вы следили за разработкой или пару раз читали наши заметки про обновления, вам примерно известно, насколько детальна симуляция тюремного быта. Поначалу задач не так уж и много, но количество проблем растёт как снежный ком. И рано или поздно нерешённые вопросы выйдут боком.

Внимательные игроки обнаружат в случайных местах вырванные листки из блокнота. Это – фрагменты оригинального дизайн-документа Prison Architect, или “библии”, как его окрестили сами авторы. На 76 страницах с зарисовками они подробно описали все механизмы игры, её фундаментальные основы и поставленные цели. Вот только прочитать рукописные каракули главы студии Криса Дилея непросто.

Уставшие сотрудники плохо выполняют свою работу, повара не успевают накормить всех обедом, узники возмущаются из-за нехватки в их жизни общения с семьёй, книги или телевизора. Казалось бы, ерунда, но это пока число ваших “питомцев” не вырастет хотя бы до ста. Чем хуже условия — тем злее обитатели. Для отображения недовольства есть специальный датчик — термометр. Если он заполнен наполовину, желательно начать искать причину, иначе до массовых волнений недалеко, а там и бунт замаячит на горизонте.

Всё зависит от категории заключённых. Всего их три: низшая, обычная и высшая. В первую – спокойную и неконфликтную – попадают за неуплату штрафов, игровое пиратство и мелкое жульничество. Во второй встречаются мошенники, угонщики авто и убийцы “по неосторожности”. Наконец, в наиболее опасной – в основном убийцы и грабители. Так как у большинства из них пожизненные сроки, терять им нечего. Строить совместные камеры для разных категорий — не самая эффективная идея, и лучше заранее решить, для кого предназначено учреждение, либо создать обособленные секторы.

И это не пустые слова. Например, пускать “хайсеков” (от high security) в мастерскую себе дороже — тут же украдут инструмент или изготовят заточку. Стоит оставить их чересчур близко к выходу из тюрьмы – сразу рванут на волю. У опасных преступников бывают скрытые таланты вроде недюжинной физической силы, владения боевыми искусствами или просто быстрого бега. А ещё у подопечных есть характер. Проворовавшийся банкир за решёткой может оказаться заядлым драчуном, а осуждённый за убийство двух человек – безупречным «зэком». Если, конечно, он последние 10 лет не копает туннель по ночам… Особо буйных можно самостоятельно переводить в сверхвысокую категорию — таких головорезов нужно изолировать от остальных.

Благо в игре масса возможностей для всеобъемлющего контроля. Служебные собаки прекрасно чуют контрабанду и могут обнаруживать подземные ходы,  металлодетекторы сводят на нет воровство ложек и ножей из кухни, правильно расставленные патрули позволяют держать исправительное учреждение под строгим надзором. Чуть выше я упоминал про потребности, но зачем идти на поводу, когда строгий охранник с ружьём за спиной и электрошокером умерит пыл любого узника?

Смотреть галерею скриншотов Prison Architect

Санаторий строгого режима

Наверное, поэтому Prison Architect так хороша — игрок сам решает, что и как делать. Будет ли у него санаторий с самыми счастливыми на свете заключёнными, или же они окажутся за тремя рядами бетонных стен в окружении толп охранников и обедами из “воды и хлеба”? Будут ли его “клиенты” томиться дни напролёт в камерах или вкалывать по 10 часов в сутки, набивая карман босса? Получат ли они образование и выйдут досрочно или отсидят от звонка до звонка?

Ветеран, садясь за новый план, никуда спешить не станет. Почерпнув бесценный опыт из прошлых ошибок, хочется достичь максимальной эффективности, не придумывать планировку на лету, а просчитать всё заранее. Чтобы получилась приятная глазу симметричная постройка, над чертежами придётся попотеть. Кстати, в Steam Workshop уже готова целая коллекция творений, где многое принесено в жертву дизайну. Кто бы мог подумать, что тюрьма сверху может напоминать AT-AT из “Звёздных войн”, Колизей или символ инь и ян?

И даже после выхода игра не перестаёт удивлять. Полтора года назад Крис Дилей пошутил, что нерадивых начальников посадят в их собственную тюрьму. Вылилось это в создание режима “Побег”. Место действия — ваш “сейв” или случайная карта из Steam Workshop. Задача — сбежать любой ценой. Игрок должен драться с надзирателями и заключёнными, ломать предметы, короче, устраивать хаос. За каждое нарушение мы получаем очки, которыми оплачивается “прокачка” и перемотка “карцерного” времени. Правда, одиночке будет тяжко, поэтому тех же очков стоит поиск единомышленников и их развитие.

Смотреть галерею скриншотов Prison Architect

Раздобыв инструменты, можно начать рыть подкоп, хотя гораздо веселее толпой пробиться с боем через главный вход. Процесс забавный, но, к сожалению, симуляция тюремной жизни не предусмотрена. Здесь нельзя есть, мыться в душе или работать в прачечной. А жаль, была бы хорошая альтернатива унылой The Escapists. Сыграв несколько партий, быстро находишь до неприличия легкий способ накрутить счёт, отчего становится скучно.

Фанаты уже занялись созданием тюрем для “Побега”, однако найти их в общем списке непросто. Сам режим нуждается в доработке, зато одного у него не отнять: подобно катастрофам из старых частей SimCity, в набившей оскомину тюрьме можно учинить настоящий погром, убить всех до единого, подбить других осуждённых на бунт, сжечь её дотла, наконец.

* * *

Маленькая британская “инди”-студия, ставшая известной благодаря DEFCON и Darwinia, в последние годы испытывала финансовые трудности, а мизерные продажи Darwinia+ для X360 и вовсе де-факто ее обанкротили. Казалось бы, нестандартная тематика и редкий жанр — рисковая затея. К счастью, из Prison Architect вышла образцовая управленческая стратегия, которую будут долго ставить в пример. А Introversion, продав более миллиона копий ещё до релиза, уже набирает сотрудников для дальнейшей поддержки и развития игры.

Оценка Riot Pixels85%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 256 Мб памяти
300 Мб на винчестере

i5-750 2,66 ГГц/Phenom II 2,6 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
300 Мб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Prison Architect
Author Rating
51star1star1star1star1star