MC Pixel: Инон Зур (Fallout 3) и саундтрек Moonrise, часть 1

mc-pixel-05-07-2015.jpgМало кто из западных игровых композиторов сравнится с японскими коллегами по количеству релизов (ведь в Японии принято официально издавать едва ли не все подряд). Разве что те, кто регулярно работает над «блокбастерами». К примеру, Инон Зур (Inon Zur), герой сегодняшнего выпуска MC Pixel, внесший свои 7 нот в Icewind Dale 2, Syberia 2, Crysis и Fallout 3. Но прежде чем перейти к оркестровому пафосу, остановимся ненадолго на «фэнтезийных» мелодиях Йеспера Кюда и его коллег в Moonrise.

Moonrise_Original_Game_Soundtrack__cover280x280.jpg Moonrise (Original Game Soundtrack)
Издатель: Undead Labs
Дата релиза: 27.05.2015

За май-июнь Йеспер Кюд выпустил сразу три альбома: State of Decay: Year-One Survival Edition, Moonrise и сборник Five Worlds of Plarium. Кроме того, он сочинил музыку для Borderlands: The Pre-Sequel — Claptastic Voyage и Nords: Heroes of the North, а прямо сейчас занимается Warhammer: End Times — Vermintide. Не сказывается ли такое количество параллельных проектов на качестве музыки? Конечно, сказывается.

Moonrise – тому подтверждение. Помимо Кюда, Undead Labs привлекла к записи Кевина Патцельта (он же dreissk, соавтор саундтрека State of Decay) и Джеффа Бродбента (I Am Alive, PlanetSide 2). Кюд быстро узнается по этническим инструментам и звучным ударным партиям (Desert Traversal, Warden Duel), но слушать его не хочется – датчанин словно забыл, что в треках должны быть запоминающиеся мелодии. Хорош он буквально в паре мест (Barrier Zone, Denkai District). Патцельт звучит еще менее убедительно – в основном он встречает и провожает слушателя прямолинейными битами.

Ну а спасает положение Бродбент, которому целиком досталась оркестровая часть: он умело нагнетает атмосферу сказочности (Entering the Grand Frontier) и даже «боевые» темы звучат у него мило (Lunari Battle). Не сомневаюсь, что с альбомом он справился бы и в одиночку.

Обратить внимание: Lunari Battle, Relic Practice, The Forest Canopy, Sector Zero, Barrier Zone, Denkai District

Купить: Google Play, Amazon



Партитура Инона Зура

inon_zur__image1040x1040.jpgРожденный 4 июля – это не только про героя Тома Круза из одноименного фильма, но и про Инона Зура. Вчера ему исполнилось 50 лет, из которых над играми он работает почти 20. Однако для начала – порция биографических подробностей.

Зур родился в Израиле, а в США перебрался только в 1990-м. До этого он бился над нотной теорией в Академии музыки Тель-Авива и четыре года служил в армии. После переезда Инон продолжил учиться, несмотря на явный талант (к примеру, пианино и валторной он овладел еще в раннем детстве) и профессиональное образование. Престижного UCLA (University of California, Los Angeles) и Dick Grove School of Music ему оказалось мало – Зур попутно брал частные уроки у телекомпозитора Джека Смэлли (Jack Smalley). Работать же по специальности он начал с середины 1990-х, и «коньком» его стали мультсериалы. За несколько лет израильтянин сочинил звуковое сопровождение для более чем 350 эпизодов Digimon, Power Rangers и др. А когда в 1997-м агент предложил Инону попробовать себя в игровой сфере, тот поначалу отказался, но, послушав саундтреки именитых коллег (в частности, Рона Джонса, писавшего для Interplay), изменил свое мнение.

IWD2_Soundtrack__cover2810x2810.jpgПервым проектом израильтянина была Star Trek: Klingon Academy (2000), дорожка которой сочинялась в течение трех лет. В Interplay, видимо, остались довольны композитором, поэтому чуть позже он получил Fallout Tactics: Brotherhood of Steel, Baldur’s Gate 2: Throne of Bhaal (мы упоминали об этой работе в предыдущем выпуске) и Icewind Dale 2. В первом случае Инон пошел по стопам Марка Моргана, во втором – Михаэля Хёнига, в третьем – Джереми Соула. Заимствования не были явными, но подражание стилю перечисленных композиторов заметить нетрудно.

Саундтрек IWD выделяется сказочными мелодиями, редкими, но уместными подключениями к оркестру адреналиновой электрогитары (словно это Марти О’Доннелл, а не Соул!), а также великолепной Main Theme. В общем, Зуру пришлось тяжко при работе над сиквелом, да еще и сроки ему поставили жесткие: 5 недель на сочинение плюс еще 3 на запись «живого» оркестра. С задачей-то композитор справился, но какой ценой? Симфоника вышла довольно стандартной (Choose Your Hero), пафосно-слезливой (The Shaengarne) и ничуть не устрашающей в нужные моменты (The Goblin Hordes; сравните, к примеру, с Drums of the Dead из IWD). Разве что эмоциональные партии флейты (Return to Kuldahar) и перкуссия тут хороши.

И все же дорожку IWD 2 выпустили на CD, прилагавшемся к коллекционному изданию игры. Правда, релиз снабдили треками Соула из дополнения Heart of Winter, что, естественно, не сыграло на руку израильтянину. Пусть здесь Джереми углубился в дебри «эмбиентной» симфоники, выглядит она более свежо и куда разнообразнее, чем саундтрек Зура.







syberia-2__cover800x800.jpgВ интервью Инон любит подчеркивать, что творит под впечатлением от музыки классических французских и российских композиторов. В таком случае ему очень повезло в свое время поучаствовать в создании Syberia 2.

Над первой главой приключений Кейт Уокер трудились Дмитрий Бодиянский и Николя Варлей, известные по ряду других проектов Microïds. Результатом стало меланхоличное оркестровое сопровождение (в центре всего – соло скрипки, как в темах Валадилена и Баррокштадта), дополненное отчужденным гудением синтезатора (Komkolzgrad Theme). Зур взамен не предложил ничего кардинально нового, кроме полагающихся по сюжету партий этнических инструментов (North Passage, Jukols Theme). Духу оригинала соответствует грустная мелодия Романсбурга; в музыке четче проступают «русские» мотивы (см. Main Theme); величественные композиции тут тоже есть (The Last Journey), но вот оригинальных лейтмотивов им не хватает.

Целиком дорожки Syberia 1-2 никогда официально не издавались (но можно вспомнить мини-релизы в GOG и попадание в распродажу Humble Bundle). Надеемся, третьей части повезет больше – музыку к ней снова сочиняет израильтянин.





crysis_soundtrack__cover1200x1200.jpgЗа 18 лет в статусе игрового композитора Инон Зур успел отметиться, по самым скромным подсчетам, в полусотне проектов. Почти ко всем играм он подключался в качестве фрилансера (не считая короткого периода работы в SCEA). В чем же причина подобного везения, кроме очевидного трудолюбия композитора? Во-первых, в том, что Зур всегда пишет в тех рамках, в которые его загоняют заказчики (скажем, в духе уже упомянутых Моргана или Соула), без отступлений от генеральной линии и экспериментов. И, во-вторых, будучи на слуху, Инон, тем не менее, не стесняется рассылать демо-записи в различные компании. Именно так он получил кресло композитора в Crysis.

В кои-то веки перед Зуром не оказалось четкого ориентира в виде имени музыканта и набора треков. Писал он, скорее, с оглядкой на киноколлег. Отсюда на альбоме так много заунывного симфонического пафоса (Sometimes You Lose, Trespass, Sometimes You Win). Но и оригинальных находок хватает – вроде микса любимой Иноном этники и звуков природы. Правда, уж очень часто этот эмбиентный хаос прерывается каким-нибудь звонким ритмом. И таких повторяющихся приемов в саундтреке очень много, взять хотя бы резонирующие клавишные (By a Thread, Terminal). Впрочем, все эти недоработки можно легко простить за такие удачные темы как Strickland’s March, Shotgun и Infiltration.

Crysis OST – работа довольно удачная, даже заслуживающая места в коллекции… до тех пор, пока вы не доберетесь до дорожки сиквела. Режущие гитары, давящие ритмы и яркие мелодии Борислава Славова и Тильмана Силлеску (каждый трек – небольшой шедевр) выжигают всякое воспоминание о музыке Зура. Недаром оба композитора и в дальнейшем радовали слушаталей исключительно качественными альбомами (Sacred 3, Ryse: Son of Rome).











fallot_3_soundtrack__cover1200x1200.jpgИмя композитора Fallout 3 очень долго держалось в секрете. Наиболее явными кандидатами на эту должность считались Марк Морган и Джереми Соул (подозрения в том, что в деле замешан Соул, укрепились после публикации заглавной темы). Ну а официальный анонс удивил и одновременно огорчил очень многих. Инон Зур. Хотя чему ж тут было удивляться после Fallout Tactics.

Сочиняя для FT, израильтянин ориентировался на Моргана. При поверхностном ознакомлении можно заключить, что, в общем, звучит тот же фоновый дарк-эмбиент с шумом природы и воем живности. Только сам звук не такой плотный и настораживающий, а значит, старого настроя не создает. Саундтрек хороший, просто явно ниже уровнем музыки Моргана. Здесь, кстати, Зур осторожно использовал оркестровые сэмплы и вообще не давал воли симфонике. А в Fallout 3, увы, в угоду «кинематографичности» сделал оркестровый тон доминирующим.

Симфоника в Fallout 3, несмотря на прослеживающиеся симпатичные лейтмотивы, ничуть не пугает. Да, у нее «компьютерное» происхождение, что не меняет восприятия. Маршевые барабанчики звучат диковато (Fortress; New World, New Order), удивляет копирование чужих мелодий (сравните Think Fast, Shoot Faster и The Terminator Main Title Брэда Фиделя)… Есть на дорожке и уместный дарк-эмбиент с резким изменением интенсивности звука и эхом стонов (Clues in the Darkness, No Way out but Through и др.), но и он не убеждает, что Зур – именно тот композитор, которому следовало доверить игру.

Bethesda, словно боясь реакции поклонников, очень долго оттягивала публикацию саундтрека. Изначально был доступен только EP с тройкой лицензированных песен и парой мелодий Инона. А полноценный альбом поступил в продажу лишь в январе 2013-го (iTunes).






* * *

Прозвища «ремесленник», «мастер музыкальной мимикрии» и даже «игрозур» неспроста закрепились за Иноном Зуром. Его работам ощутимо не хватает оригинальности, разнообразия, неожиданных экспериментов. Впрочем, так ли это на самом деле, нам предстоит выяснить во второй части статьи на примере Dragon Age 2, The Lord of the Rings: War in the North, Fallout: New Vegas и других игр.






  • Wei

    На самом деле фамилия пишется и читается как Цур. Но так как в английском нет буквы Ц то используется Z и отсюда уже неправильный перевод на другие языки.

  • Scrawder Man

    Одна из немногих вещей которая не нравится в New Vegas, как раз фоновая музыка. Если в Гудспрингс еще худо-бедно скрипка «Дикого Запада» справляется, то патриотичные мотивы НКР просто раздражают. Хотелось как раз дарк эмбиента. Но это скорее мои личные придирки, ибо Нью Вегас не мрачная и темная игра, и саунд вполне соответствует картинке и общей атмосфере. Спасибо что хоть фоновые шумы есть.

  • Yaroslav Gafner

    https://www.youtube.com/watch?v=2gNOEBEcTCU вот здесь в самом начале Зур четко произносит «Зур»

  • Wei

    Не удивительно. Он ведь говорит на английском. Если он скажет Цур, то это не будет совпадать с написанием Zur и на слух для англоязычной публики не понятно.
    В русской вики кстати есть правильная транскрипция.

  • Fluttershy

    А я думал, что в фаллауте 3 музыка 50-60х годов + музыка в главном меню, которая в вегасе лучше

  • Fluttershy

    Кстати, эти патриотические нотки НКР были ещё в первом фаллауте в братстве стали.

  • rocknsalt

    Я, как ярый поклонник dark ambient и ambient’a в целом, утверждаю, что музыка в Fallout 3 просто гавно. Я, чтобы этого не слышать, всегда включал, или эмбиент радио, или свою музотеку. Да, у композитора есть голливудские премии, но слышно, что написано просто на заказ. Не продемонстрированно ни страха, ни атмосферы, ни души, ни мелодии. А чтобы показать, чтобы было бы действительно круто, вот следующие зарисовки (просто вводите в гугл, он сразу выдаст ссылку).
    Представьте, вы входите в заброшенный город, где остались одни гули: Inade — The Last Wing of Alchemical States. А вот композиция для тёмного подземелья заброшенного убежища: Lustmord — Destruction. Бродим по пустыне: Eduard Artemyev — Meditation (бессмертный Тарковский, хехе). Ну и так далее. Конечно, для игры музыку стоило бы отредактировать, придать больше нейтральности, но я думаю, мой посыл ясен.
    Лично я считаю, что музыка, и в частности звуки, придают игре каких-нибудь 30% интересности. Помнится недавно я поставил посмотреть Darksiders 2 (каюсь, хотел посмотреть, почему такой большой рейтинг), и был просто поражён восхитительной музыкой, которая придавала огромный вес игре. Её атмосфера зачаровывала игрока и уносила в мир всадников смерти :). Я с превеликим удовольствием, наслаждался музыкой всех миров, который протагонист посещал.

  • Антон Ариманов

    >А чтобы показать, чтобы было бы действительно круто
    И это было действительно круто, даже без самой игры.
    Порекомендуй несколько альбомов в жанре? Дискографии перелопачивать неудобно, есть шанс наткнуться на неудачный альбом и так далее.

  • Scrawder Man

    Ну я туда не дошел. Пещерные мотивы и мотивы заброшенного убежища больше по душе в первом фолле были.

    UPD. Сейчас прогнал саунд первого. Да, мотивы есть, но они наложены на эмбиент в отличие от НВшного. Звучит иначе.

  • Scrawder Man

    >Lustmord — Destruction

    Из Салкера же.

    >Edward Artemiev — Meditation
    Из него же, но фильма. Восточные мотивы для фолла как-то не ок. Но фон согласен. Хорош. Очень. Эмбиент 80-х всегда был особенным.

  • В английском языке полно случаев, когда звучит одно, а пишется другое, особенно когда речь идёт об именах собственных. А если бы композитор хотел, чтобы англоговорящие читали его фамилию как «Цур», то и написал бы её соответствующим образом.

  • Minamikaze

    В английском есть «ц», пишется как «ts/cz». Выглядит для них немного необычно, но вполне терпимо. Мне кажется, такое написание возникло под влиянием идиша (который тесно связан с немецким). Потому что именно немецкое произношение ближе всего к оригинальному. А то, как сам композитор себя называет, довольно типично для немцев, живущих в Штатах: «z» превращается в «з», но «i» остаётся «и», а не «ай». По крайней мере, в литературе это встречается часто. Видимо, израильские евреи тоже этому подвержены.

  • rocknsalt

    >Из Салкера же.
    Да нет, насколько мне известно у Ластморда был только один альбом (Stalker), который он создал вдохновлённым одноимённым фильмом. А трэк Destruction был отыгран лайвом на его концерте в ЛА, в 2006 году.
    Ну честно говоря, эмбиент в 80ые был весьма скуден. Да и по сравнению со спектром инструментов и звуков, которые есть сейчас, скажем откровенно, эмбиент музыка была ограничена.

  • rocknsalt

    Хех, не сочти за хвастовство, но я бы посоветовал послушать мои эмбиент миксы на soundcloud’e. Альбомы очень редко представляют из себя гармоничную историю в течении 70 минут, поэтому я собираю материал месяцами, тщательно выбирая трэк за трэком. Мой юзернейм ambientuser. Компиляция: Beatless Ambient. Все Negative это дарк эмбиент.

  • one

    ну в вегас и музыку из первых двух частей засунули, местами играет.
    А из написанных спецом под нее удивила первая тема что у доктора дома играет. Довольно необычное решение.

    А маршки НКР под измененный в красноту светофильтр картинки конечно бесят

  • Scrawder Man

    Точно слышал в Сталкере-игре. Может модами добавили.

    В эмбиенте 80-ых был особый звук. Не знаю как объяснить. Boards Of Canada в частности активно его использует и с их слов это музыка из старых тв-передач. Для примера трек Gemini и сравните его с фоном того же Edward Artemiev — Meditation, вторая половина, электронный гул. Его активно юзали раньше, что придавало любой музыке элемент постапока или Sci-Fi.

  • LaDecaux

    Кстати удивительно, как же хорошо вписывается саундтрек из Fallout 1,2 в третьем фаллыче. Благо заменить мелодии в игре очень легко.
    Исследовать Данвич-билдинг под мелодию «Vault of the Future» было просто одно удовольствие.

  • Wei

    Не вижу смысла спорить. Для любого кто знает иврит произношение очевидно и непоколебимо. А то как он это пишет и произносит на другом языке, это его личное решение. Тоже самое если тебя зовут Михаил, то на английском предпочтёшь говорить Майкл (Michael) а если тебя зовут Пётр, то будешь говорить Питер (Peter)..

  • Антон Ариманов

    Это может быть даже лучшим вариантом, чем альбомы. Благодарствую, буду слушать.

  • TacticalBro

    Цур же ж полная бездарь

  • rocknsalt

    В данном случае BoC упоминать опрометчиво, потому что они в принципе работают с сэмплами, это как бы их стиль и фишка. Они юзают Lo-Fi и Hi-Pass фильтры, плюс, наверняка ресэмплят на Tape рекордерах. Это целое искусство работать с сэмплером, как и с синтезисом. Но не одни они освоили этот навык, есть например Scott Hansen (попробуйте найти в гугл: Tycho — Cascade) или Ulrich Schnauss, а это люди 2000ых.
    Говоря о Sci-Fi, то он тоже разный бывает, этакий классический с аналоговым звучанием (jean michel jarre, klaus schulze, pete namlook) или современный (весь Ultimae Records (послушайте например альбом Solar Fields — Extended)).
    Короче, всё это дело вкуса. Каждый находит то, что ему нравится и это слушает. Это и есть замечательно!

  • sksig

    Зур слаб и сам по себе. А в сравнении с Моргановской музыкой из первых двух частей Зур и вовсе теряется.

  • Ulris Ventis

    Должен отметить, что ничто не бесило и не рушило сильнее останки атмосферы «пост-апока» в Ф3, как этот ублюдочный саундтрек, пригодный скорее для ура-патриотического фильма про Вьетнам. Помнится, радио с джазовой классикой там просто не выключалось, оно создавало комичную атмосферу, но хоть какую-то.

  • Ulris Ventis

    Уже и забыл про это, но в самом деле ведь замена ОСТ давала хороший результат для туризма в Ф3.

  • Антон Ариманов

    На следующий день уже уверенно могу сказать: это прекрасно.

  • Salron

    А про Нобуо Уэмацу будете писать?

  • rocknsalt

    Я рад, что понравилось!

  • Someone132

    > В ДАО музыка очень понравилась.

    Кстати, да. Помню в той миссии где надо Redcliff от мертвецов защищать, половина напряжения была чисто от трека который в то время играл.

  • Antigo

    Wei дело говорит

    Цур это кремень (и довольно таки распространенная здесь фамилия)

    https://en.wikipedia.org/wiki/Inon_Zur — обрати внимание первая буква фамили «צ» (ц) к стати одна из 2 букв пришедших в кирилицу из иврита

    но опять же как и Wei спорить не буду — нравится Зур пусть будет Зур

  • Antigo

    а причем здесь немецкие евреи если тут явная смена фамилии (была такая мода в 60-70, особенно у военных) на Цур (кремень)

  • KenTWOu

    Мой юзернейм ambientuser.

    Для тех, кто, как и я, заморочится с поиском
    ambientuser.

  • Minamikaze

    При том, что Цур на латинице они пишут как Zur, а не Tsur. Это написание немецкое и наверняка под влиянием идиша (который на иврит вообще неплохо повлиял). Честное слово, как будто не это же было написано в моём первом посте.

  • Antigo

    еще раз — в идише нет такого слова! зато есть в иврите, какое нах влияние?

  • Yaroslav Gafner

    конечно

  • Minamikaze

    Влияние. На. Написание. На. Латинице. Честно, я уже не знаю, как ещё это выделить.
    Неважно, есть ли такое слово в идише, он всё равно влиял на иврит. До XX века часто слова на иврите писались латиницей? А вот немецким евреям приходилось таким извратом заниматься. Вопрос: у кого после возрождения Израиля тамошние евреи учились латинице? С помощью какого языка вообще был возрождён считавшийся в начале XX века мёртвым иврит? Так неужели не логично, что в итоге представление и иврита, и идиша в латинице ближе к немецкому, чем к английскому?

  • Antigo

    смотри — я тебя прекрасно понял, но есть исторический факт о которм ты не знаешь — в первые десятилетия создания израиля идиш очень сильно травили как признак диаспоры (на нем стеснялись разговарить а о театре на идише как сейчас и не заикались) поэтому правила транскрипции здесь английские (например Ё это Yo а не Jo)

  • JC Denton

    Согласен полностью. Я его насильно из игры выдрал и вставил сам саунд из первой и второй частей. Получилось гораздо лучше.

  • JC Denton

    Навскидку еще помнится как музыка в Unreal Tournament добавляла игре драйва…

  • Minamikaze

    Почему же, я прекрасно это знаю. И твои слова насчёт английской транскрипции только подтверждают моё мнение.
    Звук «з» в английской транскрипции передаётся сочетаниями «cz»: если речь идёт о польских (и, возможно, чешских) реалиях или «ts» в остальных случаях. Оба этих сочетания в чистом виде в английском не встречаются, заставляя среднестатистического англоязычного человека задуматься (можно проверить на примере Google Translate — он не знает этих сочетаний и произнесёт прямо по буквам, а потом посмотреть на написание на английском, скажем, Циолковского: Википедия рядом) — равно как его заставит задуматься сам звук «ц». Буква же «z» для того же среднестатистического человека даст совершенно однозначное звучание «з». А вот немцам и носителям идиша было привычней оставлять старое написание, при этом адаптируясь к произношению. У них-то есть и «з» (s), и «ц» (z). Вот и получается, что Zur-Цур композитор совершенно спокойно произносит, как Зур.
    И да, это, скорее всего, именно влияние идиша на иврит. Особенно если учитывать, что в остальном они пользуются именно английской транскрипцией (кстати, спасибо за эту информацию). Конечно, в своё время он был практически запрещён в Израиле, но, поверь мне как лингвисту, это совершенно не ограждало иврит от его влияния. Люди, привыкшие произносить по-своему, в большинстве своём сохранят эту тенденцию как минимум в домашнем общении — ещё и по наследству передадут. Языкам вообще свойственно меняться со временем, перенимая какие-то на первый взгляд незначительные черты от других языков. А здесь перед нами пример существования на одной территории языка буквально оживлённого — и языка, с помощью которого его оживляли, но ставшего табу из-за его «испорченности» другими языками. Не могли они оба остаться неизменными в такой ситуации. И не остались: сейчас носители иврита признают значимость идиша, и табу уже снято.
    А вообще, прошу прощения за стену текста и скучное обсуждение. Такое бывает, когда образование и хобби совпадают. Надеюсь, что незаинтересованные перестали это читать после первого же коммента 🙂

  • Loader-911

    так и не понял, куда написать лично вам, Ярослав. А вопрос таков, планируется ли написание статьи про Крэга Коннора? Человек реально тащил к успеху Рокстар Геймс, особенно в первых гетеэашках.

  • Yaroslav Gafner

    gafneryaroslav@gmail.com / про Коннера обязательно будет

  • Loader-911

    Благодарю!

  • KenTWOu

    RPS откопал очень интересный подкаст об игровых саундтреках- Top Score with Emily Reese. Не слышали о таком?

  • Yaroslav Gafner

    спасибо за наводку — будем знакомиться ) ранее не сталкивался