Рубрика MC Pixel неумолимо движется к тому, чтобы наконец принять на своих просторах Томми Талларико, Нобуо Уэмацу и Йеспера Кюда — то есть тех композиторов, с именами которых у большинства и ассоциируется игровая музыка. Начнем с датчанина, виной чему его приближающееся 43-летие (3 февраля) и упущенная в одном из предыдущих выпусков дорожка Borderlands: The Pre-Sequel. А в блоке “Классика” — саундтрек MDK 2, поставивший многоточие после первого периода творчества музыканта.
War Thunder Original Game Soundtrack – Air Forces volume 1 + Ground Forces volume 1
Издатель: Gaijin Entertainment
Дата релиза: 01.12.2014
Продолжительность: 41:43 + 40:15
27 января, как известно, исполняется 71 год со дня снятия блокады Ленинграда. Самое время послушать двухдисковое издание саундтрека War Thunder, выпущенное в начале декабря. Почему самое время? Потому что дорожка, как ни удивительно, пропитана духом военной старины — по крайней мере такой, какой ее представляли в советских фильмах (особенно показательны композиции «Brothers, Rise Above the Rest» и «Freedom, Glory on the March»). Первая часть посвящена авиации (меня музыка захватила прямо с духовой партии в Advance Australia), вторая — танкам, она существенно «тяжелее», а Балтийский симфонический оркестр именно тут разворачивается во всю мощь. Мне больше приглянулся диск Air Forces — в силу стилевого разнообразия («Arise, Great Country!» написана, создается впечатление, в духе Эннио Морриконе) и мелодичности. На дорожке отметились аж пять композиторов, а руководил подготовкой альбомов опытный Павел Стебаков (Parkan: Iron Strategy, «Космические рейнджеры»). Видимо, поэтому саундтрек нельзя упрекнуть ни в однообразии, ни в излишнем пафосе.
Обратить внимание: Advance Australia, Arise, Great Country!, Rolling out the Waves, Duty, Steel my Heart, The Marching out of Fate, Freedom, Glory on the March (Air Forces volume 1), Behind the Enemy Lines. Before Sunrise, «Perpetuum Mobile, Pt. 1», Simphony of Steel, Signal to Attack, Heroes of Prokhorovka, Mamayev Kurgan (Ground Forces volume 1)
Купить: iTunes, Google Play (Air Forces volume 1), iTunes, Google Play (Ground Forces volume 1)
Borderlands: The Pre-Sequel! The Soundtrack
Издатель: Sumthing Else Music Works
Дата релиза: 30.09.2014
Продолжительность: 01:49:34
Дорожка Borderlands: The Pre-Sequel к настоящему времени вышла и в «цифре», и на CD (трек-лист в обоих случаях один и тот же). Несмотря на почти 2-часовую продолжительность, запоминающихся треков до обидного мало. Половина времени отдана на откуп композиторам-новичкам: Десу Шору (звуковой дизайнер Bioshock Infinite и The Bureau: XCOM Declassified) и Джастину Маллинсу с их эмбиентом. Местами интересно (Jack’s Office), но ничего сверхъестественного. У Кюда, кстати, тоже — весеннему релизу Borderlands 2 Original Soundtrack Volume Two пластинка уступает, высоко вскинув хилые ручонки. Динамикой пропитан считанный набор композиций: Into the Void, Persistent Impulse, Celestial Spaceport… в них же нашлось место чиптюну и этническим инструментам (в рамках синтезаторов, конечно же). Но итог все равно неутешителен — на фоне техно-прошлого Кюда, да и в целом звука серии Borderlands альбом выглядит слабо. А еще большее недоумение вызывает схожесть трека Helio с темой из Freedom Wars, сопровождающей появления таинственной Ариэс.
Обратить внимание: Into the Void, Persistent Impulse, Celestial Spaceport, Arrival, Full State Feedback, Eridian Traps, Jack’s Office, Vorago Solitude Ambient
Купить: iTunes, Google Play
Классика
MDK2 Soundtrack
Выходные данные: саундтрек официально не издавался
Как и первой части MDK, сиквелу повезло с композитором (оригинал, напомним, создавался при участии Томми Талларико) — им стал Йеспер Кюд, правда, разделивший место в титрах с двумя соавторами. Продолжение сменило пластинку с серьезного инструментала/симфоники на лихую электронику — как раз то, что и требовалось для озвучки супергеройских выходок. Кюд, часто молотивший по воображаемым ударным в The Adventures of Batman & Robin и Scorcher, и в MDK2 не стал лишать себя этого удовольствия. В первых шести треках в уши не бросается ничего кроме уханья барабанов, цап-царап эффектов и гудения баса. Делает ли это композиции проходными? Ничуть. Под Track 3, такое впечатление, сам Курт стремится сорваться в пляс, Track 5 обманывает эмбиентным вступлением, а потом резко включает ускорение… Саундтреку самое место в футурических гоночках — только успевай оставаться на волне. Драйвом дело не ограничивается — ряд композиций при насыщенной инструментальной части ограничен эмбиентной бессистемной структурой, есть капелька оркестровки, кое-где подает голос мать-природа… Слушать саундтрек ради них точно не станешь, но и общей картины они не портят. Дорожка MDK2, увы, как и все работы Кюда до Hitman: Codename 47, отдельного издания удостоена не была. Зато Dreamcast-версия имеет интересную особенность — на приставке ее можно проигрывать как музыкальный компакт. Высвечиваются все 26 тем (официальных названий они не имеют) плюс трек с разговором персонажей.
Обратить внимание: Track 1 (Main Theme), Track 2 (Tanker Theme), Track 5, Track 12 (Kurt Theme), Track 14 (Kurt Boss Theme), Track 15 (Kurt Theme 2), Track 16 (Kurt Theme 3)
«Генезис» стиля Йеспера Кюда на Sega Genesis
Как и большинство коллег, Йеспер Кюд (Jesper Kyd) с раннего возраста тянулся к «живым» инструментам, но обманывать сердце было бессмысленно — в итоге датчанин очутился за C64 и начал сочинять музыку на нем, а затем перешел и на Amiga. Его модули этого периода можно найти на Amiga Music Preservation (выходила их подборка и на одном из дисковых приложений к Game.EXE) и не без удовольствия послушать. В чем-то Кюд подражал Йеруну Телю (Broken Pieces) и Эрику Серра (Colours of Blue), заимствовал чужие мелодии, делал звук «под этнику»… словом, назвать бессмысленным брейкбитом его ранние треки нельзя.
В рамках Amiga-демосцены датчанин сотрудничал с командами Silents и Crionics. Из известных работ стоит назвать Hardwired и Global Trash 2 — первую в своем роде «видео-демку» или wild demo. Когда в начале 1990-х его знакомые основали компанию Zyrinx, поставив цель разрабатывать игры для Sega Genesis (приставка базировалась на том же процессоре Motorola 68000, что и Amiga), Кюд примкнул к ним в качестве композитора. Необходимый опыт и несколько проектов в портфолио уже были — речь хотя бы о Battle Stations (1990; она же U.S.S. John Young), для которой датчанин написал главную тему с грозным ритмом и неплохой симуляцией клавишных и труб.
Первым проектом Zyrinx стала красочная аркада Sub-Terrania (1993) про юркий космический кораблик, вызволяющий шахтеров из лап враждебной расы. Комплекта разработчика у энтузиастов не было, поэтому, чтобы узнать возможности приставки, им пришлось основательно распотрошить ее. Кюд написал для десятка уровней игры отдельные композиции — длиннющие, с однонаправленным битом и к тому ж закольцованные, так что вытерпеть их до конца весьма непросто… С другой стороны, традиционного для приставок тех лет «пиликанья» в саундтреке почти нет. Кроме Sub-Terrania, в 1993-м вышла еще одна игра с Кюдом в титрах — AWS Pro Moves Soccer, содержащая два мощных техно-трека.
Следующий проект Zyrinx, Red Zone (1994), обычно сравнивается с Gunstar Heroes и Dynamite Headdy — образцовыми играми с Genesis. Она предлагала, например, полноэкранные видеоролики (хоть и решенные в одноцветной гамме) и иллюзию трехмерных объектов. Кюд на этот раз постарался не только изготовить сэмплы с мощными битами, но и достоверно озвучить будни коммандос — показателен в этом плане трек DataRum. Очень интересна тема Time’s Running Out, которая иллюстрирует отсчет времени после выполненной миссии — трек подгоняет визуально очень медленно передвигающегося персонажа и порядком треплет нервы. Дорожка хороша, но чего-то ей все равно не хватает… уверен, техно-«боевик» The Habam (и не только) зазвучал бы еще убойнее, впиши туда Кюд разряды гитары или чуть более изобретательную мелодию.
У Zyrinx были виды не только на консоль Genesis, но и на ее громоздкое дополнение 32X, однако все ограничилось созданием демки, фокусировавшейся на 3D-возможностях модуля. Кюд тем временем работал над The Adventures of Batman & Robin (1995) по заказу Clockwork Tortoise. В ней предстояло сражаться сразу с четырьмя злодеями вселенной DC: Джокером, Двуликим, Безумным шляпником и Мистером Фризом. Музыка датчанина предстала во всей красе — особенно это чувствуется во время схваток с «боссами» и их ближайшими помощниками, которые сопровождают злющие проигрыши. Узнаваемый ударный настрой, «жесткость» звука и колючие электроэффекты никуда не делись, а превзойти предыдущие работы Кюду удалось, видимо, благодаря максимизации элементов техно. В качестве отступления: на днях у The Prodigy вышел сингл Nasty, предваряющий релиз первого за шесть лет студийника. Их Experience и Music for the Jilted Generation, вне сомнений, повлияли на Кюда и особенно на дорожку The Adventures of Batman & Robin.
Продолжая тему Sega 32X, отмечу, что следующая по хронологии игра с музыкой Йеспера, Amok (1996), разрабатывалась для данной системы, но впоследствии ее пришлось переделывать для Saturn. Герой этой аркады получает странную цель (развязать войну), очень хрупкое транспортное средство и не очень разнообразные задания. Зато ни к дизайну уровней, ни к музыке придраться нельзя. На этот раз Кюд вильнул в сторону транса с его ритмами вразвалочку, спокойными мелодиями и ощущениями как от нью-эйджа Аркенстоуна (есть тут и вполне тяжелые композиции, например, Wastelands (Progress) — ремикс Spinner из Red Zone). Так как Saturn допускает использование в качестве CD-проигрывателя, то саундтрек можно слушать прямо с диска с игрой, что позволяет некоторым базам данных называть его первым компактом с музыкой Кюда. Amok, кстати, разработала студия Lemon, составленная, как и Zyrinx, из сценеров, и так же сотрудничавшая со Scavenger — издателем большинства работ Zyrinx.
Второй и последней игрой Йеспера для Saturn стали гоночки на ховербайках Scorcher, вышедшие месяцем позднее Amok. Музыка здесь отлично подстраивается под мрачное окружение — скажем, на проходящей через свалку трассе нас окружает депрессивный фон и преследуют отрывистые ударные, а в проржавевших туннелях ждет обилие индустриальных звуков. В итоге получился такой же запоминающийся саундтрек, как в The Adventures of Batman & Robin.
Несмотря на перечисленные достоинства игр Zyrinx (включая отличную музыку Кюда), ни одна из них хитом не стала. Сказывалась как сложность прохождения, так и то, что на Genesis датчане вышли, когда консоль уже сходила со сцены, а Saturn сама Sega резко передумала поддерживать, переключившись на провальную Dreamcast. В сложившейся ситуации издатель Scavenger шагнул в могилу банкротства, а члены Zyrinx, в середине 1990-х прописавшиеся в США, вынуждены были вернуться в Копенгаген, где основали IO Interactive. Первый же проект, Hitman: Codename 47, принес студии известность — как и Йесперу Кюду. Об этом — во второй части статьи.
* * *
И напоследок — печальная новость из Японии. 17 января в Токио ушла из жизни певица Ольга Яковлева (Origa). Причиной называется онкологические заболевание. Исполнительница известна, главным образом, композициями для аниме Ghost in the Shell: Stand Alone Complex. Кроме того, ее вокал можно услышать в саундтреках Aion: The Tower of Eternity, Final Fantasy 13-2, Ar nosurge и Herowarz. Почти все они были выпущены на CD. Кроме Ольги Яковлевой добиться известности в Японии смогла только еще одна отечественная певица/сэйю — Евгения Давидюк (ее голос можно услышать в аниме Cheburashka Arere?, Last Exile: Ginyoku no Fam, Kaitou Joker и др.).