MC Pixel: космические опусы Borderlands 2 OST и Марти О’Доннелла

dj-pixel-300pxИгровые саундтреки давно стали неотъемлемой частью музыкальной культуры, а их создатели узнаваемы далеко за пределами нашего сообщества. Именно из игр вышли такие полноценные музыкальные жанры как чиптюн, нинтендокор, битпоп и др. Эта рубрика предназначена, прежде всего, для расширения музыкального кругозора читателей. Обзоры свежих игровых саундтреков, биографии композиторов, тематические статьи — я попытаюсь пройтись по самым явным точкам соприкосновения игровой и музыкальной культур.

Случаи, когда игре из разряда «так себе» достается отличная музыка, не редкость, и на примере пластинок из нового выпуска MC Pixel вы ещё раз в этом убедитесь: сегодня в наушниках у «Пикселя» звучит мощный Borderlands 2: Volume Two Original Soundtrack, выплывший из небытия двухдисковый релиз Lair OST от голливудца Джона Дебни, а также удачный вокально-ударный эксперимент Оливье Деривье под названием Music from Alone in the Dark. Что касается подрубрики «Персона», то её эфир сегодня отдан культовому Мартину О’Доннеллу, несколько дней назад выставленному из Bungie.

Borderlands-2-Volume-Two-Original-Soundtrack__Cover-300x300.jpg Borderlands 2: Volume Two Original Soundtrack
Лейбл: Sumthing Else Music Works
Дата релиза: 15.04.2014
Продолжительность: 01:00:46

В середине апреля на лейбле Sumthing Else вышла пластинка, которую, как и inFamous: Second Son OST, нужно обязательно прослушать целиком, от первого шлепка ударных до последнего синтезаторного писка. Речь идёт о бонусной части саундтрека Borderlands 2, не уместившейся в первый альбом 2012 года. Работали над этим звуковым полотном четыре гуру игровой музыки, причём делали это явно закатав рукава и обнажив татуированные ручищи.

Открывает диск неутомляющий эмбиент Йеспера Куда, в котором то акустическая гитара выдаст партию, напоминающую Ганса Циммера времен «Гладиатора» (2000), то пружина механической мелодии закрутится туже некуда (The Highlands Combat), то подвывающие духовые и скоростные ударные заставят вас умилиться, прослезиться или даже заново родиться.

Крис Веласко тут не менее интересен, чем Куд. От эмбиента он легко переходит к индастриалу (сравните Three Horns Divide Ambience и Three Horns Divide Combat), а в Fighting Off Wilhelm пускает в дело шикарный бит. Только в одном из треков (The Bunker Is Not What It Appears) ему ассистирует колоритный электронщик Саша Дикисян (Sonic Mayhem), чем и можно объяснить отсутствие контраста между тягучим эмбиентом с экзотическими инструментами и «грязным» индастриалом, отличавшим Borderlands OST (2009).

На пластинке хватает приятных композиций, заставляющих навечно задвинуть в архивы Dam Top, Interlude Combat, Bring Your Guns, Prelude и пр. Ну а венчает этот OST тройка колоритных мелодий Рэйзона Варнера, словно бы говорящих: кушайте слушайте на здоровье!

Обратить внимание: Three Horns Valley Boom Boom Fight, Fighting Off Wilhelm, Wildlife Exploitation Bloodwing Encounter


Lair-Original-Soundtrack-from-the-Video-Game__Cover-300x300.jpg Lair Original Soundtrack from the Video Game
Лейбл: La-La Land Records
Дата релиза: 08.04.2014
Продолжительность: 01:55:33

Lair OST – яркий представитель направления «отстойная игра + крутой саундтрек» (© Владимир Горячев). Его созданием занимался Джон Дебни, известный по музыке к «Страстям Христовым» (2004), «Городу грехов» (2005) и сотне других картин, а также к игре The Sims Medieval. В последнем случае саунд у композитора получился настолько светлым и ненавязчивым, что в мыслях при прослушивании невольно возникал образ сказочного средневековья.

Саундтрек Lair в 2007-м был выпущен в цифровом виде. Спустя семь лет он появился на дисках, переработанный и дополненный новыми треками, — постаралось издательство La-La Land Records. Компанию Дебни в альбоме составил другой кинокомпозитор — Кевин Каска, чья работа нисколько не разочаровала (обратите внимание на Blood River).

В Lair OST нашлось место и “эпике” (Lair Main Title), и спокойным композициям (Elegy, Love Theme), колоритные мелодии удачно сочетаются с мощными ударными и духовыми (Firestorm), часто и к месту используются вокал этнический (Ruins of Mokai) и традиционный (Darkness Theme), вполне соответствующие атмосфере конкретной композиции. Некоторые сочетания кажутся напрямую выдранными из «Властелина колец» (Prologue), однако тут скорее сказывается оглядка на «лучшего из лучших» — каждый несчастный музыкальный критик вынужден воспринимать звуковую дорожку к любому эпическому фэнтези сквозь призму работы Говарда Шора.

Обратить внимание: Lair Main Title, Bridge of the Ancients/The Ice, Elegy


Классика

Music-From-Alone-In-The-Dark__Cover-300x300.jpg Music from Alone in the Dark
Лейбл: Milan Records
Дата релиза: 20.05.2008
Продолжительность: 01:06:52

Саундтрек Alone in the Dark написал Оливье Деривье (Olivier Deriviere), проделавший путь в живые классики, подобно Джейку Кауфману, из демосцены. Последнее, впрочем, не помешало ему получить музыкальное образование по направлению классической перкуссии. «Ударное» прошлое француза нашло полноценное отражение в этом альбоме: наряду с впечатляющим вокальным сопровождением (хор The Mystery of Bulgarian Voices, который особенно хорош в Who Am I?), перкуссионные акценты рвут на части доверчивое ухо слушателя. Похожий по степени воздействия вокально-ударный саунд можно найти у Кэндзи Каваи в саундтреке Ghost in the Shell (1995).

Атмосферная оркестровка AitD то переходит в готическое звучание, то скатывается в спокойный эмбиент (Collapsing Floors, Reception Hall), время от времени нарушаемый, впрочем, взрывным вступлением того или иного инструмента. Наиболее выразительными ударными отмечен трек The Humanz, композиция Edward Carnby поражает своей динамикой, а The Light Carrier Test, как и другие длинные мелодии альбома, отличается многоплановостью — тут вам и тягучий эмбиент, и инструментальные переливы, и этнический хор.

Обратить внимание: Edward Carnby, The Humanz, The Light Carrier Test


Мартин О’Доннелл: и целого Halo мало

michael-salvatori-martin-o-donnell__Cover-630x450.jpg

Майкл Сальватори и Мартин О’Доннелл

Практически вся игровая карьера американского композитора Мартина О’Доннелла прошла под крышей компании Bungie. А в апреле 2014-го он неожиданно оказался за её бортом… Жаль, что столь неприятная новость послужила поводом для MC Pixel рассказать о творчестве американца больше чем в двух словах. Опальному композитору теперь придётся задуматься над тем, где работать дальше. Тем более что и возраст у него солидный (1 мая исполнится 59 лет), и вариантов приложения сил не так много: в последние годы О’Доннелл работал только над серией Halo и наверняка после космической оперы ему тяжеловато будет дебютировать в иных жанрах.

Герой нашей рубрики начинал с написания музыки для теле- и радиошоу. Еще до дебюта в игровой индустрии он познакомился с Майклом Сальватори и основал с ним компанию TotalAudio. В 1997-м О’Доннелл попробовал себя в качестве саунд-дизайнера Riven (1997) — и понеслось. Первым саундтреком, в котором он принимал полноценное участие (на троих с Сальватори и Полом Хэйчем), стал Myth: The Fallen Lords OST (1997). На примере этой простой работы можно получить исчерпывающее представление о фирменном почерке дуэта основателей TotalAudio: любовь к чистым клавишным (The Siege of Madrigal, Forest Heart) и струнным (Seven Gates), смешивание тревожного эмбиента (Smiths of Muirthemne) с индастриалом (The Last Battle) и мелодиями, смахивающими на восточные/этнические/фолковые. На этой пластинке отдельно хотелось бы выделить гулкие ударные на фоне гудящей электроники в Homecoming и интересную мелодию с классным битом в The Watcher.

Еще до того, как Microsoft купила Bungie, О’Доннелл стал штатным сотрудником студии, а после успеха Myth: The Fallen Lords его участие в Oni и Halo уже ни у кого не вызывало вопросов. В Oni (2001) дуэт О’Доннелла/Сальватори разбавил Пол Себастьян, экс-участник техно-бэнда Psykosonik, благодаря чему в саундтреке появилось множество скоростных электронных треков (East Wind, Fight). Впрочем, нашлось тут место и среднетемповым вещицам (Searching), и даже печальным струнным мелодиям (Farewell).

Впоследствии О’Доннелл работал только над звуковыми полотнами Halo, сделав их узнаваемыми с первых нот, из-за чего совершенно заслуженно удостоился звания “Джона Уильямса игровой индустрии”. В саундтреке к первой игре он смешал любимые фолковые мотивы (Truth and Reconciliation Suite), электрогитарные партии (Rock Anthem for Saving the World), напористые ударные (The Gun Pointed at the Head of the Universe) и эмбиентные шумы (Trace Amounts).

Выходившие позднее оркестрово-электронные саундтреки-миксы Halo одинаково радовали поклонников — если, конечно, ими занимались О’Доннелл с соавтором. Уже в Halo 2 OST (2004) их потеснили мейнстримовые музыканты. Гитара старины Стива Вая очень удачно вписалась в Halo Theme Mjolnir Mix, однако треки Найла Роджерса, Hoobastank и альтернативщиков Incubus, когда-то выдавших эталонный альбом Fungus Amongus, вышли откровенно слабыми.

Halo 3 OST (2007) нисколько не разочаровал. Нежные флейты в Luck, фортепиано в Finish The Fight, постепенно тяжелеющие ударные в Out of Shadow — музыкальные находки альбома можно перечислять долго. Они, кстати, нисколько не вылезали за рамки канона О’Доннелла, заключающегося в соединении эпической оркестровки и сбивающей наповал электронной музыки. А вот в Halo 3: ODST (2009) американец удивил джазовыми навыками. В Halo: Reach (2010) уже ничего удивительного не было, но и назвать саундтрек провальным было никак нельзя.

После отхода от Halo и разрыва отношений с Bungie музыкальное будущее Марти О’Доннелла смотрится крайне неопределённо. Акира Ямаока, например, уже не один год безуспешно пытается напомнить слушателям себя прежнего, и получается очень неубедительно. С другой стороны, в Destiny OST компанию О’Доннеллу и Сальватори составил Пол Маккартни — это ли не добрый знак?

Новинки текущей недели

Octodad: Dadliest Catch Original Soundtrack (18.04)

19 апреля на виниле вышел альбом Scott Pilgrim vs. the World: The Game Original Videogame Soundtrack.

-55%
265 руб.599 руб.