Рецензия на Mass Effect: Andromeda

Автор: TOP

Шесть веков и два с половиной миллиона световых лет разделяют Шепарда, судорожно вздохнувшего под обломками Цитадели, и Райдера, безуспешно ловящего ртом воздух на планете Жилище-7. Ветерану войны со Жнецами и спасителю Млечного пути переживать не стоит: невероятной сложности задача выполнена успешно. Для героя же Andromeda трудности лишь начинаются, и разбитый шлем – меньшая их часть.

Сами мы не местные

Разработка: BioWare Montreal, BioWare Edmonton
Издание: Electronic Arts
Жанры: Action (Shooter)/RPG/3rd Person/3D
Похожие игры: Dragon Age: Inquisition, Star Wars: The Old Republic, Mass Effect (серия)
Мультиплеер: (4) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Опасаясь беспощадного истребления развитой жизни в галактике, богатые мира сего снарядили миссию в Туманность Андромеды. Пять ковчегов с турианцами, азари, людьми и прочими расами летят в скопление Элея обустраивать там огромный командный центр «Нексус» и заселять заранее намеченные планеты. Возглавляют экспедицию Первопроходцы – по одному на каждое судно.

Лидер людей, бывший член N7 Алек Райдер, отправляется в путешествие с детьми-близнецами, роль одного из которых (девушки или парня) мы и сыграем. Но, пробудившись от 600-летнего криогенного сна, он обнаруживает, что Жилище-7, куда прибыл ковчег, из-за метеорологических условий непригодно для жизни.

Более того, по нему рыскают представители расы кеттов – гуманоидов, напоминающих смесь из Коллекционеров, «щелкунов» и лорда Шиннока. Вместо тысячи слов они предпочитают расстреливать или брать в плен, поэтому прорываться приходится с боем. В результате Алек и компания находят загадочное строение исчезнувшей цивилизации, управляющее погодой, активируют его при помощи ИИ-ассистента СЭМ и провоцируют мощный выброс энергии, из-за которого Райдер-младший разбивает шлем. Отец героически передает ему свой – вместе с должностью Первопроходца и доступом к СЭМ – и погибает.

Смотреть галерею скриншотов Mass Effect: Andromeda

Спешно покинув Жилище-7 и прилетев на «Нексус», люди узнают, что четыре других ковчега не добрались до пунктов назначения: то ли затерялись в сетях смертельно опасной «паутины» из темной энергии (Скверны), то ли попали в лапы недругов.

Жители самой станции давно уже оставили надежду на прибытие хоть одного судна, перессорились между собой, задушили масштабный бунт и выгнали тысячи смутьянов за дверь. После гибели многих членов администрации к руководству пришли сотрудники из глубокого резерва, едва удерживающие ситуацию под контролем. Что делать дальше, где искать жилье, коль обозначенные планеты подвели, как уберечься от враждебных кеттов во главе с Архонтом – никто не знает, и Райдера ждет вагон проблем.

Стражи галактики

Казалось бы, почва для увлекательной истории готова, однако с завершением пролога и появлением у Первопроходца собственного корабля, «Бури», последние вменяемые сценаристы BioWare Montreal ушли в отпуск, а за дело взялись стажеры, которые завтра будут мыть полы в «макдаке».

Сюжет настолько постный, бледный и набитый штампами, насколько это вообще возможно. Авторам хватило смелости на один-два «тяжелых моральных выбора»™, причем не имеющих существенных последствий, а в остальном Andromeda – беззубая сказка, мечтающая дотянуться до уровня классической трилогии через подражание и неловкие отсылки: от нового космического хомяка и приставучей журналистки до концепции финального отрезка. Свежих находок, неожиданных поворотов, «вау»-моментов здесь примерно столько же, сколько строк сочинил для сценария Дрю Карпишин.

Смотреть галерею скриншотов Mass Effect: Andromeda

Зато ерунды да волшебства хоть отбавляй. Отдельного упоминания достоин СЭМ – абсолютно всемогущий ИИ, выстраивающий карту неизведанной местности, сходу переводящий с неизвестных науке языков, проникающий в закрытые информационные сети, взламывающий технику и даже останавливающий и перезапускающий сердце Райдера. Да и сам главный герой не лыком шит: под слова «мы исследователи, а не солдаты» уничтожает противников армиями. Ни на секунду не веришь, что такой тандем может ждать провал.

Впрочем, соперники тоже не блещут умом, словно стесняясь чинить препятствия Первопроходцу. К примеру, наша команда спокойно прилетает на флагман кеттского флота, без труда преодолевает вялое сопротивление и марширует прямиком в покои Архонта. Почему на столь важном объекте защитников меньше, чем на трухлявом пиратском корабле – загадка имени братьев Березуцких.

Вообще, кетты – чрезвычайно скучная раса с сектантскими замашками: она неспособна к обычному воспроизводству и просто трансформирует других существ для пополнения своих рядов (кто сказал «Жнецы»?). Карикатурные злодеи не внушают ни страха, ни уважения, и лишь их предводитель изредка огрызается. Жаль, диалоги с ним быстро скатываются до «ахаха, вы тупые и не поймете объяснений, так что вам крышка», а обещанные перешептывания подчиненных за его спиной – чистая фикция.

Слабый сюжет авторы пытались спрятать за часами болтовни. Оригинальная Mass Effect цепко держала у экрана не в последнюю очередь именно беседами, но постепенно серия докатилась до того, что в Andromeda половину разговоров хочется пропустить ­– они бесполезны и банальны. Да и риск ляпнуть лишнее исчез: привычная система репутации на ковчег опоздала, а заменили ее ничего не значащие бирки «логичного», «эмоционального», «шутливого» и «профессионального» ответа.

Само качество диалогов упало в категорию фанфиков от семиклассников. Особенно больно было при встрече с непокорным националистом, из которого при помощи специального устройства требовалось выудить важную информацию:

  • Ты убил моих друзей, ненавижу!
  • Извини, но мне нужно спасти планету. Ты не мог бы надеть вот эту штуку?
  • Зачем? Ай, ладно, надену…уффф…что со мной?
  • Просто скажи, где монолит.
  • Я не могу вам доверять.
  • Ну пожалуйста!
  • Хорошо, следуй воон туда.

Хвастайся объемами текста дальше, BioWare Montreal!

Смотреть галерею скриншотов Mass Effect: Andromeda

Скажи мне, кто твой друг

Еще два новичка во вселенной Mass Effect – ангара и джардаан. Первые – нечто среднее между людьми, котами и кальмарами – до появления Скверны и кеттов хозяйничали в скоплении Элея, а сейчас закрылись в нескольких уголках и встречают гостей крайне недоверчиво. Вторые же вымерли или смылись из региона задолго до прибытия переселенцев из Млечного пути, но оставили множество таинственных реликтов и охраняющих их роботов. Жаль, после протеан и левиафанов это не вызывает большого интереса.

Естественно, без попадания кого-то из дебютантов в команду Райдера не обошлось. Ангара делегировали Джаала – опытного стрелка с психической устойчивостью 13-летней девочки. Также пытливые умы возьмут на службу джардаанского робота, отвлекающего и атакующего противников.

Помимо них, в друзья набиваются бывший спасатель Лиам Коста, экс-коммандо Кора Харпер, старый ворчливый кроган Накмор Драк, хитрая турианка Ветра Никс с обширными связями среди контрабандистов и любознательная, но легкомысленная азари Пиби. Мы, как и прежде, можем вести с ними длительные беседы в свободное время, решать их проблемы и крутить романы, однако по-настоящему колоритных кадров среди них нет. Разве что чудаковатая Пиби иногда «зажигает», да в фамилии Коры кроется потенциал для мощной истории.

Удручают и миссии на лояльность. Единственное крутое приключение досталось Лиаму: пара забавных шуток, достойная сложность, фокусы с гравитацией. Только интриги не хватило. В остальном эпизоды невыразительны и лишь точечно демонстрируют что-нибудь любопытное, выделяющееся на общем сером плане.

Смотреть галерею скриншотов Mass Effect: Andromeda

Скопление Бездарности

Для Andromeda в принципе тяжело подобрать комплименты, поскольку она сочетает худшие куски оригинальной трилогии с Dragon Age: Inquisition и Star Wars: The Old Republic. Стоит отступить от невнятного сюжета, как на нас вываливают тонну побочных заданий по поиску предметов, ресурсов и людей, установке оборудования, возвращению пропавших припасов и запчастей. Прочие квесты – также преимущественно безыдейная рутина, недостойная внимания занятого Первопроходца, с редкими озарениями.

А вот размах впечатляет. Для полномасштабных путешествий открыты пять огромных планет с разнообразными природными и климатическими заковырками, мешающими спокойно гулять. Чтобы не зажариться на горячем Элаадене, облюбованном кроганами, не умереть от радиации на Эосе и не замерзнуть до смерти на Воелде, лучше не высовываться из безоружного внедорожника «Кочевник» (правильно, зачем пушки в незнакомой галактике?). Осматривая Кадару, дом изгнанных с «Нексуса» бунтовщиков, преступников и подозрительных личностей, не стоит нырять в кислотные озера. Да и вечная тьма на покрытом буйной растительностью Хаварле не способствует безопасным экскурсиям.

Находя монолиты, регулирующие погоду на планетах, и щелкая охраняемый подземный «переключатель», можно изменить обстановку и подготовить плацдарм для аванпоста, однако это вновь требует множества однообразных действий, в том числе – прохождения мини-игры а-ля судоку, наскучивающей уже на пятый раз.

В сочетании с размерами локаций, необходимостью постоянно гонять через полкарты, неравномерно разбросанными точками для быстрого перемещения и бессовестно прилетающими на челноках врагами все это отбивает желание сворачивать с главной дороги. Про сопутствующее сканирование объектов, сбор минералов и барахла для «крафта» даже начинать не буду – давно приелось.

Смотреть галерею скриншотов Mass Effect: Andromeda

Звездные войны

Andromeda плохо рассказывает байки и не затягивает исследованиями, зато уверенно чувствует себя в боях. Райдер с парой спутников лихо поливают противников свинцом, облетают их на реактивных ранцах, закидывают гранатами, колотят об стену биотикой, натравливают на них турели и калечат молотами, а затем ныряют в укрытие от ракет, снайперских выстрелов и лазерных лучей.

Постоянно сидеть за углом не выйдет: среди врагов полно бронированных либо прикрытых энергетическими щитами громил, прущих напролом, да и ребята попроще заходов с флангов не гнушаются. Регулярная смена позиции, комбинирование умений, систематические попадания в голову – залог успеха.

«Прокачка» целиком посвящена именно сражениям. Три дюжины активных и пассивных навыков разбиты по трем направления: бой, техника, биотика. От распределения очков зависит доступ к специализированным профилям с  дополнительными бонусами. Смешайте бой с техникой – и перед вами «Лазутчик», оптимальный для снайперов. А, скажем, верное следование биотической ветке открывает «Адепта», сильнее бьющего взрывными волнами и швыряющего волшебные копья. Профили можно чередовать в любой момент и подбирать тактику под конкретных соперников.

Но даже профессору космической магии не сдюжить без оружия и обмундирования. По доброй традиции штурмовые и снайперские винтовки, дробовики, пистолеты носят названия вроде «Песчаная буря V» или «Гадюка II»; так же легко понять, что наручи «Единение кеттов IV» превосходят «Единение кеттов III».

Смотреть галерею скриншотов Mass Effect: Andromeda

Другое дело, что интерфейс упорно мешает сравнивать предметы. Если со стволами легко совладать, то, например, отправляясь в магазин за броней, приходится держать в голове, что надетый нагрудник дает 10% к восстановлению щитов, поножи прибавляют еще 5%, а за счет модификаций боезапас увеличен на треть. Есть ли у торговца наряд покруче?

Благо мультиплеер избавляет от ковыряния на рынках: что выпало из контейнера, с тем и работаем. Загвоздка тут в другом. ЕА по-прежнему экономит на выделенных серверах и навязывает peer-to-peer, из-за чего мне, обладателю скромной скорости соединения, не удалось толком насладиться сетевой игрой по причине вылетов, разрывов связи и лагов. Несмотря на то, что здесь не соревновательный PvP, а аналог «Орды» из Gears of War, высокая динамика, «вертикальный» геймплей и подвисания плохо уживаются вместе.

Deer in the headlights

Еще хуже сосуществуют в одном предложении «Mass Effect» и «тусклый саундтрек», однако сонливые композиции Джона Песано не только уступают эпическим трекам любого предыдущего выпуска, но вдобавок почти неуловимы во время прохождения.

Зато на что точно обращаешь внимание – постановка. Серии всегда аплодировали за кинематографические сцены и динамичные диалоги со смелыми операторскими решениями, фактически перевернувшие представление о том, как надо снимать RPG. Andromeda же – шоу говорящих голов, возвращение в эпоху Star Wars: Knights of the Old Republic и Jade Empire.

Про то, какие рожи корчат головы, с первых дней известно любому посетителю развлекательных ресурсов. К чести BioWare Montreal, большинство диких кривляний, запечатленных в сотнях «гифок» и нашем стриме, исправлены патчами, хотя иной раз ловишь гримасы, достойные старины Гарольда.

Увы, «заплатки» не вычистили зависания на загрузочных экранах: 8-9 раз за 60 часов мне пришлось удалять процесс. Никуда не делись застревающие в журнале задания, проваливающиеся в землю и левитирующие модели персонажей, исчезновения квестовых целей, излечиваемые исключительно перезаходом в зону. Ничего критичного, но неприятно. Хотя не настолько, насколько бесят межзвездные перелеты на «Буре», даже пропуск которых заставляет терять секунд по 10.

С другой стороны, путешествия по космосу невероятно зрелищны: от великолепных систем с красными и голубыми гигантами, или искажающей пространство черной дыры, или ростков коварной Скверны глаз не оторвать. Не отстают и сами планеты, эффектно залитые солнечным светом, как Эос, сияющие неоновыми джунглями, как Хаварл, покрытые пестрыми ядовитыми водоемами, как Кадара. И никаких «тормозов» – Frostbite работает, как часы.

* * *

К несчастью, красивые панорамы – лучшее, что припасла для нас новая галактика. На их фоне разворачивается пресная, увязшая в клише и запоминающаяся лишь вспышками маразма история с блеклыми персонажами и огромным количеством шаблонных поручений. Если вы когда-либо стыдились Mass Effect 3, то от Andromeda покраснеете до пяток.

Монреальской студии не хватило таланта, класса и понимания, как работает серия и почему нельзя понижать градус интриги. Это не ее уровень задач и способностей, нельзя просить «АвтоВАЗ» выставить болид в классе «Формула-1» и преуспеть. Увы, менеджеры EA не осознали очевидную вещь, и после множества скандалов и увольнения ключевых сотрудников BioWare Montreal серия отправилась в криосон.

Надеюсь, разбудят ее раньше, чем Млечный путь столкнется с Андромедой.

Оценка Riot Pixels55%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Intel Core i5 3570/AMD FX-6350
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon HD 7850
55 Гб на винчестере

Intel Core i7-4790/AMD FX-8350
16 Гб памяти
GeForce GTX 1060/Radeon RX 480
55 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Mass Effect: Andromeda
Author Rating
31star1star1stargraygray