Рецензия на Darkest Dungeon

logo-darkest-dungeon-reviewАвтор: RANDOM_PHOBOSIS

К “раннему доступу” принято относиться с недоверием: никогда не знаешь, каким будет готовый продукт. Но изредка встречаются и всенародные любимцы, завоевавшие обожание с первых версий. Одним из наиболее ярких и известных питомцев Early Access считают Darkest Dungeon. Год непрерывных доработок, регулярные обновления, тесное общение с фанатами… Тем грустнее осознавать, что даже, казалось бы, идеальный во всех смыслах проект в итоге оказывается посредственным – и похоже, на дно его утянул сам формат разработки.

«In time, you will know the tragic extent of my failings…»

Разработка: Red Hook Studios
Издание: Red Hook Studios
Жанры: RPG (Dungeon crawl)/Turn-based/2D
Похожие игры: Etrian Odyssey (сериал), Renowned Explorers: International Society
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Глава старинного дворянского рода увлёкся оккультизмом и обнаружил, что прямо под его особняком скрываются какие-то таинственные и гораздо более древние сооружения. Раскопки, конечно же, высвободили великое зло, наводнившее замок и его предместья. Получив письмо от родственника, мы прибываем в фамильное гнездо, чтобы искупить жуткие грехи и истребить чудищ.

Несмотря на банальную завязку и отсутствие сюжета, тяжкой и вместе с тем интригующей атмосферой проникаешься мгновенно. Причина тому – безупречный стиль, в котором угадывается влияние комиксов Майка Миньолы, немецкого романтизма XVIII-XIX веков и других необычных источников вдохновения. Хорош и рассказчик, пафосно и высокопарно комментирующий игровые события. Хотя все ингредиенты расхожего grimdark налицо, усердие и чувство вкуса авторов уберегли мир от пошлости и сделали его цельным и самобытным.

Смотреть галерею скриншотов Darkest Dungeon

«We dug for months, years – an eternity. And we were rewarded with madness»

Чтобы спасти свой род, нужно пройти несколько финальных уровней. Вообще-то они доступны с самого начала, но новобранцы не протянут там и пары минут. Так что фактическая цель Darkest Dungeon – подготовка команды, способной осилить последнее испытание. Вся игра состоит из “забегов” по случайно сгенерированным подземельям, откуда мы выносим сокровища (или, при плохом раскладе, тела павших товарищей).

Зализать раны можно на базе. На экране города, напоминающего некрополис из Heroes of Might and Magic 3, полно пришедших в запустение и негодность зданий: церковь, кузница, кабак… Если домики отремонтировать, они позволят улучшать навыки героев, снаряжать их приличным “шмотом” и предоставят кучу полезных скидок.

Назвать режим “стратегическим” язык не повернётся. Здесь нет не только активной оппозиции, которая заставила бы адаптироваться и метаться между различными планами развития, как в серии X-COM, но даже и ограничения по времени на манер Renowned Explorers. Поражения как такового вообще не предусмотрено, поэтому выбор, на что потратить деньги и стройматериалы, – не мучительная дилемма, а вопрос терпения. Что не собрать за одну ходку, накопится за десять, и нас никто не торопит. Апгрейды же оказываются не равноценными технологическими ветками, а линейным списком барьеров, препятствующих чересчур быстрому прохождению. Хотите забраться глубже? Без убойных мечей там делать нечего, извольте подкопить деньжат на оружие.

Смотреть галерею скриншотов Darkest Dungeon

Ещё больше сил отнимает воспитание кадров. Единственным отрядом игру не одолеть: после приключения героев положено запирать в монашеской келье или отправлять в бордель, чтобы те восстановили пошатнувшееся от пережитых ужасов душевное здоровье, а нередко и лечить в больнице от столбняка, бешенства или каких-нибудь глистов. Для “обслуживания” личного состава, помимо денег, нужно время, из-за чего на скамейке запасных всегда должна быть подходящая замена.

Получив уровень, подопечные отказываются ходить на простые вылазки, однако на более сложных миссиях не выживают новички. Поэтому для каждой из трёх категорий сложности следует подготовить несколько полных составов. Ну а когда permadeath погубит очередного ветерана, преемника придётся нанимать и снова вести к вершинам из самых низов. И это ещё упрощённый режим. Вот на последних этапах потерей персонажа (и необходимостью начинать многочасовой процесс “прокачки” заново) карается и гибель в бою, и бегство, и даже выигрыш!

Напрасно Red Hook Studios причисляет своё творение к roguelike. Представители этого течения славятся как раз уважением к мастерству игрока: их нельзя взять измором, и от партии к партии копятся лишь знания, а не абстрактные циферки. В Darkest Dungeon найти правильный подход – полдела. Беда в том, что за одно только право попробовать решить задачу вы будете вынуждены платить часами монотонной возни. И чем дальше, тем её больше.

Смотреть галерею скриншотов Darkest Dungeon

«Remind yourself that overconfidence is a slow and insidious killer»

Самое обидное, что искать решения действительно интересно! Пошаговая боевая система напоминает традиционные JRPG, но по вдумчивости и обилию возможностей даст фору большинству из них. Напротив выстроившихся в колонну противников стоит таким же рядочком четвёрка персонажей. У каждого есть несколько навыков, жёстко привязанных к позициям. Так, удар мечом требует стоять во фронте и рубит ближних врагов, арбалет стреляет из ваших тылов по вражеским, а кинжалы можно метать из середины строя.

На начальном этапе премудрости не важны, главное – выбиться из нищеты и “нафармить” богатств. Потом игра подбросит немало любопытных ситуаций, и пригодятся многочисленные тонкости: проклинать злодеев, менять их местами, перетасовывая построение, развеивать страхи и замедлять наступление безумия вдохновляющими речами – или наоборот, провоцировать впечатлительных особ на нервные срывы, но обращать их себе на благо… Применение найдётся и каждой из дюжины колоритных профессий, среди которых есть расхитительница гробниц, прокажённый, шут и чумный доктор. Отрадно, что, не в пример всё той же Renowned Explorers, классы очень далеки друг от друга, а вызов щупалец из бездны не спутаешь с укусом охотничьего пса, ведь их эффекты принципиально разные. А уж сколько можно навертеть хитрых комбинаций…

“Боссы” и вовсе представляют собой подобие суровых математических головоломок. Бой в любом случае нечестный: если вы не отыщете в системе лазейку и не спрячетесь за ней, безнаказанно избивая чудище, оно сотрёт ваш отряд в порошок. Darkest Dungeon стремится пробудить в игроке арифметического маньяка и, надо признать, садистское выкручивание правил в свою пользу действительно увлекает не на шутку. К сожалению, удовольствие от него, опять же, отравляет цена попытки – несколько часов “гринда”. Либо вы уходите драться вслепую, “просто посмотреть” (что равносильно самоубийству), либо открываете wiki и узнаёте все секреты сразу. И оба варианта не оставляют простора для экспериментов.

Смотреть галерею скриншотов Darkest Dungeon

В конце концов вы заскучаете: сами по себе схватки однообразны, и единожды найденные подходы к злодеям неизменны. К тому же вскоре снова приходится столкнуться с необходимостью “дорасти” до следующего уровня. Увы, ничего принципиально нового там не будет, разве что цифры другие. Постепенно из цикла “бедность-рутина-интересная задача-рутина” задачи исчезнут совсем, так как все локации, кроме финальной, предлагают “зачистить” трижды, троекратно расправляясь с теми же монстрами и “боссами”. Я не завершил Darkest Dungeon за сотню часов, хотя если выбросить всю проходную штамповку, хватило бы и одного вечера.

И задумка хороша, и идеалы достойные, и создатели добросовестные и старательные. А в итоге вышла довольно сложная вариация на тему Cookie Clicker – знай себе числа накручивай. Думаю, что виноват в этом тот самый “Ранний доступ”, который Red Hook так горячо благодарила за поддержку. Явив на всеобщий суд ядро игрового процесса, студия получила множество радужных отзывов в духе “всё отлично, надо всего того же, и побольше!” – и бросилась это самое “больше” добавлять. Однако никакой единой структуры – да и вообще ничего, кроме боевой системы – в игре как не было, так и не появилось: под грузом мелких просьб, предложений и требований разработчики об этом позабыли, а фанаты не догадались попросить! А чтобы уже купившие раннюю версию покупатели не скучали, авторы всеми правдами и неправдами растянули и затормозили прохождение очень небольшой, в сущности, игры.

* * *

Ну вот, пара вылазок – и можно будет снарядить нового крестоносца взамен убитого. Правда, сейчас для второго этажа нет “танка”, поэтому придётся трижды сходить на первый. И ещё нужна монахиня – надо просто дождаться, когда дадут нанять новую. Может быть, в следующий раз. Или через раз. А дальше станет интересно – честно-честно!

Оценка Riot Pixels50%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2,4 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта со 128 Мб памяти
2 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2,4 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта со 128 Мб памяти
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Darkest Dungeon
Author Rating
31star1star1stargraygray