Рецензия на «Блицкриг 3»

Автор: CYBERSVINE

Когда-то давно в России делали компьютерные стратегии. Особенно наши наловчились ваять RTS на тему Великой Отечественной войны: «Противостояние», «В тылу врага» (совместно с Украиной) и «Блицкриг» были действительно отличными играми, заслужившими фанатскую любовь и кучу продолжений с ответвлениями.

Потом начались всяческие кризисы, жанр пришел в упадок, а российская игровая индустрия увязла в мобильных приложениях и аркадных танковых побоищах. Бывший лидер рынка – Nival – тоже перешел к созданию более приземленных развлечений, вроде стандартных «башенок» для телефонов или «первой русской МОБЫ». Но стоило выйти Company of Heroes 2 (для многих клеветнической, плюнувшей в святой колодец памяти о войне), и ветераны жанра решились на асимметричный ответ.

Blitzkrieg Bop

Разработка: Nival
Издание: Nival
Жанры: Strategy (RTS)/Isometric/3D
Похожие игры: «Блицкриг 2», Sudden Strike 3, Company of Heroes 2
Мультиплеер: (6) Internet, LAN
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Анонс состоялся в 2013 году, когда впечатление от CoH 2 было особенно горьким. Тем не менее, о соперничестве на равных речи не шло – в своем изначальном виде «Блицкриг 3» напоминал последние проекты Nival. Free-to-play, асинхронный геймплей в стиле Clash of Clans и общая неказистая внешность настраивали заинтересованного наблюдателя на скептицизм. Хотя были и позитивные нотки: явное внимание авторов к небольшим, но существенным деталям – от сложной системы видимости до впечатляющей проработки техники. Это могло означать, что для Nival «Блицкриг 3» – все-таки «labor of love», а не попытка быстро сорвать куш.

Смотреть галерею скриншотов «Блицкриг 3»

Жизнедеятельность игры на стадии раннего доступа еще больше убедила в этом мнении. Разработчики прислушивались к фанатам, причем не только в мелочах (например, какой бы еще танк, доселе никому не известный, добавить в игру), но и в основных вопросах. Так, Nival последовательно отказалась от модели f2p и ставки на асинхронный геймплей, в результате превратив «Блицкриг 3» в более-менее традиционную стратегию с некоторым казуальным налетом.

Правда, вся эта концептуальная модернизация заняла немало времени – за два года были периоды, когда казалось, что разработка завяла, и игре светит вечный производственный лимб. Как потом выяснилось, в секретных цехах шла подготовка главной ударной силы – нейросетевого ИИ по имени Борис, который должен был окончательно убедить скептиков в том, что «Блицкриг 3» – не развлечение на полчаса, а насыщенная и интересная RTS.

Боги и генералы

Впрочем, прошлое все равно постоянно напоминает о себе. Структура кампании выглядит пришельцем с мобильных платформ: аляповатая карта с отмеченными на ней базой, одиночными и онлайн-миссиями, поощрение повторного прохождения заданий и условная бесконечность геймплея, цель в котором – максимально укомплектовать и развить свою армию. Стимул продолжать, естественно, обеспечивают разного вида «прокачки»: есть и глобальное технологическое древо, и генералы на выбор (по одному для атаки и обороны), открывающие новые бонусы и солдат с собственными счетчиками опыта.

Смотреть галерею скриншотов «Блицкриг 3»

Выбрав одну из трех сторон, мы получаем жалкий отряд из пары танков и нескольких пехотинцев. За прохождение миссий, штурм вражеских баз или сражения с Борисом гомеопатическими дозами выдают новые юниты. К концу войны (она разделена на три условных периода, для каждого свой набор войск и технологий) в нашем распоряжении оказывается огромная толпа техники и солдат – разнообразие видов действительно впечатляет, причем большинство полезны в бою, а не просто пылятся на полке. На задание разрешают взять любой стартовый комплект, лишь бы он вписывался в лимит очков поддержки, поэтому тактики сильно разнятся в зависимости от выбора. Кроме того, от размеров армии непосредственно зависит успех в онлайне и при штурме баз других игроков – подкрепления можно вызывать, пока не иссякнет запас юнитов, так что без серьезного резерва туда лучше даже не выходить. Вот почему, видимо, соперников в мультиплеере пока совсем немного.

Конечно, не будь в игре проработанной и увлекательной тактики, весь этот «tank porn» представлял бы интерес разве что для виртуальных коллекционеров. Тут «Блицкриг 3» в состоянии дать фору многим современным стратегиям, хотя без упрощений не обошлось. Основное достоинство – все то же разнообразие подходов к решению задач. Миссии одиночной кампании не поощряют банального и прямолинейного прохождения – карты лучше исследовать на предмет вторичных целей и скрытых позиций врага, чтобы увеличить свой запас очков поддержки и получить больше вариантов выполнения главной цели. Какой путь выбрать, решать только вам – можно не париться и разбомбить противника издалека, ограничив себя в размере армии, или аккуратно установить гаубицы, отправив пехоту на разведку с риском ее потерять, или устроить танковый прорыв, который может запросто застрять в эшелонированной обороне.

Ключ к победе – знание и грамотное использование сильных сторон юнитов. Вся техника, например, обладает разными параметрами толщины брони и калибра орудий (кстати, исторически точными), а значит, уничтожить кучей бронемашин с пулеметами тяжелый танк не выйдет – лишь пушками соответствующей ударной силы. Заходить на броню врага лучше с тыла, благо полная разрушаемость окружения позволяет выбирать неожиданные маршруты. Но и при лобовом столкновении есть шанс на время повредить гусеницы или башню танка. Солдаты, кроме захвата зданий и свободных орудий, умеют рыть окопы (незаменимая вещь при тактике выманивания противника на укрепленные рубежи). Отдельного упоминания заслуживает система видимости – танки слепы как котята, поэтому без поддержки зоркой пехоты становятся легкой добычей.

Смотреть галерею скриншотов «Блицкриг 3»

Пушечное мясо и рядовые

Несмотря на все тонкости, миссии кампании не назовешь сложными (еще они крайне непродолжительны – очередное «казуальное» веяние). Причина тому – «скриптовый» ИИ, который легко обмануть и застать врасплох. Совершенно другое дело – Борис или реальный противник. В сражениях с ними обе стороны в равных условиях, а задачей является захват и удержание контрольных точек. Борис лезет из кожи вон, пытаясь заставить вас поверить в то, что он человек, а не набор микросхем, и это иногда у него получается, особенно на сложном уровне с техникой из всех трех периодов. Тут уже не обойтись без знания карты и тактической выучки.

Либо положиться на глубокую оборону – несмотря на наличие разных видов ударов по площади (которые Борис эффективно использует), игра предоставляет столько защитных возможностей, что это выглядит даже немного нечестно. Разработчики, кстати, признавали это во время нашего стрима, так что, вероятно, ситуация улучшится. Пока же из-за подобной несбалансированности немного странно смотрится некогда основной режим штурма базы. Здесь всего два варианта – либо противник вообще не беспокоился о выстраивании серьезной обороны, либо захват каждой укрепленной точки превращается в ад, и победу может обеспечить только огромный резерв и постоянная бомбежка.

Увы, недостатков у игры куда больше. На каждую интересную идею у «Блицкриг 3» есть как минимум одна техническая проблема. Очевидная слабость графики (на пехоту без слез смотреть нельзя) – лишь верхушка айсберга. Смешные «баги» с застрявшими в заборах солдатами и выжившей из ума техникой – тоже его надводная часть. Самое неприятное – ощутимые и иногда беспричинные провисания fps, особенно заметные в партиях с Борисом. Хотя, конечно, патчи не заставили себя ждать. Также не до конца ясно, в каком объеме реализована погода, которая вроде бы должна серьезно влиять на геймплей – особых природных аномалий пока замечено не было. Скорее всего, нынешнее состояние проекта далеко не окончательное, и своеобразный ранний доступ все еще продолжается.

* * *

Несмотря на стремление выглядеть серьезно, «Блицкриг 3» тяготеет, пожалуй, к развлечениям легкого жанра. Сложно играть в него больше, чем пару часов подряд, зато потом неизменно хочется вернуться.

Оценка Riot Pixels73%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Phenom X3 2,4 ГГц
2 Гб памяти
GeForce GT 240/Radeon HD 6570
10 Гб на винчестере

Intel Core i7
8 Гб памяти
GeForce GTX 780
10 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Blitzkrieg 3
Author Rating
41star1star1star1stargray
  • Fat Mike

    Blitzkrieg Bop.
    Мило.

  • LinDze

    возможно теперь Нивал возьмётся за Sillent Storm

  • LiaStaDeMOLOH

    Это теперь стратегия? это такой теперь блицкриг? Мда уж.
    Надеюсь да они выпустят продолжения всех своих игр в таком же ключе. На планшетиках.

  • zmiyko

    миссии кампании не назовешь сложными (еще они крайне непродолжительны –
    очередное «казуальное» веяние). Причина тому – «скриптовый» ИИ, который
    легко обмануть и застать врасплох. Совершенно другое дело – Борис или
    реальный противник

    А прикрутить Бориса к компании религия не позволила? Или Борис во всю упирался и не хотел участвовать в этом … ?

  • Tovarischch

    Blitzkrieg Blob.

  • Tovarischch

    И сделает такое же моба-говно? Нет уж, пускай спит спокойно дорогой товарищ.

  • zmiyko

    >>Это теперь стратегия
    Боюсь, что это теперь стратегии.

  • Onlisha

    В первые Блитцкриги много не играл (тормозили), но размер схваток уловил. Зато очень много играл в Противостояние 3 (Sudden Strike). В одной миссии в кампании за немцев (там где захватываешь заводы и они строят тебе танки) в общем сложности у меня участвовало 3000 юнитов. Смотрю на новую Sudden Strike 4 — пара танчиков и пара солдатиков на маленьких картах. WHAT THE FLYING FUCK??!! С этим Блитцкригом полагаю то же самое.

    Зачем делается такое дерьмо? Зачем вы упрощаете? В РТС играют только старички, нам это не надо. Новичков вы всё равно не привличёте. Им консольное кинцо подавай, а не РТС.
    https://uploads.disquscdn.com/images/4b1e49ad65817885faff237b721d530e21f283c8fd7ebd63b154b43965056f3e.gif

  • Wolf_Plague

    *37%

    FIXED

  • Shico

    Я вот знал про песню Ramones. Но в голове все равно: «Ваш Blitzkrieg — Bop. Ваш двоюродный Sillent Storm — Bop. Ваша Nival дает. Шайка.»

  • zorg

    Борис не даст пройти даже обучение и еще в чат будет писать, что игрок типа рачина и пусть бежит мамке жаловаться

  • Nekto

    Кстати Борис чатится? Только без шуток. Мне правда интересно. Помню раньше, к примеру, в какой-то контре были боты, с ними немного можно было.

  • Scrawder Man

    RTS? В 2017-ом? Кто пустил?

  • zorg

    не знаю, самому интересно теперь)

  • Chazm

    Кто хочет РТС полкового тире батальонного уроня — играет в РТС Eugen Systems.

  • Nekto

    Интересно, да. Забавно, вообще, так через годик будет читать новость, что нейросетевой Борис из блицкрига три прошёл тест тьюринга)

  • zorg

    я бы даже посмотрел, как Борис проходит кампанию Блицкрига

  • Nekto

    Хорошая идея кстати, плюсую.

  • Поди большие чемоданы доехали, раз эта срань получила такую оценку.

  • John Connor

    Народ, посоветуйте стратежку на тему ВоВ, но чтобы максимально релаксово, казуально и под пивко чтобы пройти можно было не напрягаясь.

  • deus ex machina

    >Забавно, вообще, так через годик будет читать новость, что нейросетевой Борис из блицкрига…

    ..осознал себя.

  • deus ex machina

    Блицкриг 3

  • Brax

    Меня бы устроил HD ремейк.

  • John Connor

    А Борис мне не наваляет по сосулам? А то я в стратегии не умею особо.

  • deus ex machina

    В кампании нет Бориса.

  • Александр Ванюков

    По-моему, после прочтения текста рецензии остается впечатление, что 73 многовато.

  • eastwing

    Ответ на вашей аватарке

  • Damnash

    И уже марширует своей армией к Москве…..

  • by3eJIok

    Блицкриги изначально были менее масштабные, заточенные на прокачку небольшого количества войск. Это называли «тактикой», но лично мне никогда не нравилось — вместо решения стратегических задач и размена войсками, занимаешься сейв-скаммингом, чтобы не дай бог какой танчик не потерять. Плюс к сейв-скаммингу склонял и рандом пробитий. Плюс сгенерированные миссии, все эти мосты и очередные «захвати склад» утомляли уже на первой трети кампании. Короче, всегда было интереснее играть в Sudden Strike, из-за масштаба, из-за нормальных, проскриптованных миссий. Можно было и никуда не торопиться, пытаться проходить красиво и наименьшими потерями, и в стиле кавалерийского раздолбайского раша кидать войска куда попало, получалось так проходить, конечно, редко, но если получалось — удовольствия ничуть не меньше.

  • ..осознал себя
    …женщиной

  • Maxim Max

    Меня бы успокоила вертикальная синхронизация во всех старых играх) Да и некоторых новых. Вроде очевидная вещь такая, а не каждый даже сейчас её умудряется в свою игру ставить.

  • Maxim Max

    Что указать в бумагах?

  • Viktor Kryshtalev

    Я помню когда играли по сети одна из тактик был зерг Раш пехотой, главное условие достаточное количество чуваков с по ружьями , эта толпа сметана все , если у врага не было залповой артиллерии , стационарных пулеметов или большого количества снайперов , вообще в противостояние по сети самые эпичные истории были , продумывали тактики , устраивали турниры круто было

  • Свободу бегемотам!

    Хм,это же какая балалайка у вас была,коль блицкриг 1 тормозил

  • Weltfraumfahrer

    По стриму вообще не впечатлила, какой то клон «В тылу врага».
    Имхо, лучше вместо этой игры купить Homeworld, на который сейчас акция в GOG.

  • Изя

    Если бы были чемоданы, то оценка была бы 82-87 и возможно наш выбор. А так — справедливая оценка не такой уж и плохой игре.

  • olegdo

    Да посмотрел геймплей свежий…жесть. Взять штурм 2, установить один из крутых модов…и радоваться в мульте.

  • aHo

    О да, помню, как мы с другом одержали, так сказать, пару эпических побед. В одном бою от наших армий остались: 1 офицер (у меня) и 1 артиллерия ( у друга), в итоге я давал развед. данные, а друг добивал оставшиеся войска наших противников.
    В другом бою, решила тактика, во что бы то ни стало захватить в начале боя центральные дирижабли, как итог, у нас превосходство в количестве войск.

  • olegdo

    Где она хорошая то? Казуальщина для планшетов.

  • Изя

    Значит я PC-казуал. Не знаю как мульт, еще не играл, но миссии в кампании мне понравились, возможность выбора с чем в бой идти, графика приятная.

  • ennead

    это так не работает…

  • ennead

    Как будто это что-то плохое

  • ennead

    в апреле же Warhammer 40000: Dawn of War III вышел)

  • ennead

    до сих пор так и не понял, как она работает и что дает)

  • Brax

    Изображение меняется как бы прямоугольниками. Если синхронизация включенна — такого нет, но сильнее тормозит (кадр всегда отрисовывается полностью).

  • Maxim Max

    Держит фпс не выше определенного значения, убирает разрывы экрана, а так же, что самое главное — не нагружает на 100% видеокарту. Ну где это видано, чтобы игра 10-15 летней давности грела карту так, будто запустил разом всю трилогию крузиса?

  • ennead

    никогда не замечал, но спасибо за объяснение 🙂

  • xcb zxv

    Не, это хардкорные стратегии. Просто стратегии — clash of clans.

  • ennead

    хренассе

  • dimasnormas

    То есть на бумаге, у игры нет преимуществ перед Company of Heroes 2, даже графика слабее, и это скорее казуальщина с налетом реалистичности, а не хардкор с элементами казуальщины. Отлично, не буду отвлекаться от DOW3

  • ltim

    + добавляет инпут лаг. Поэтому в шутерах такая штука противопоказана, а тиринг лечится либо лимитированием кадров в игре под герцовку монитора, либо покупкой монитора с G-SYNC.

  • Maxim Max

    Ну конечно, проще телек с г-синк купить, чем опцию врубить в настройках игры. А инпут лаг не замечаю. Возможно он критичен в мультиплеерных шутанах, вот только я в них не играю, так что пофиг.

  • ennead

    Как он кстати? Там три играбельные расы вроде?

  • Scrawder Man

    Выпал скорее. А потом спотыкаясь бежал пока снова не упал и не потерял сознание.

  • deus ex machina

    Коменты к рецензии на ДоВ 3 почитай, там и народ и Бобик поделились впечатлениями. Саму рецензию не читай. Плохая она.

  • Василий Гончаревич

    Я конечно не он, но на моем ЭВМ в то время первый Блицкриг тоже подтормаживал изрядно. Характеристики, как сейчас помню Intel Celeron 1100, GeForce MX220, 128MB памяти.

  • Deus Ex Vino

    На средних мониторах (скажем 70герц — для понтов 120+ полагается) лаг будет меньше 15мс — по сравнению с пингом о нем можно забыть — всё что ниж 30мс это эзотерика и намагниченная вода.

  • Василий Гончаревич

    Лучше б не выходил, а поехал дальше, до остановки «Морг».

  • zorg

    и цена устроила? 666 шекелей с 33% скидкой это же самый настоящий грабеж средь бела дня

  • zorg

    Company of Heroes 2, DOW3..
    страшный ты человек

  • zorg

    Бобик не играл же)

  • Изя

    Сейчас, когда свежие крупные игры стоят от 2000 рупий, а со скидкой 1399, 666,65 не кажется грабежом.

  • zorg

    да яж шучу просто)

  • Изя

    С деньгами не шутят;)

  • deus ex machina

    А, да, там Вольнов высказался, перепутал мальца.

  • Onlisha

    Пентиум 3 500мгц, какие были ОЗУ и видео не помню.

  • olegdo

    С чего этого клон в тылу врага? Вы в ВТВ играли хоть?

  • Thief2125

    Ужасный дизайн миссий, пустой онлайн как следствие, одноклеточный мульт как причина. Геймплей отставший от жизни лет на 10. 73% это даже не лесть. И даже не аванс. Это кредит, на подобие тех который давал СССР африканским странам. Все знаем что не вернут.

  • Viktor Kryshtalev

    У нас как то партия длилась 7 часов , мы взяли высоту , а чуваки большинство дережаблей, и потом мы часов 5 отбивались с это высоты артой , у меня был офицер и гражданская машинка у друга Арта и у меня немного , и так долго отбивались пока случайным арт обстрелом который вели по нашей высоте ( а она очень большая была в несколько уровней) не убило моего офицера и противники пошли на последний й штурм реально остановили их на последнем клочке высоты, и потом одним снайпером смогли взять два дережабля и получили пару танков , и тут понеслась наша атака мы практически весь бой отбивались начальными силами плюс одна группа дережаблей а противники осождали нас

  • Viktor Kryshtalev

    Всеми войсками , и почти всех они потеряли на штурме и мы потом легко их раздавили

  • Viktor Kryshtalev

    У меня был пентиум 3 и 128 оперативы видеокарта, Рива они 2 на 32 мегабайта ( хотя по факту не тянула игры которые требовали 32 мб) и у меня все шло

  • deus ex machina

    А мы им простим! Как СССР африканским странам.

  • самое ужасное объяснение

  • dmitro_skole

    зачем есть это когда есть steel division

  • by3eJIok

    Вот от этой подмены у меня бомбит. Заходишь в стим или на трекер — и вся страница завалена каким-то броузерным мусором. Ловко подмазались

  • Nekto

    Причём, осознал себя женщиной.

  • Aleksey Dyukov

    Целерон, ОЗУ не помню, Riva TNT 2. Таки подтормаживал.

  • Boroda

    Вот пример:

  • Boroda

    Лимитирование кадров тоже добавляет инпут лаг.

  • Boroda

    В синк был в строю еще с появления первых 3D ускорителей и выставлялся в драйверах.

  • deus ex machina

    Чернокожей.

  • Maxim Max

    Да это понятно, что он был и выставлялся немного потанцевав с бубном, однако это не отменяет того, что он должен идти опцией в любой игре, как смена разрешения экрана, управления, настройки тенейтекстур и тд, чтобы пользователю удобней было и не было нужды лезть в дрова. А всинк, повторюсь. не во всех играх встречается именно как опция, что в современных, что в седовласых.

  • Василий Гончаревич

    53% положительных отзывов в Стим, ~450 человек в игре, вышедшей 2 месяца назад, при том что в Soulstorm, вышедшем в 2008-м, ~400. Что еще следует знать об этой поделке?

  • Brax

    Мог бы сказать, что это синхронизация частоты кадров с развёрткой монитора. Но человек явно не это хотел узнать.

  • dimasnormas

    Я наиграл уже 100 часов. Мультиплеер просто огонь. Намного веселее DOW 3.
    Расы всего три. Маловато, да. Немного скрашивает то, что все три расы очень не похожи друг на друга и играются совершенно по-разному. Заново учиться играть приходилось, когда брал новую расу 🙂

  • ennead

    в старкрафте тоже всего три)

  • ennead

    конструктивное что-нибудь например

  • Leo3ABP

    РТС с организацией геймплея как у ф2п мобилок, и практически полным отсуствием новых идей, получает 73%… неожиданно. Особенно учитывая, что в заключении рецензент сам пишет: «Увы, недостатков у игры куда больше.» — так за что оценка-то? Методика ИГН со шкалой 7-10 баллов, или просто издатель очень сильно попросил 20 процентов накинуть? С таким подходом, у той-же Steel Division должно выйти не менее 105%.

  • Leo3ABP

    ну 82-87 этой игре, это был-бы уже совсем уж очевидный занос. Возможно изначально так и было, но потом Редгард понял, что сайту всётаки необходимо сохранять хоть какую-то репутацию, и подрезал на 14 %.

  • Так занесли или нет?

  • Выдумщик

    Борис, Китикет!

  • «Игра — говно, но наши, поэтому влеплю выше 70%»

    »Увы, недостатков у игры куда больше.
    »Скорее всего, нынешнее состояние проекта далеко не окончательное, и своеобразный ранний доступ все еще продолжается.
    но видимо уже покупать и радоваться можно, раз такая оценка (на самом деле нет)

  • Антон Ариманов

    Уже давным-давно, сразу после DAO, такая необходимость отпала полностью.

  • Антон Ариманов

    Гораздо лучше, когда всё по РП-канону:
    «Игра проходняк на 56%, но не наши и сильно против наших, поэтому влеплю 80%»

  • GeneralElConsult .

    Когда увидел в видео прохождении одного блоггера на ютубе, как солдаты стоя с винтовок стреляют по бтр-у (или бмп, машина с пулеметом, короче), даже не присев, даже не лежа под огнем пулемета на простреливаемой местности, я понял, что для таких условностей и откровений я пока не готов.

  • JC Denton

    Лучше уж ремастер СК первого взять, чем это оборисенное чудо.

  • Изя

    Если блогер скомандовал солдатам без пт атаковать «бмп», не дав солдатам команду лежать, то солдаты просто выполняли свой приказ не проявляя инициативу, так как инициатива в армии бывает наказуема!