RP парится в «Сауне», неделя первая

Автор: АНДРЕЙ ‘ZOMBIEK’ ШЕВЧЕНКО

Конечно, статьи об акселераторах – прерогатива сайтов вроде “Цукерберг Позвонит” или GeekTimes. Но поскольку нам очень повезло и мы попали в финский акселератор Startup Sauna, я решил рассказать, как мы вообще здесь оказались и что сейчас в Хельсинки происходит. Да, это не статья об играх, но зато о нас. Надеюсь, вам будет интересно.

Что такое акселераторы и зачем они нужны

Бизнес-акселератор – это коммерческая либо некоммерческая организация, которая помогает стартапам вставать на ноги и превращать голые идеи в работающие бизнесы. Помогают акселераторы обычно не cтолько деньгами (рыбой), сколько удочкой, то есть знаниями, связями, опытом, освещением в прессе.

Самый известный в мире – акселератор Y Combinator, из-под его крыла вышли такие успешные компании как Twitch, Reddit, Disqus, Dropbox и масса других. В настоящий момент Y Combinator берет проекты на трехмесячную акселерацию, инвестирует до $120 000 и при этом забирает себе миноритарную долю. Условия отличаются для каждого из участников. В целом, попасть в YC и сложно, и престижно – у акселератора заслуженная репутация наиболее успешного.

В России, ввиду все более напряженной экономической ситуации, акселерационные программы, одно время весьма популярные, сильно захирели. Сейчас наиболее значимой является программа от государственного ФРИИ: 800 тыс. рублей на счёт + 600 тыс. рублей на программу акселерации за 7% в доле компании.

Startup Sauna

На фоне упомянутых акселераторов финская Startup Sauna выделяется несколькими важными чертами: она бесплатна для участников и длится месяц (а не стандартные три), а за получаемую пользу не нужно отдавать долю. Есть и другие плюсы, но о них я расскажу в конце.

В сентябре, незадолго до закрытия отбора, Riot Pixels подали заявку на участие. Команда “Сауны”, отвечающая за первичный отсев проектов, в весьма интенсивном режиме путешествует по Европе (а в нынешнем году охвачены также Южная Корея, Кения и Ливан) и в различных городах отбирает проекты для второго “круга”. В Москве из 14 участников жюри выбрало Riot Pixels и сервис SpeedHire. Так называемые питчи (презентация со слайдами и коротким рассказом) проводились строго на английском языке – это дополнительный фильтр для тех проектов, которые стремятся на мировой рынок, но при этом не могут рассказать о себе на международном наречии. После всех локальных отборов в осенний заезд (есть еще и весенний) в Хельсинки собрались 19 проектов – из 781, изначально подавших заявки на участие.

Отборочный тур "Сауны" в Москве.  (Фото: Ольга Балакина, SLUSH)

Отборочный тур “Сауны” в Москве. (Фото: Ольга Балакина, SLUSH)

От каждой победившей команды может приехать два человека. При этом организаторы обеспечивают жильем на время акселерации – в этом году это очень приличные апартаменты сетей Forenom и Omena. В случае вашего неприятия предлагаемого жилья Sauna компенсирует до 1000 евро перелётных, жилищных и проектных расходов по предъявляемым чекам. Проблемы с визами, питанием и проездом каждая команда решает за свой счет.

Финляндия – страна дорогая, а столица – особенно. В целом, это неудивительно при средней зарплате выше 3500 евро (до налогов). Например, месячный “региональный единый” на общественный транспорт стоит 155 евро для нерезидентов. Поэтому в весенние заезды многие участники “Сауны” предпочитают покупать велосипеды, пусть и подержанные. Правда, поздней осенью довольно сырая погода и ветер с моря не располагают к длительным вояжам на двух колесах. Альтернатива “единому” – разовые автобусные билеты за 4-5 евро. Продукты и питание в ресторанах/фастфудах тоже обойдутся недешево, если не знать места вроде немецкой сети супермаркетов Lidl.

Неделя 1, день 1

Так получилось, что от Riot Pixels в Хельсинки я поехал один. Впрочем, несколько команд здесь также представлены лишь одним человеком – не каждый стартап может позволить себе отправить ключевых сотрудников на акселерацию по многим причинам. От места проживания до коворкинга “Сауны”, который находится в пригороде Хельсинки, Эспоо – примерно 15 минут езды на автобусе. Сам коворкинг находится на территории Университета Аалто, вольготно занимающего несколько гектаров земли и состоящего из множества низкоэтажных зданий.

За теплую встречу стартаперов отвечают “комитет JJJ” – Juuso, Juho и Jaakko – очень классные молодые ребята, оперативно решающие любые вопросы, которые потоками льются из новоприбывших. После короткого рассказа о “Сауне” аудиторию на добрых полтора часа занял замечательный Вилле Мейттинен – это был первый так называемый “Founder’s Talk” – рассказ основателя известной компании. В последующей секции вопросов и ответов мы с Вилле сошлись на том, что финская демосцена – самая лучшая, Future Crew – самая крутая команда этой демосцены, а Second Reality – совершенно фантастическая работа этой команды.

Ровно год назад из стен “Сауны” в мир вышла команда Ambronite – это такой коктейль из питательных веществ, который, по замыслу создателей, полностью удовлетворяет суточные потребности организма в питательных веществах и калориях. На рынке есть и другой подобный проект – сойлент, но создатели амбронайта считают его слишком искусственным. Об этом они и поведали нам со сцены коворкинга после выступления Вилле. Ambronite – пример успешно ускоренного в “Сауне” стартапа. Можно только пожелать им успеха, нестандартное диетические питание – это всегда интересно.

Вечер наступал, а вместе с ним подтягивалась и пицца с пивом – мини-вечеринка первого дня предназначалась для знакомства команд друг с другом. Собственно, во время поедания пиццы мы с коллегами из других российских и белорусского стартапов договорились общаться друг с другом только по-английски, чтобы не выпадать из атмосферы. Очень, надо сказать, полезно.

Вот полный список проектов, которые участвуют в нынешнем осеннем сезоне Startup Sauna:

AiScreen — софт для быстрого отслеживания объектов в видеотрансляциях со спортивных состязаний;
AudioTrip — приложение для смартфонов, которое позволяет слушать записи аудиогидов у достопримечательностей различных городов;
Cloud Mic — комплекс, позволяющий сильно удешевить услуги переводчиков на различных конференциях и доставлять переводы слушателям на их смартфоны без дополнительных устройств;
Enbrite.ly — онлайновый софт для борьбы с накрутками веб-рекламы;
Ki — переносной ключ, который хранит в себе пароли и автоматически “залогинивает” в различные сервисы;
LeeLuu Nightlights — очень прикольные программируемые мягкие ночники, которые помогают детям не бояться темноты;
Mailburn — многообещающее приложение (пока только для iPhone), которое превращает длинные полотна переписки с цитированием в привычные диалоги-с-облачками, а заодно реализует всякие полезные бизнес-функции (стартап из Питера);
Mediant — несколько приложений, помогающих студентам, их родителям и учителям в нелегком деле решения сложных математических задач – проект от минского коллектива;
Modti — таинственный проект, для объяснения принципов которого требуется примерно 15 минут. Но в Modti сделали пивот (разворот в концепции), так что скоро это будет нечто вроде очень быстрого 3D-принтера, ожидайте подробностей в следующих выпусках;
MyMusicTaste — сайт, на котором можно голосовать за то, чтобы определенная музыкальная группа приехала именно в ваш город. Успешно провели несколько инициированных фанатами концертов в Южной Корее и Европе;
PitchMe — веб-сервис, позволяющий в компаниях среднего размера доносить мысли рядовых сотрудников до руководства, аналог российского сервиса “Пряники»;
Relbit — платформа, оптимизированная для ускорения запуска веб-приложений, тонко настроенные виртуальные сервера (пока в основном для связки PHP/SQL);
Rephop — инструмент для очень узкой, но очень высокооплачиваемой прослойки управленцев – финансовых директоров средних и крупных компаний, позволяет консолидировать фин.отчеты от разных подразделений;
Riot Pixels — ну, понятное дело, лидеры! Multilanguage IMDb for video games;
SmartSchool — платформа для сбора и анализа отзывов учеников о всем, что происходит в учебном заведении;
SoSho — приложение для смартфонов, ориентированное на модниц, обожающих нестандартную обувь. Оно будто создано для Керри из “Секса в большом городе”;
SpeedHire — веб-приложение, упрощающие рутинные операции сотрудников отделов кадров, связанные с набором персонала;
SQLdep — анализатор исходных кодов приложений для крупных компаний, позволяет визуализировать схему обработки данных;
TotoHealth — актуальный для Африки продукт, позволяет оповещать матерей о том, что нужно и что не нужно делать, чтобы ребенок родился и рос нормальным и здоровым; система работает путем отправки SMS и позволяет получать советы от докторов дистанционно.

Неделя 1, день 2

Вторник, 21 октября, запомнился очень бодрой сессией “Pitching 101». Майк Бредшоу (Mike Bradshaw) с коллегой выгоняли нас на сцену и объясняли, почему наши двухминутные питчи – дерьмо никуда не годятся. Начинаете презентацию с представления себя любимого – FAIL. Не можете уложить идею продукта в одну строчку – FAIL. Не указываете конкурентов – FAIL. Вроде бы ничего нового они не сообщили, но почему-то у каждой команды (и у нас, конечно) питчи далеки от идеала. А ведь именно по питчам венчурные инвесторы и бизнес-ангелы принимают решение о продолжении разговора в кулуарах. Может, вам в будущем пригодится примерная схема, которая позволит вам питчить минуту-две-три-сколько угодно:

  1. — О продукте – одной строчкой, слоган
  2. — Проблема, которую должен решать ваш продукт
  3. — Решение проблемы
  4. — Почему на это должно быть не наплевать зрителям питча
  5. — Бизнес-модель
  6. — Размер рынка и конкуренты
  7. — О вашей команде
  8. — Traction (как у проекта идут дела – деньги, трафик и т.д.)
  9. — Призыв к действию – что вам нужно от зрителей
  10. — Повторите слоган
  11. — Поблагодарите слушателей. Thank you будет достаточно.
После сауны иногда тянет в сон. Шейн Аллен из Modti мирно посапывает, пока другие работают! (Фото: Miika Kenttämies, PitchMe)

После сауны иногда тянет в сон. Шейн Аллен из Modti мирно посапывает, пока другие работают! (Фото: Miika Kenttämies, PitchMe)

Неделя 1, день 3

В среду “Сауну” посетил Морган Маккини (Morgan McKeagney), ирландский специалист по UX (интерактивное взаимодействие с пользователями, не только пользовательский интерфейс). Его лекция оказалась весьма полезной, особенно вкупе с последующим персональным разговором о конкретных проблемах конкретно нашего сайта. Так что в каком-то там будущем что-то в плане взаимодействия с интерфейсом на RP определенно изменится. Ведь впереди – еще одна, уже часовая встреча с Морганом.

После лекции последовали пятнадцатиминутные беседы в формате 1-на-1 с наставниками, то есть бизнесменами, инвесторами, специалистами в разных областях. Конечно, в первую встречу большинство из нас только и успели, что коротко рассказать о своих проектах и проблемах. Но такие встречи будут проходить еженедельно, а сеть контактов – расти, так что прогресс будет.

Неделя 1, день 4

В четверг организаторы разбили все стартапы на четыре группы, каждой из которых было дано задание по близкой этим проектам тематике. RP оказался в группе “Online Marketing” вместе с LeeLuu Nightlights, CloudMic и MyMusicTaste. Наша задача – выбрать наиболее удачные способы продвижения продукта в Интернете, определить самые дешевые и дорогие, дать советы. В понедельник, 27 октября, мы и представим на суд публики наше видение в виде десятиминутной презентации. Работать в интернациональном коллективе близких по духу, но далеких по рынку людей очень интересно. Всегда найдется то, что одинаково для всех компаний и то, что сильно отличает чистый B2C от B2B или гибридных бизнес-моделей.

Кстати, о бизнес-моделях: подготовка нашего проекта была прервана скучноватой по исполнению, но все же информативной лекцией профессора Университета Аалто на тему правильного создания так называемой BMC – Business Model Canvas. Это принятый многими компаниями стандарт представления бизнес-модели в очень сжатом и понятном формате, в котором различные блоки коррелируют друг с другом, позволяя любому постороннему зрителю (да и вам самим) быстро понять, как работает бизнес: кто ваша целевая аудитория, на чем вы зарабатываете деньги, с какими партнерами сотрудничаете. В “Сауне” успехи стартапов оцениваются в том числе по тому, как BMC изменяется в ходе нахождения проекта в акселераторе.

Команда "Online Marketing" за работой. Ну, почти. (Фото: Henrikas Urbonas, CloudMic)

Команда “Online Marketing” за работой. Ну, почти. (Фото: Henrikas Urbonas, CloudMic)

Неделя 1, день 5

Пятница – завершение рабочей недели в “Сауне”, и эпилогом ее является Kick-The-Shit-Out Session, о которой я расскажу ниже. Предваряла же эту интересную активность лекция бывшего главы отдела дизайна Nokia (и сына бывшего президента Финляндии) Марко Ахтисаари. Марко рассказал не только о том, какие идеи воплощались инженерами Nokia в эпоху восхода iPhone, но и о других своих стартапах – Blyk и Doppler. Все же в любом деле важно не терять присутствия духа, вставать после ударов и продолжать двигаться дальше. Любая неудача на вашем пути – это лишь дополнительные очки опыта, которые способствуют успеху.

После воодушевляющего выступления нас ждало первое подведение итогов в виде KTSO – минутного питча каждого стартапа с последующим разбором BMC, рассказом выступающего об успехах и неудачах прошедшей недели. Ну и о том, чем каждая компания будет заниматься на следующей неделе. Организаторы советуют ставить себе реальные, очень конкретные цели с цифрами – например “Обзвонить 5 клиентов в Хельсинки” или “Запустить такой-то функционал в продукте”. По словам JJJ, первая сессия KTSO – бархатная, ознакомительная. А в последующих нас ждут ад, плети и “царская водка” в горло. Поживем – увидим.

Чем закончится акселерация?

Конечно, акселерация в “Сауне” – не просто процесс ради процесса. У нее есть несколько целей, помимо получения знаний и установления контактов. Например, все участники “Сауны” будут выступать в демо-день на SLUSH – одной из крупнейших в мире конференций для стартапов, инвесторов и ангелов. Кроме того, примерно треть стартапов получит шанс на дополнительную акселерацию, но уже в Кремниевой долине, где будет также организован специальный демо-день для американских ангелов и инвест-фондов. Часть прошедших акселерацию проектов сможет рассчитывать на грант в 10 000 евро от “Сауны” и местного фонда TEKES. Как видите, ставки высоки, проекты собрались сильные, и нужно много работать, чтобы вытащить как можно больше крупных рыбин с помощью финской удочки. Именно для этого я и поехал в Хельсинки.

Если мой отчет о первой неделе показался вам интересным и вы хотите продолжения – пишите. Если есть какие-то вопросы – задавайте.

Thank you! Any questions?