Рецензия на Virginia

logo-virginia-reviewАвтор: КИРИЛЛ ‘EL_KEFFO’ НИКИФОРОВ

В письме от авторов, доступном из главного меню, создатели Virginia признают, что эта работа была для них «странным, но интересным опытом» (цитата из русифицированной версии). Они выражают надежду, что таким опытом их проект станет и для нас, игроков. «Странный» – действительно правильное слово. Вот с «интересным» всё гораздо сложнее.

Не всё так однозначно

Разработка: Variable State
Издание: 505 Games
Жанры: Exploration/1st Person/3D
Похожие игры: Firewatch, Dear Esther, Gone Home
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Насколько увлекательным может быть молчаливый набор флешбэков, скачков во времени, снов, галлюцинаций, наркотических трипов?

Молодая темнокожая женщина красит губы, заметно нервничает. Пожилой мужчина на сцене вручает ей удостоверение агента ФБР. Проходит секунда – зал, только что слепивший глаза вспышками камер, абсолютно пуст. Негромко шумит забытый одинокий магнитофон. Щелчок клавиши – она уже у себя дома. Коробки с вещами не распакованы, переехала совсем недавно. Медленно идет в спальню. На кровати кто-то лежит. Это она сама. Пробуждение. Сборы на работу. Зеркальный шкафчик в ванной девушка открывает одетой в пижаму, а закрывает уже в пиджаке. Она выходит из квартиры и через пару секунд едет в такси. Еще через мгновение – стоит в лифте. Начальник протягивает ей папку с документами и… нам не дают спокойно прочитать ни страницы – снова затемнение, снова лифт, снова неизвестность. Впечатление, будто героиня страдает от синдрома Корсакова.

Смотреть галерею скриншотов Virginia

В управлении задействованы всего две кнопки мыши, и даже их игре слишком много. Хватило бы одной. Минимальная интерактивность нужна, видимо, для того, чтобы заставить игрока самостоятельно совершать безальтернативные действия. Иногда нам вовсе запрещают двигать камеру, позволяя лишь жать на клавишу. И принимать последствия на себя.

Авторы поднимают самые разные темы: семья, любовь, дружба, долг, поступки и их последствия, цикличность бытия, предопределенность судьбы. Хотелось бы сказать, что каждый найдет здесь что-то свое. К сожалению, скорее всего, это не так.

Кто похитил Лукаса Фэйрфакса?

Хотя огромное число параллелей с «Твин Пикс» поначалу заставляет рассчитывать на знакомство с чем-то близким к творчеству Дэвида Линча. Провинциальный городок, где произошло загадочное преступление, Красная Комната, неизменный кофе в маленькой закусочной. Только место сов заняли бизоны. Если смотреть на Virginia не как на интерактивное развлечение, а как на артхаусное кино, она не сможет предложить что-то действительно новаторское.

Смотреть галерею скриншотов Virginia

Возникает чувство, будто пленку с отснятым фильмом покромсали на части, а потом склеили обрезки в случайном порядке: какие-то куски перепутали местами, что-то пошло в утиль, где-то в итоговый вариант случайно попал неудачный дубль. Вникать в эту мешанину, если вы не любитель копаться в ворохе сюжетных обрывков, есть смысл ради атмосферы, ради того прилива самых разных эмоций, отличающего настоящие триллеры. Вот только удастся ли его испытать?

Рассказать драматическую историю без слов и толковой мимики – задача нелегкая, но выполнимая. Более связным получилось повествование Shelter (ее герои не разговаривают, ведь они слегка барсуки), Gone Home (весь нарратив – в вещах хозяев пустого дома и многочисленных записках), The Stanley Parable (отвечать на постоянную болтовню Рассказчика можно исключительно выбором дальнейшего пути). Отлично поданных безо всяких диалогов историй, простых и сложных, ветвящихся и линейных, – масса. Необычный визуальный стиль обычно помогает лучше их понять, глубже прочувствовать авторский замысел.

Да, выглядит Virginia довольно нестандартно. Даже чересчур. Низкополигональные модельки людей и предметов местами смотрятся неплохо, но в большинстве случаев – просто уродливо. Если редкие открытые локации напоминают о The Witness или Firewatch (пусть гораздо беднее деталями), то в закрытых помещениях нарочитый примитивизм окружения начинает раздражать. Особенно это характерно для облика персонажей.

Смотреть галерею скриншотов Virginia

Ненастоящий детектив

Возможно, делать из героев деревянных буратин, не способных на нормальную мимику, было не лучшей затеей. Под прекрасно исполненные Пражским филармоническим оркестром печальные, таинственные, напряженные композиции эти отходы деревообработки появляются (в большинстве случаев – на несколько минут), крутят квадратными головами перед камерой, хлопают рыбьими глазами и тут же исчезают. Чтобы больше никогда не вернуться.

Туда им и дорога. Вряд ли кто-то всерьез будет беспокоиться о незнакомых с человеческой речью големах, облик которых балансирует на грани «зловещей долины». Бродя среди чуть живых шедевров кубизма, чувствуешь себя невидимкой, бестелесным призраком, безразличным людям. Лучше бы у них совсем не было лиц как в This is the Police, где эта деталь удачно подчеркивала характеры, ничуть не мешая созданию ярких образов.

Главная проблема в следующем: авторы намеренно запутывают простенький сюжет, пытаясь выдать его за нечто новое, концептуальное. На деле это старая, как мир, полицейская драма. Детектив, откуда изъяли все детективное. Сбор улик, допросы, головоломки? Ничего подобного нет. Лишь неторопливо ковыляющая главная героиня, волей сценаристов забрасываемая из одной крошечной клаустрофобной локации в другую.

Смотреть галерею скриншотов Virginia

И сколько бы авторы ни ссылались на «Твин Пикс», «Фарго» и «Настоящего детектива» на страничке в Steam, глубокие реверансы в сторону мэтров глубже историю не сделают.

* * *

Игра-настроение. Один может увидеть в ней скрытый смысл, другой посчитает претенциозной пустышкой. Истина же где-то посредине: каких-нибудь пять лет назад отношение к Virginia было бы другим. Сейчас это не более чем средний одноразовый «симулятор ходьбы» на пару часов, а таких проектов нынче – хоть дороги мости.

P.S. Если вы привыкли «доверять, но проверять», пройдите бесплатную демо-версию. За 15 минут можно составить об игре цельное представление.

Оценка Riot Pixels65%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium G4400/Phenom II X4 940 3 ГГц
2 Гб памяти
GeForce GTX 650/Radeon R7 250
5 Гб на винчестере

Core i5-2300/FX-6300 3,5 ГГц
2 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon HD 7870
5 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Virginia
Author Rating
41star1star1star1stargray