Рецензия на Syberia 3

Автор: КИРИЛЛ ‘EL_KEFFO’ НИКИФОРОВ

История Кейт Уокер завершилась 13 лет назад. Позади остались диковинные заводные механизмы, чудаковатый гений Ганс Форальберг, отважный Оскар, ставящий законы робототехники выше собственной жизни, рассказы об острове Сибирия, населенном стадами мамонтов… Сказки оказались правдой, легенды не лгали. Теперь мы точно это знаем. Но иногда герои продолжают жить и после закрывающих титров. И далеко не всегда их жизнь безоблачна.

Вы просто ненавидите все юкольское

Разработка: Microïds
Издание: Anuman Interactive
Жанры: Adventure (Point-and-click)/3D
Похожие игры: Syberia (серия), Sherlock Holmes: Crimes and Punishments, Sherlock Holmes: The Devil’s Daughter, Dreamfall: The Longest Journey, Dreamfall Chapters
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

После того, как сумасшедший изобретатель ускакал на мамонте в закат, главная героиня осталась среди вечных снегов одна, больная и без обратного билета в родной Нью-Йорк (и без буквы «л» в новой русской версии фамилии). От неминуемой смерти ее спас только «бог из машины», в этот раз принявший облик племени юколов, идущего путем миграции снежных страусов. Вернуть долг коротышкам, похожим на помесь эвоков и чукчей из анекдотов, – дело чести. Само собой, неугомонная американка охотно соглашается помочь суетливым малышам в священном странствии, полном надуманных препон, беззубых врагов и притянутых за уши головоломок…

За пределами этой завязки тоже есть какой-никакой сюжет, однако захватывающим его никак не назовешь. Историю в Syberia 3 сложно отличить от истории в любой другой Syberia. Разве что место Ганса и его погони за мамонтами заняли юколы с их большим путешествием – вот и вся разница. Авторы попытались добавить в повествование динамики, но умереть здесь нельзя, а неспешные разговоры и перемещения превращают эту самую динамику в чистый фарс.

Смотреть галерею скриншотов Syberia 3

Озорной озерный кракен будет утягивать паром на дно озера хоть целую вечность, пока мисс Уо(л)кер лениво дефилирует по палубе и соображает, как быть дальше. О существовании преследователей, по идее, призванных подстегивать игрока к быстрому поиску верных решений, временами просто забываешь. Без картонного Злого Одноглазого Полковника и врачей-убийц, которым коренные малочисленные народы почему-то стоят поперек горла, путешествие с караваном юколов ничего бы не потеряло.

Ругать Syberia за отсутствие экшена никто не думает. Она всегда была крайне меланхолична: вспомните Валадилену, где автоматонов было больше, чем живых людей, опустевший аралабадский курорт, захолустный Романсбург… Проблема в том, что к третьей части приключение стало скорее скучным, чем печальным.

Clockwork Junk

Причем в большинстве бед виновата неудачная попытка авторов, перенеся действие в полноценное 3D и дав игроку относительную свободу, идти в ногу со временем. Что в итоге? Огромные, пустые, уродливые локации, чье назначение не смог бы разъяснить и Александр Друзь. Избежать знакомства с ними не выйдет никак: сюжетный NPC ни в коем случае не раскроет все карты в первой же беседе, раз за разом отправляя нас плутать по одинаковым подворотням, где для посещения доступна пара зданий с 1-2 комнатами.

Бродя по пустынным улочкам рыбацкого городка, чувствуешь себя не то как в лавкрафтовском Иннсмуте, из которого все рыболюди ушли на нерест, не то как в Сайлент Хилле, потерявшем способность пугать. Стойкие ассоциации со старым survival horror вызывает и фиксированное положение камеры: угол ее можно менять в крайне узких пределах. Да и вообще картинка порой выглядит так, будто на дворе до сих пор начало 2000-х, а бал вовсю правят консоли шестого поколения.

Смотреть галерею скриншотов Syberia 3

Блеклые цвета, плывущие текстуры и железобетонная анимация не оставляют визуальному ряду ни единого шанса. Странствие по этому миру пятидесяти оттенков серого делают еще больнее черные загрузочные экраны, мучительно долгие, как серии «Аббатства Даунтон». Игре масштабов Fallout 4 с ее огромными бесшовными Пустошами такое простительно, но вот почти 20 секунд ждать появления на экране крошечной раздевалки – перебор.

Из бездны отчаяния произведение вытаскивает великолепный арт-дизайн. Бенуа Сокаль всегда был прекрасным художником, и это не скрыть за уродливой компьютерной графикой и бестолковым сценарием. В дуэте с музыкой Инона Зура талант бельгийского мэтра порой творит настоящие чудеса. Диковинные аппараты изо всех сил нагнетают атмосферу, а отдельные локации вроде заброшенного парка аттракционов в здешней версии Припяти действительно очаровывают. Даже развесистая клюква, гордо глядящая с советских агитационных плакатов, не нарушает эклектичной гармонии этого мира. С настроением в Syberia 3, может, и не так здорово, как в первой части, но порядок. Если, конечно, вы сможете погрузиться в нее достаточно глубоко, чтобы не замечать проблем в таких «мелочах», как, например, управление.

А оно тяжело, будто мы находимся в звездном крейсере. Загрузочный экран предупреждает, что удобнее играть с геймпада. Вот только «удобнее» – не значит «удобно». Крутить многочисленные рукоятки и поворачивать ключи для завода бесчисленных механизмов сподручнее вращением аналогового стика. Однако за исключением этого Syberia 3 ничего бы не потеряла, будь она традиционным, «мышиным» point-n-click.

Смотреть галерею скриншотов Syberia 3

Заводной, заводной, не хотим играть с тобой

Хотя именно как квест Syberia 3 получилась слабой. С одной стороны, отважный юрист не таскает в багаже живых скунсов или трехметровые лестницы и в целом не горит желанием распихивать по карманам все, что не прикручено болтами. С другой – на предметы, ей до поры до времени не нужные, Кейт совершенно не обращает внимания и даже комментариев не оставляет. Поэтому после каждого события и получения нового задания приходится нарезать круги по осточертевшим местам в поисках активных точек, раньше себя никак не проявлявших. С учетом серо-коричневой темноватой картинки и не самого удобного (мягко говоря) управления – пытка еще та. Конечно же, все перетекает в очередной сеанс пиксельхантинга. Но в нем вынужденно принимает участие и сама героиня, тычась носом во все щели, как слепой кутенок. Какой-нибудь спрятанный под лавкой аварийный ящичек не найти, если на него буквально не наступить, а разобранную лампу не разглядеть, пока она не станет активной по воле сценаристов.

Впрочем, игра не избежала и чисто технических ошибок и проблем. На каждой конфигурации Syberia 3 ведет себя по-своему отвратительно. У кого-то падает частота кадров или «инвентарь» захламляют предметы, возникающие там вопреки всякой логике. Кто-то вынужден регулярно загружаться или даже начинать прохождение с начала. Потерпеть можно, но контрольные точки расположены не слишком удачно, а произвольные сохранения по старой консольной традиции авторами не предусмотрены. Ориентация на консоли так крепко пустила свои корни, что компьютерная версия просит «не выключать приставку» и в принципе делает вид, что старый добрый ПК к ней никакого отношения не имеет.

С небрежным техническим исполнением полностью гармонирует локализация. Переводчики путают «одеть» и «надеть». Переодеваясь, Кейт командует «обернитесь» вместо «отвернитесь». Местами озвучка элементарно «заикается», а фразы наползают одна на другую или напрочь отсутствуют. Достойно «Золотого издания» Mass Effect. Не говоря уж об актерской игре, какой не в каждом провинциальном драмтеатре насладишься. Хотя куклы, открывающие невпопад рты и по недоразумению изображающие героев, иного дубляжа и не заслуживают.

Смотреть галерею скриншотов Syberia 3

Профессиональный же и тщательный перевод рождает феерические диалоги в духе:

– Капитан, что вы делаете?
– Сюрприза для чудища!
– Как отвлечь? Вы о чем?

Капитан, чего греха таить, полусумасшедший пьяница, зато за Кейт раньше ничего подобного не замечалось. Может, не стоило доверять работу над текстом автоматонам устаревшей модели?

* * *

Неаккуратно выполненное и плохо локализованное продолжение легендарной серии, погрязшее в проблемах, которые индустрия уже давно научилась решать. Оно вряд ли смертельно разочарует старых поклонников, но и новых не привлечет.

Оценка Riot Pixels65%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3/Athlon 64 X2 2,6 ГГц
4 Гб памяти
GeForce GT 550 Ti/Radeon HD 6850
45 Гб на винчестере

Core i5/Athlon 64 X2 3 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 960 Ti/Radeon R9 285
45 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Syberia 3
Author Rating
41star1star1star1stargray
-52%
475 руб.999 руб.