Рецензия на Psychonauts 2

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Последние 8 лет творчество студии Тима Шефера радовало нечасто. За вычетом ремастеров поросших мхом хитов вроде Grim Fandango и Full Throttle Double Fine было совершенно нечем хвастаться. Spacebase DF-9 – *непечатное слово*, Massive Chalice – просто унылая посредственность, Headlander – мало кто вообще вспомнит, что это. А началось все с Broken Age, не оправдавшей в полной мере высокие ожидания публики на Kickstarter. Классик исписался, подмастерья уже ничем не удивят! И тут вышла Psychonauts 2

I am the milk man, my milk is delicious

Разработка: Double Fine Productions
Издание: Xbox Game Studios
Жанры: Action/3rd Person/3D
Похожие игры: Psychonauts (серия), American McGee’s Alice (серия), Beyond Good & Evil, Rayman (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): Xbox Series X
Обсуждение на форуме

Нет, на самом деле сначала нам представили необычный, имеющий мало общего с привычным геймплеем оригинала VR-проект Psychonauts in the Rhombus of Ruin. Он стал связующим сценарным звеном между оборванным финалом Psychonauts и резким началом второй части. Разпутин очутился в центре глобального заговора, где замешаны предатель, давние секреты и отец Лили (девушки Раза). Наш герой, прибывший в штаб-квартиру психонавтов (и сразу же переведенный из действительного агента в жалкие стажеры), должен изучить обширные окрестности, познакомиться как с коллегами-новичками, так и с ветеранами плутания по чужим мозгам, и остановить угрозу мирового масштаба.

Оценить полет мысли Шефера сложно, ведь каждая из Psychonauts – комплексная сюжетная луковица, многослойная, приправленная для большей пикантности иронией и сарказмом. Пародии и отсылки, остроумные находки — именно этого мы ждали от автора серии Monkey Island, именно это и получили, хотя результат вызывает определенные вопросы. Первая Psychonauts была дерзкой, немного неловкой и сумбурной, но она ни в чем себя не сдерживала. Шпионский эпизод и партию в настолку я до сих пор вспоминаю с искренней теплотой, а вот финальный цирк ненавидят, наверное, вообще все, кто до него добрался. Причем по накоплению валюты для покупки необходимого по сюжету предмета я тоже не скучаю — и слава богу, что в сиквеле подобных глупостей нет.

Но нет в нем и ощущения хитрейшего баловства, поданного под соусом детской непосредственности. Первый уровень – прекрасен, если не исполнением, то как минимум подачей, однако все остальное в Psychonauts 2 катится по дотошно проложенным рельсам. Маршрут их был выстроен не лихими фантазерами, но суровыми в понимании своей цели проектировщиками. Да, Раз по-прежнему прыгает по головам множества людей, и каждый закуток в их умах — локация ручной работы.

Смотреть галерею скриншотов Psychonauts 2

И вроде бы мы уже видели этих странных персонажей, привыкли к сбору психологического багажа, научились искать «причины» различных «проблем», а все равно ощущение, будто что-то не то. Странно говорить так про игру, позволяющую буквально вселяться в других существ, чтобы смотреть на мир их глазами. И многие из них видят Раза совершенно иначе, чем другие — и это лишь одна деталь из мириады ей подобных! Возможно, дело в том, что с годами сценаристы серии потеряли не только одного из авторов, приложившего руку еще и к сериалам Portal и Half-Life, но и присущий первой части юмор. Потому что в последние годы Шефер давал зеленый свет преимущественно убогим играм, одновременно активно высказываясь на остросоциальные темы, раньше, судя по его работам, его не очень-то и волновавшие.

А теперь волнуют — потому здесь можно встретить сразу несколько столь важных для многих на Западе и столь раздражающих для многих в России тем, центральной из которых оказался потенциальный диктатор, мечтающий make свою разрушенную страну great again. Смешные шутки же отошли на второй план. Кажется, что постоянно метящие в Раза цензоры в итоге попали не в него, а в самого Шефера. Милые каламбуры? Есть. Советую, кстати, запастись словарями, потому что перевода на русский все еще нет. Легкие, приятные тексты? Тоже есть, и даже больше, чем нужно для прохождения. Но расхохотаться и надорвать живот не выйдет.

Смотреть галерею скриншотов Psychonauts 2

Игры разума

Если в нашем мире между событиями двух Psychonauts прошло 16 лет, то в сумасшедшем проекте Double Fine минуло всего несколько дней. Это повод для самых забавных с точки зрения бывалых психонавтов отсылок и хорошее объяснение, почему сиквел так схож с оригиналом механически. Хотя не обошлось и без нововведений.

Например, зоопарк душевных расстройств заметно разросся. На каждую тварь – своя управа: одних лучше жечь, в других — стрелять, третьих — замедлять и лупить со всех сил. Часть умений хорошо знакома, а некоторые, вроде вызова своего «архетипа», способного пролезать в узкие щели и дергать недоступные Разу рычаги, совершенно новые. И все их можно улучшать, что дает преимущество как в схватках, так и при изучении уровней.

Смотреть галерею скриншотов Psychonauts 2

Драки не особенно хороши, они просто вносят разнообразие между огромными акробатическими сегментами, ставшими, к слову, заметно удобнее. Правда, и они порой вызывают непреодолимое желание метнуть геймпад в стену, когда вас в очередной раз заставляют проехать полосу препятствий, балансируя на шаре или чем-то подобном. Или взять, к примеру, кулинарное шоу, где живые ингредиенты сами просят метнуть их в кастрюлю или нарезать. Прекрасный эпизод, но в первую очередь по задумке, потому что задачка эта – на время. Хлопот способны доставить и обязательные «боссы» — тоже все как на подбор яркие, изобретательные, интересные. Тем не менее чувствуется, что сиквел сглаживает углы куда более жесткой первой части. Для одних это будет достоинством (удобно!), для других — недостатком (оказуалили!). Вывод же таков: играть здорово, потому что в сумме все составляющие складываются в куда более симпатичную картинку, чем банальные «боевая система, обычная, одна штука» и «прыжки по платформам с не всегда четкой навигацией».

Удивительно, что Psychonauts 2 вовсе не похожа на попрошайку, которой накидали несколько миллионов, – для большого, красивого и разнообразного приключения на 15-20 часов этого хватать не должно. Видимо, Microsoft помогла своему приобретению довести новинку до нестыдного состояния. К тому же прекрасный арт-дизайн с лихвой компенсирует возможные технические неудачи: происходящее напоминает дорогой эксклюзив от Sony или анимационный фильм. Актерская работа также на высоте, тем более что в числе актеров засветились давние друзья ШефераДжек Блэк и Элайджа Вуд.

Смотреть галерею скриншотов Psychonauts 2

* * *

При как будто меньшей продолжительности Psychonauts 2 кажется более объемной игрой. И пускай уютный пионерлагерь остался в прошлом, новые друзья и приключения тоже хороши.

Оценка Riot Pixels80%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Psychonauts 2
Author Rating
51star1star1star1star1star