Старый Геральт лучше новых Кратоса и Элой. Итоги-2022 и ожидания-2023

Итоги 2022 года от Олега ЗайцеваАвтор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

2022-й во всех смыслах выдался ужасным. Пришлось туго даже индустрии развлечений (видеоигры, фильмы…). Если вы не фанат Dark Souls, то мало что в ушедшем году могло вас действительно порадовать.

Никак вы, ***, не научитесь

Главной игрой года для меня стало обновление «следующего поколения» (в котором мы уже пару лет как живем) для The Witcher 3. Возможность погонять Плотву в 4K при 60 кадрах/с на консолях оказалась для меня важнее других релизов 2022 г.

Среди них, кстати, Horizon: Forbidden West. Первую часть по непонятной причине порой ставили рядом с триумфальной польской RPG. Вторая Horizon окончательно убедила меня: Геральт для Элой — высота недостижимая. Пускай сковыривать детальки с гигантских роботизированных монстров подчас интереснее, чем навесить на себя «квен» и кувыркаться вокруг лешего, во всем остальном этот весьма красивый мир, увы, не способен сравниться с почти ожившей вселенной Сапковского.

Само обновление «Ведьмака 3» мне, правда, не сильно понравилось. Тут и там я сталкивался с мелкими багами, микрофризами не до конца понятной природы и прочими неприятностями. Не хочется встречать такое в патче, выходящем спустя семь с половиной лет после релиза. Это, равно как и эпопея с Cyberpunk 2077, заставляет меня переживать за судьбу «Ведьмака 4» и ремейка первой части — сколь долгожданных, столь и пугающих своим возможным качеством.

Смотреть галерею скриншотов The Witcher 3: Wild Hunt – Complete Edition

Ужас ситуации заключается вот в чем: лет 20–25 назад мы еще могли надеяться, что неизвестная команда из 10–20 человек после года-двух-трех усердной работы выдаст нечто, способное конкурировать со столпами жанра. На каждую Doom и Quake приходились не менее выдающиеся No One Lives Forever и Unreal, Might and Magic и Ultima запросто затыкались за пояс совершенно новыми на тот момент концепциями Fallout и Baldur’s Gate, идеи Tomb Raider неплохо приживались в Drakan. Сейчас подобного ожидать не приходится: соответствующие времени картинка и размах стоят слишком дорого, разработка таких монстров занимает многие годы.

Низы не могут тягаться с бюджетами современных (ну, тех самых, ради которых покупают видеокарты уровня GeForce 3080 и 4080, консоли PS5 и Xbox Series X) игр, верхи не хотят экспериментировать. Elden Ring и The Callisto Protocol – яркие тому примеры.

Elden Ring — по сути все та же игра, что японцы делают уже больше десяти лет (впрочем, Хидэтака Миядзаки вспомнил молодость и Armored Core — посмотрим, как у него получится вернуться из миров мечей и топоров к лазерам и ракетам). The Callisto Protocol — кривоватая попытка встряхнуть жанр, погрязший в дешевых «скримерах» и дорогих ремейках.

A Plague Tale: Requiem? На мой взгляд, не особенно нужный сиквел в реалиях концовки Innocence, скорее дежурное «крепкое» приключение, чем какое-то запоминающееся событие.

Есть у меня, конечно, и два совершенно свежих любимца. High on Life и Bayonetta 3. Важно отметить: неожиданно приятная High on Life — это веселенький «шутерок на вечерок», в нее можно поиграть, если юмор на грани фола создателя и актера озвучки «Рика и Морти» (уже успешно «отмененного» за какие-то грехи) вам по душе. High on Life не встанет в один ряд с Doom (любого года), двумя No One Lives Forever, Crysis или Aliens vs. Predator 1999 года, но, может быть, когда-нибудь ее помянут добрым словом в разговоре о комедийных боевиках.

Bayonetta 3 откровенно тесно на Switch. Сравнивать Сересу с Геральтом как-то неудобно: с одной я провел дай бог часов 40 в трех играх, со вторым — 200 часов за одно перепрохождение «Ведьмака 3». Это разные весовые категории — нишевая игра нишевого жанра и огромный мир, сформированный книгами, играми и комиксами, что выходили на протяжении десятилетий. Про сериалы промолчу — сериалов не существует. Ни польского, ни тем более нетфликсовских.

Смотреть галерею скриншотов High on Life

В таких случаях часто говорят, что надо расширять кругозор и уделять внимание проектам среднего размера и «инди», на них, дескать, и держится индустрия. Что ж. Необъятные просторы Steam (с недавних пор — и консольных магазинов) забиты множеством игр, и на них жалко тратить не то что деньги — время. Иной раз новинке вроде Return to Monkey Island лучше предпочесть любую из четырех старых частей, свежий «шутер под ретро» мне в минувшем году заменяли Outlaws и Jedi Outcast, в прочих случаях «любопытным» новинкам я предпочитал очень толковую Heroes of Might and Magic для PS2 либо обычные HoMM 2–4, C&C 1 и 3, оригинальные Black Mirror и Silent Hill 2.

Найти среди последних релизов что-то ценное не легче, чем среди если не крупных, то точно дорогих (для покупателей) продуктов какой-нибудь Square Enix. Она в 2022 году п(р)обила все рекорды мусорного качества. Скоропостижно скончавшаяся Babylon’s Fall (сервисная игра, не прожившая и года), чудовищные Stranger of Paradise, Valkyrie Elysium и Star Ocean: The Divine Force — вот неполный список поделок, выпущенных издателем за минувшие 12 месяцев. В 2023-м он не намерен сбавлять обороты, судя по Forspoken. Неудивительно, что лучшие его работы в 2022-м — ремастеры (зачастую тоже халтурные) вроде Tactics Ogre: Reborn.

Среди по-настоящему новых «середнячков» (т. е. игр в категории «еще не ААА, уже не инди») выделить мне тоже особенно некого. Например, The Guild 3 не оправдала скромных ожиданий фанатов экономических стратегий. Как часто это бывает в последнее время, современным разработчикам трудно раскрыть секреты древних мастеров и сделать нечто хотя бы приблизительно копирующее игры давно минувших лет. Old World, добравшаяся до Steam в 2022 г., — пример другого рода, когда вроде бы новая идея на деле уступает своим «узкоспециализированным» коллегам. Разумеется, со мной кто-то не согласится, однако пары часов в ее компании оказалось достаточно, чтобы вернуться в Civilization 5 и 6, Crusader Kings 2 и 3, а саму Old World (вместе с The Guild 3) навсегда удалить из памяти. Как компьютера, так и своей собственной.

Что-то кончается, что-то начинается

Окинув взглядом названия игр в 2023 году, можно подумать, что он намного лучше предшественника. В январе EA уже успела отметиться удивительно толковым ремейком Dead Space. Пускай игра в чем-то сильно изменилась (например, привычная кроваво-ржавая палитра уступила место чему-то более традиционному для фантастических боевиков), авторы Star Wars: Squadrons умудрились повторить, а может даже и превзойти достижение создателей Resident Evil 2 (Remake). Будут ли успешны остальные высокобюджетные хорроры, которые предположительно выйдут в ближайшие 11 месяцев?

Меньше всего опасений у меня насчет Resident Evil 4. Просто потому, что ремейки Resident Evil 1, 2 и 3 говорят сами за себя.

Есть надежда на Alan Wake 2. Remedy обычно веников не вяжет. Разве что с прошлогодней CrossfireX финны оплошали. Там, видимо, сколько им заплатили — на столько и сделали. Причем почерк финнов заметен.

Ремейк Silent Hill 2 вызывает определенные вопросы, так как Bloober Team всегда занималась «ужастиками» помельче. И присутствие людей из старой команды еще ничего не гарантирует.

Alone in the Dark на фоне конкурентов выглядит откровенным аутсайдером. Мне заранее искренне жаль, если древнюю серию постигнет очередная неудача.

А вот ремастер Fatal Frame 4 (оригинал увидел свет исключительно на Wii в Японии) наверняка не ударит в грязь лицом. Отнюдь не хит на все времена, проект выделяется на фоне коллег по цеху уникальной атмосферой и тягучим игровым процессом. Подобного хватало в первую очередь на PS2 20 лет назад — и почти не осталось в наше время.

Смотреть галерею скриншотов Fatal Frame: Mask of the Lunar Eclipse

Будут ли в этом году хорошие шутеры — пока не известно, но два проекта, где стрельба от первого лица играет ключевую роль, выйти должны. Речь, естественно, о долгостроях Atomic Heart и System Shock. На Atomic Heart я не рассчитываю по той причине, что ее выдающееся качество на уровне BioShock (выбирайте часть по вкусу) или современной Doom было бы чудом, однако в чудеса я не верю. Ремейк System Shock же так часто достигал этапа «вот-вот уже буквально через полгода выпустим», что несколько наивно ожидать чего-то большего, нежели эпического провала уровня Underworld Ascendant.

Опасения совершенно иного рода вызывает Baldur’s Gate 3. Я вижу в ней не Baldur’s Gate, а новую Divinity — сколько бы не играл и не всматривался. Обе Original Sin, при всем уважении к дилогии, мне всегда казались во всех смыслах иными, чем мои любимые Baldur’s Gate. Одно только добавление в игру пошаговых боев делает ее совсем не такой, какими были восхитительный оригинал и его великолепный сиквел. Я искренне надеюсь, что релизная версия сумеет мне объяснить, почему игру назвали именно Baldur’s Gate. По-моему, Throne of Bhaal поставила жирную точку в этой эпопее.

Смотреть галерею скриншотов Baldur’s Gate 3

Но главными некромантами года станут не Свен Винке и Larian, а некие смельчаки, решившие оживить Gobliiins и Simon the Sorcerer. Насколько перспективны эти попытки возродить древние и неизвестные современной аудитории адвенчуры — не понятно. Тем не менее посмотреть на них столь же интересно, как и на новую работу четы Уильямсов, пробудившихся от 23-летней спячки, — Colossal Cave.

В остальном все ожидаемо: Bandai Namco занята очередным ремастером Tales of, Relic пытается доказать, что есть еще порох в пороховницах, с помощью Company of Heroes 3 (по иронии судьбы лично я больше жду Homeworld 3 от Blackbird Interactive), Respawn готовит сиквел Fallen Order, Triumph совершенно внезапно продолжает фэнтезийную линейку Age of Wonders, Capcom и Blizzard разрабатывают дежурные выпуски Street Fighter и Diablo. Где-то там еще вызревает Xenonauts 2 — настоящая X-COM по лекалам из далекого прошлого для тех, кто плевался от последней работы самого Голлопа.

«Дочки» Koei Tecmo, помимо Fatal Frame, выпустят еще три игры в течение полутора месяцев. В их числе — подозрительно смахивающий на Nioh «соулслайк» Wo Long про древних китайцев. Второй проект — клон Monster Hunter от Omega Force для EA под названием Wild Hearts. У родителей бесконечных «musou» опыт с играми про охоту есть, советовать я их бы не стал. По скриншотам, видео и демо (в случае с Wo Long) не очень понятно, почему у японцев так резко подорожала разработка, что они хотят по 70 евро за экшены, которые и на прошлом поколении выглядели бы средне. Впрочем, та же Wo Long будет в Game Pass и покупать ее (во всех смыслах) торопиться не стоит.

И лишь маленькая Iron Tower Studios корпеет над совершенно оригинальной RPG Colony Ship. Я слежу за ней с момента анонса. Она должна покинуть ранний доступ во второй половине нынешнего года. Уже по одним скриншотам (и ранней версии) видно, какой гигантский скачок совершила команда в плане графики — в отличие от The Age of Decadence, Colony Ship в уродливости точно не обвинить. Да и концепция мира в рамках видеоигр свежа и оригинальна. Это, вероятно, единственная игра 2023 года, не являющаяся сиквелом, ремастером или ремейком, в которой я уверен. Мы к ней еще обязательно вернемся отдельно — и не раз.

Смотреть галерею скриншотов Colony Ship

После Fallout 4 я не верю в Starfield, мне не нравятся ролики Redfall (кажется, Arkane опять не в силах внятно объяснить для кого конкретно и что именно она делает), и в целом новости из стана Microsoft не внушают оптимизма. Одной рукой предлагая десятки миллиардов долларов за Call of Duty, другой она увольняет тысячи сотрудников, в том числе из игровых студий. Avowed, Hellblade 2, The Outer Worlds 2 и тем более всякие Fable — поверю в них, только когда увижу в продаже.

В прошлом году, напомню, Microsoft отметилась лишь игрой уровня красочной «инди» Pentiment плюс еще чем-то, что не заслуживает упоминания. Главные релизы издателя в январе 2023-го — внезапная Hi-Fi Rush, взявшая свое за счет эффекта неожиданности, а не какого-то неслыханного уровня качества, переиздание GoldenEye 007 (удивительно, что Nintendo поделилась таким сокровищем!) с лицом Пирса Броснана из пяти полигонов и ремастер Age of Empires 2 1999 года для консолей Xbox (!!!). Наиболее увлекательной из трех ожидаемо оказалась последняя, хотя в самых жарких миссиях сюжетных кампаний Age of Kings с геймпадом приходится туго.

У Sony год прошел куда мощнее. Удалось, например, в третий раз продать публике The Last of Us. Spider-Man 2, как и вся остальная супергеройская братия, меня не впечатляет — мне и первые полтора показались не особенно интересными. Ремейк Knights of the Old Republic? Он пока вообще не похож на игру, которая когда-нибудь выйдет.

Nintendo в начале года пообещала Pikmin 4, следующую The Legend of Zelda и повторила трюк Microsoft и внезапно выстрелила ремастером Metroid Prime (по легенде, это одна из лучших игр на свете, но это не точно, ведь GameCube была непопулярной платформой, а Metroid Prime Trilogy для Wii трудно было найти в продаже). В планах на ближайшие месяцы — гора переизданий: три части Etrian Odyssey, Ghost Trick (обязательно ждем!) и проч. Обращает на себя внимание HD-переиздание малоизвестной дилогии Baten Kaitos: Bandai Namco готова на все, лишь бы не выпускать ремастеры культовой в кругах ролевиков «японского» типа трилогии Xenosaga.

Конечно, если хочется новенького, то всегда на горизонте множество инди-проектов, прежде всего — RPG и тактик, что способны «выстрелить», однако до премьеры и без демо / ранних версий судить об их качестве невероятно сложно. Разве что приходит на ум демка Ash of Gods: The Way… она отбила всякое желание ждать игру. Тем более что и оригиналу было далеко до The Banner Saga… Писать-то «правильные» слова для фанатов Baldur’s Gate, Fallout 2, Ultima и <вставьте название своей любимой RPG 1990-х или 2000-х> все давно научились, делать правильные игры — нет.

Поэтому при кажущемся обилии заметных релизов в 2023 году я по-настоящему жду Colony Ship (ведь это игра от авторов The Age of Decadence), Homeworld 3 (первые две и аддон уникальны, последняя часть тоже хороша, а полноценная третья не должна стать обычной «обвели рамочкой — и в бой»), Baldur’s Gate 3 (даже если это будет не Baldur’s Gate, перед нами все равно RPG от современной Larian) и Alan Wake 2Remedy почти никогда не разочаровывает. Очень надеюсь, что я крупно ошибаюсь, а год окажется намного лучше и подарит нам охапку приятных сюрпризов.