Рецензия на Gamedec

Автор: SNOR

Если игровой мир не уступает настоящему, то в чем, собственно, разница? Стоит ли воспринимать рукотворную реальность как нечто второсортное? И так ли реально все то, что мы таковым считаем? Gamedec с порога задает философские вопросы, ведь в ее “киберпанковском” будущем граница между настоящим и виртуальным истончилась. Специальные костюмы обеспечивают полное погружение в цифровые дали, которые позволяют и отдыхать с размахом, и деньги зарабатывать. Например, вести заковыристые расследования…

Концептуально творение польской Anshar Studios схоже с Disco Elysium — это детективная “разговорная” RPG, не обремененная отдельной боевой механикой. И в основе у нее тоже лежит литературный первоисточник – одноименная серия книг Марцина Пшибылека.

“Пластмассовый мир победил…”

Разработка: Anshar Studios
Издание: Anshar Studios
Жанры: RPG/Isometric/3D
Похожие игры: Disco Elysium
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Варшава, XXII век. Мегаполис тянется ввысь: непомерно громадные небоскребы, связанные площадками-переходами, уходят куда-то в стратосферу, не разрушаясь благодаря протянутым из космоса сверхпрочным тросам. Могущественные ИИ контролируют все вокруг и милостиво позволяют операторам за ними “присматривать”. Перенос человеческого сознания в цифровую среду — уже давно пройденный этап, корпорации спонсируют разработку смоделированных личностей, эдаких “друзей на заказ”. Их офисы, само собой, расположены повыше, где видно небо. А жители Нижнего города этой роскоши лишены, их удел — мрачные трущобы, кое-как освещенные неоновыми вывесками.

Другое дело, что так называемым “реалиумом” футуристическая Варшава не ограничена. Для поиска красот всегда есть сеть — там и закаты зрелищнее, и солнце теплее, да еще кругом эльфийки в соблазнительных бронебикини. Виртуальные технологии достигли невероятных высот — нарисованные просторы не отличить от настоящих, а костюм и шлем обеспечивают любые виды сенсорных ощущений. Масштабные онлайн-проекты на любой вкус, немыслимые в реальности спортивные состязания и шоу — “виртуалиумы” стали неотъемлемой частью жизни, множество людей проводит в них большую часть времени. Но множество людей неизбежно провоцирует множество “естественных”, не заданных алгоритмами проблем. Из-за них и нанимают “геймдеков” — частных сыщиков, привыкших работать в искусственных вселенных.

Такие профессионалы разыскивают хакеров и коварных “троллей”, следят за нужными людьми, раскрывают всяческие махинации… В общем, делают почти то же самое, что и обычные детективы, только в виртуальной среде с ее неповторимой спецификой — “баги”, квесты, внезапные перевоплощения. Геймдек не обязан быть талантливым программистом или знатоком конкретной игры — ему значительно важнее аналитически мыслить и понимать людей. Главный герой (пол и внешность произвольные) наделен необходимыми качествами, но нынешняя череда заказов все равно нервирует массой подозрительных неясностей.

Эти сомнительные заказы мы и будем разгребать, последовательно перескакивая из одного причудливого виртуалиума в другой. Нацепив шлем, детектив исследует симпатичную изометрическую округу, подслушивает беззвучные разговоры, сам расспрашивает игроков и NPC, ищет подозрительные “глюки” — короче говоря, собирает информацию. А затем с помощью дедуктивного метода приходит к каким-нибудь выводам и идет по вычисленному новому следу.

Смотреть галерею скриншотов Gamedec

Дабы мыслительный процесс был нагляднее, присутствует специальное меню дедукции. Оно показывает текущие важные вопросы, добытые данные и возможные ответы — поразмыслив, надо подобрать один к каждому вопросу. Все это подразумевает нелинейность, и в игре она есть… только отнюдь не того уровня, который поневоле ждешь после разветвленных “дедуктивных” схем. Таких несоответствий в Gamedec полно — она хочет выглядеть солидно, однако условный “смокинг” великоват и неважно сидит.

Встроенная энциклопедия на глазах распухает от громадных текстовых полотен. К персонажам, о существовании которых забываешь через две минуты, прикреплены длинные записи разговоров и документы. Всякие достижения прогресса и явления подробно расписаны в статьях, стилизованных под интервью и подкасты. Придуманный Пшибылеком мир — весьма комплексная штука, и поэтому его затруднительно целиком утрамбовать в 15-часовое приключение. А разработчики, судя по всему, пытались… Да, мы поглядим на роботов с “пересаженными” человеческими сознаниями, кибердухов и созданных учеными фантомов, побываем в уютном корпоративном офисе и в дешевом баре, характерном для нижних варшавских этажей. И никакого впечатления все это не произведет, поскольку роли у подавляющего большинства “диковинок” сугубо функциональные. Gamedec трещит по швам от обилия идей, при этом не желая их раскрывать — упомянуты, и ладно.

Смотреть галерею скриншотов Gamedec

Не красят ее и сетевые похождения, выведенные в центр повествования. Как ни странно, геймеры XXII века сутками сидят… в унылейших “гриндилках”, скроенных по старинным лекалам. Бравый геймдек основательно изучит три виртуалиума. “Урожай” — игра про фермерское хозяйство на Диком Западе с адской монетизацией: нужно растить овощи и вытаскивать из них ценный “лут”, а без премиум-аккаунта хорошее барахло толком не выпадает. “Закон рыцаря” — кондовая фэнтезийная MMORPG, где великие бойцы создают кланы и воюют за что-то там, не забывая в свободное время выполнять задания типа “собери 5 корней женьшеня”. Более-менее адекватно выглядит только “Мир порока”, жестокая “песочница” 18+, посвященная экстремальному сексу и убийствам. И о ее прелестях вы узнаете разве что из энциклопедии — гуляя по типичному американскому даунтауну и общаясь с народом, трудно поверить, что тут регулярно происходят из ряда вон выходящие вещи.

“Виртуальность” авторы используют вовсю: дают взламывать запертые двери “читами”, находить в коде полезные ошибки, менять облик, разок даже предстоит спастись из жутковатого плена зацикленной игровой сцены. Неплохо, но и восторгаться нечем — возможностей мало, хоть технических, хоть обычных. Камерные масштабы не обернулись для Gamedec насыщенностью, она крайне скупа и на любопытные детали, и на варианты действий. Тут блеснул эрудицией, там показал кулак — и все, “элементарно, Ватсон”. Порой всплывают диалоговые “дуэли”, требующие обстоятельнее убеждать собеседника, однако это огромная редкость, и до аналогичных развлечений из, скажем, Deus Ex: Human Revolution им очень далеко.

Смотреть галерею скриншотов Gamedec

Поведение героя влияет на его развитие. Ругаясь, очаровывая и делая выводы, мы зарабатываем разноцветные очки психотипа. Красные символизируют решительность, зеленые — эмпатию, синие отвечают за аналитические способности, желтые — за творческие. Их положено тратить на новые черты-“профессии”. Увы, оригинальная “прокачка” довольно куцая. В сущности, она содержит четыре коротеньких направления: компьютерщик, медик, харизматичный болтун и “чисто конкретный” знаток уличных нравов. Об узкой специализации речи не идет, как и о глубоких раздумьях над самосовершенствованием — здесь зачастую спонтанно приобретаешь что-то совсем постороннее, когда выигрышная фраза манит, а нужный “перк” отсутствует.

Жаль, что люди, к которым разносторонний геймдек лихо подбирает “ключики”, предстают именно запертыми картотечными шкафами с информацией. Центральные действующие лица чересчур поверхностны, об остальных нечего и говорить — абстрактные препятствия на пути к цели. История и в целом слабая. Игра худо-бедно осиливает подачу детективных эпизодов, а потом на свет выползает Великая Тайна, и наскоро возведенный сюжетный фундамент попросту не выдерживает ее веса. Неувязки позаимствованной из книг вселенной и скромная вариативность — не катастрофа, но убогий сценарий гробит Gamedec с концами.

Смотреть галерею скриншотов Gamedec

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Озвучки нет в принципе, а вот с текстом беда. Даже после “заплаток”, нацеленных непосредственно на локализацию, в нем видны непереведенные куски и технические “хвосты” наподобие была ((был) Gender);. Хотя это не самое страшное. Куда хуже – нехватка литературной обработки. Коряво сформулированные предложения постоянно заставляют морщить лоб и плохо передают эмоциональный заряд — явных ошибок вроде и не видно, а читать тяжело.

* * *

Согласно Gamedec, Star Citizen в XXII веке все еще не вышла, так что и отправляться туда незачем — остальные игры будущего определенно не заслуживают внимания.

Оценка Riot Pixels64%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-3570/FX-8140
8 Гб памяти
GeForce GTX 760/Radeon R9 270
17 Гб на винчестере

Core i7 4770k/Ryzen 5 1500X
16 Гб памяти
GeForce GTX 1060/Radeon RX 580
17 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Gamedec
Author Rating
41star1star1star1stargray