Рецензия на Conarium

Автор: SNOR

Судя по всему, сотрудники Zoetrope Interactive очень высоко ценят книги Говарда Лавкрафта. Все три их работы связаны с мифологией Ктулху: две части серии Darkness Within повествовали о некоем детективе, плавно съезжающем с катушек при расследовании деятельности древнего культа, а новый проект, Conarium, вообще целиком основан на романе “Хребты безумия”. Нет, дословной “игровой экранизацией” его не назовешь – авторы все же рассказывают собственную историю, случившуюся через какое-то время после книжных событий. Но это определенно произведение “по мотивам”, преисполненное глубочайшего пиетета к оригиналу.

Однако как бы турецкая студия не обожала творчество знаменитого писателя, нынешнее признание в любви вышло на редкость неуклюжим – словно у чрезвычайно робкого юноши, который впервые дарит однокласснице открытку на день святого Валентина.

Сокрытое во льдах

Разработка: Zoetrope Interactive
Издание: Iceberg Interactive
Жанры: Adventure/Horror/1st Person/3D
Похожие игры: Darkness Within 2: The Dark Lineage, Layers of Fear, The Park
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Как и “Хребты безумия”, Conarium рассказывает о злоключениях исследовательской экспедиции, столкнувшейся в Антарктиде с чем-то неведомым и чудовищно ужасным. Выяснять, что же это было, ее участнику Фрэнку Гилмену предстоит долго, а многих деталей он так никогда и не поймет. Собственно, как и любой игрок, для которого знакомство с фантастическими мирами Лавкрафта ограничено фразой “Ктулху фхтагн!”. Conarium явно рассчитана на человека “в теме” и регулярно забывает объяснять происходящее непосвященным. Само собой, впечатление это портит капитально – промахи такого рода характерны для всяких убогих “фанфиков”, не имеющих никакой самостоятельной ценности, и дико смотрятся в серьезном хорроре, будь он хоть двадцать раз “созданным по мотивам”.

Впрочем, поначалу-то немудрено пребывать в недоумении. Фрэнк очнулся в одном из помещений научной станции Упуаут, служившей ученым постоянной базой. В памяти зияют внушительные провалы, голова трещит, на руке странная перчатка с датчиком, рядом мерцает еще более странный агрегат, причем мигрень накатывает в такт его мерцанию. Вокруг – ни души, все коллеги куда-то испарились, хотя их вещи лежат на своих местах, а снаружи завывает жуткая буря. Превозмогая паршивое самочувствие, герой идет исследовать округу и искать пропавших, но чем дальше он забредает по линейному пути, тем меньше остается надежд на хороший исход. Первая экспедиция в эти края, описанная в “Хребтах безумия”, не из пустой прихоти так тщательно скрывала добытую информацию: пещерный город, в незапамятные времена построенный гостями из космоса, таит в себе запредельную опасность.

Смотреть галерею скриншотов Conarium

Нам, правда, насильственная смерть не грозит. Авторы старательно избегали привычных “хоррорных” приемов: тут почти нет ни агрессивных врагов, ни громких звуков, ни прочих прямолинейных способов давления на нервы. Издавать зловещие шорохи и внезапно взвизгивать над ухом попросту некому – Фрэнк совсем один, и навещают его лишь мутные видения и возвращающиеся воспоминания. Однако Conarium – не чистокровный “симулятор ходьбы”. Как и схожая по концепции Layers of Fear, она нередко дополняет свой рассказ головоломками.

Особо сложных среди них нет, и даже если застрять на каком-нибудь неочевидном месте, верный дневник всегда подскажет выход. От нехитрых задач “найди такой-то предмет и вставь в нужное место”, порой муторных из-за неприметности ключевого барахла, игра постепенно переходит к настоящим “пазлам”: например, с подбором правильных радиоволн или наладкой приборов, принадлежащих давно сгинувшим пришельцам. Находить решения не слишком занятно, но вообще загадки в какой-то мере работают на атмосферу – создатели, к счастью, не стали доверху заполнять руины глупыми ребусами, а отдельные моменты действительно неплохи. Вычерчивая хитрый узор на своеобразном инопланетном аналоге сенсорного экрана, вполне можно поверить в абсолютную чуждость обитавшего в пещерах народа.

Смотреть галерею скриншотов Conarium

Способствует этому и картинка. Нет, внешне Conarium не идеальна: “мыльными” эффектами сильно злоупотребляли, разбивание непрочных перегородок топором часто приводит к странным коллизиям, да и размноженных под копирку элементов многовато. И все же мрачные коридоры, гробницы и залы заброшенного города эффектны. От исписанных замысловатыми фресками стен, жутковатых каменных изваяний и агрегатов неизвестного назначения ощутимо веет затхлостью и бедой, а самое главное – они выглядят совершенно нечеловеческими, именно в том самом, “лавкрафтовском” духе. Жаль, произошедшую здесь когда-то трагедию толком не затрагивают.

Конечно, знакомым с “Хребтами безумия” игрокам прекрасно известно, что стряслось с антарктическим поселением так называемых Старцев, но нельзя же в таких важных вопросах рассчитывать на другие произведения. Проигнорируй разработчики эти предания глубокой старины в пользу какой-то собственной версии, это не вызывало бы вопросов, однако Conarium упрямо следует “канону”. Только вот упоминает его максимально поверхностно, обходясь парой фраз да короткой галлюцинацией. А ведь насколько интереснее было бы гулять по местам “с историей”, складывать по кусочкам картину случившейся катастрофы… Увы, в этом плане развалины пусты, если не считать оставленных для фанатов невнятных намеков, потому и ходить по ним быстро наскучивает.

Смотреть галерею скриншотов Conarium

Да и в целом история Гилмена и его товарищей плохо удерживает интерес. Конечно, она посвящена излюбленным темам Лавкрафта: тут и потихоньку настигающее героя сумасшествие, и боязнь неизведанного, и трагические судьбы людей, столкнувшихся с непостижимыми и безжалостными силами, и секреты, которым лучше бы вечно пребывать во тьме… Но из-за неважного исполнения все это работает вхолостую – тексты и редкие диалоги по рации очень слабы, а на симпатичных локациях и нудноватых “пазлах” далеко не уедешь. Тайны? Вы их все равно не разгадаете. Страх? Conarium не в состоянии напугать ничем; даже когда герой окончательно теряет связь с реальностью, переставая различать явь и галлюцинации, никакого волнения не испытываешь. Ужаснуться незавидной участи исследователей и то не выходит. На развитие персонажей наплевали, и в результате нам на них тоже глубоко наплевать. В том числе и на Фрэнка – финальный выбор, определяющий его дальнейший путь, впору доверить монетке.

* * *

Чересчур сложный материал в не самых умелых руках.

Оценка Riot Pixels60%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3/Athlon x2 64 3,6 ГГц
6 Гб памяти
GeForce GTX 480/Radeon HD 5850
8 Гб на винчестере

Core i5-4690K/FX-9370 3,5 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 960/Radeon R7 370
8 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Conarium
Author Rating
31star1star1stargraygray