Рецензия на Vagrus: The Riven Realms

Автор: SNOR

Изуродованная давним катаклизмом пустыня не ведает жалости. Даже бывалым путникам нелегко отыскать в ней еду и воду — мрачные, будто выжженные ландшафты крайне скупы на такие подарки. В песках рыщут голодные хищники, демонические твари и стада восставших мертвецов. Жуткие магические аномалии, веками собирающие кровавую дань, никак не удается исследовать — очевидцев они почти не оставляют. А в пронзительных завываниях ветра порой отчетливо слышны потусторонние голоса… И все же люди живут здесь — работают, воюют, строят бизнес. Потому и не иссякает спрос на услуги отчаянных караванщиков, готовых с грузом преодолевать сотни километров по гиблым краям.

Vagrus: The Riven Realms — суровый и натуралистичный “симулятор” такого каравана. Это обширная “пиратская” RPG с текстовыми приключениями, странствиями и будоражащей свободой. Очень похожая на Sunless Sea и Sunless Skies, только без “рогаликовых” традиций. И заметно поближе к земле — во всех смыслах сразу.

Скитальцы пустоземья

Разработка: Lost Pilgrims Studio
Издание: Lost Pilgrims Studio
Жанры: RPG/Pirate-Privateer-Trader/Turn-based/Top-down/2D
Похожие игры: Sunless Sea, Sunless Skies, A House of Many Doors
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC

Когда-то, больше тысячи лет назад, мир был более благоустроенным и приятным местом. Огромная теократическая Империя, изрядно напоминающая Древний Рим, занимала значительную часть континента и купалась в достатке. Естественно, как и римская, она через какое-то время зашаталась под собственным весом. Пытаясь удержать власть, правители рьяно взялись карать, притеснять, порабощать и истреблять. Согласно легендам, сами боги, во имя которых творились бесчисленные злодеяния, не выдержали и обрушили на Империю свой праведный гнев. А увидев, к чему это привело, — устыдились и навсегда покинули покореженную, усыпанную трупами, непоправимо сломанную реальность.

Однако масштабная и неразборчивая небесная кара убила не всех. И в конце концов потомки немногочисленных выживших худо-бедно адаптировались к “дивному новому миру” с его кристаллическими лесами, чудовищами, мутациями и прочими кошмарными явлениями. Сквозь разрывы в истончившейся ткани вселенной сюда протиснулись некие сверхъестественные сущности, и их стали почитать как богов. На обломках постепенно выросли новые государства — в том числе и Новая Империя, эдакое отражение предыдущей в кривом и грязном зеркале. Ее-то просторы нам и предстоит бороздить, подгоняя вьючных животных.

Смотреть галерею скриншотов Vagrus: The Riven Realms

Оригинальная фэнтезийная античность щеголяет темными тонами, изобретательно смешивая эльфов и магию с центурионами, гладиаторами и неожиданно уместными восточными мотивами. Нынешний вариант Империи прогнил куда основательнее настоящего Рима, да и постапокалиптическая разруха не добавляет ему очарования. Кругом рабство, коррупция и преступность, церкви нескрываемо злобных богов и торговые дома воюют за влияние с мафиозными группировками, нищета низов контрастирует с запредельным шиком верхов. За воротами городов и поселков раскинулась пустошь — сотни километров ужасных проклятых земель. Чтобы путешествовать по ним, нужен целый караван, или, как их тут называют, comitatus. А управляет им vagrus — владелец, менеджер и командир в одном лице.

Подобно “викторианским” творениям Failbetter, Vagrus не навязывает какую-то главенствующую сюжетную линию. Вручив начинающему страннику вожжи недавно осиротевшего каравана, она предлагает дергать их по своему усмотрению — свободно водить его по диковинному и жестокому миру, наполненному опасными приключениями и любопытными историями. Игра позволяет выбрать глобальную цель-“амбицию”, заоблачное богатство либо всемирную славу, — или обойтись вовсе без высоких устремлений, сделав дорогу бесконечной. Как именно преуспеть в нелегком промысле, мы тоже решаем сами. Можно нырнуть в моря вольной коммерции. Можно превратить comitatus в лихую бригаду наемников и резать тех, кто неугоден заказчикам. Можно добывать полезные ископаемые, служить домам-корпорациям или грабить их конвои, доставлять грузы и пассажиров… А еще, например, выпивать с напыщенными аристократами и принимать предложения подозрительных типов, найденных в захудалой таверне на задворках. Проблем с подачей таких моментов у игры нет — пошаговые скитания по карте и сражения дополнены существенным количеством текста.

Смотреть галерею скриншотов Vagrus: The Riven Realms

Впрочем, свободу изрядно ограничивают бытовые трудности. Караван, как-никак, мудреный комплексный механизм: верховые животные и тяжеловозы, солдаты, разведчики, рабочие, руководители-“офицеры”, пригодятся и невольники, если морально-этические соображения вас не беспокоят. Эту ораву предстоит кормить, оплачивать каждый день труд свободных людей, да еще поддерживать всех в тонусе и хорошем настроении, снимая дорогие комнаты отдыха на постоялых дворах. Даже просто сохранять бизнес на плаву в Империи нелегко. Необходимо следить за состоянием подчиненных, вдумчиво прикидывать маршруты, держать в голове возможные напасти, не рисковать попусту и зачастую выбирать следующий пункт назначения по принципу “двинем туда — хоть что-то заработаем”. А пара-тройка неудачных рейсов легко могут привести предприятие на грань катастрофы.

Подход к экономике в целом серьезный. В разных городах — разные производства и потребности, причем мудрый купец должен подолгу изучать колонки цифр, высматривая более-менее заметные отличия в ценах, щелкать калькулятором и филигранно отмерять расходы на путешествия. Динамика у цен, правда, ограниченная. Они меняются только от наших непосредственных действий в области купли-продажи, со временем откатываясь назад, — так игра побуждает искать новые торговые горизонты. Хотя при желании всю эту мороку нетрудно игнорировать — здесь полно поручений в духе “отвези два ящика товара X в точку N”, которые вдобавок влияют на отношения с крупными фракциями.

Смотреть галерею скриншотов Vagrus: The Riven Realms

В самих странствиях хлопот тоже невпроворот. На монументальном тракте, оставшемся со времен старой Империи, караулят путников государственные сборщики пошлин. В глуши можно встретить бандитов, стаю злобных зверей или что-нибудь похлеще. Не менее страшный противник — сама пустошь и ее внушительные расстояния. Желательно рассчитывать движение каравана так, чтобы у народа оставались силы на охоту и собирательство, ведь чем больше еды мы тащим с собой из города, тем меньше в повозках места для ценных товаров. Разведчиков, естественно, дают послать в разведку — мало ли, что там, за холмом. В негостеприимных регионах нужна усиленная охрана лагеря — тоже расход очков действий. Да, можно приказать людям работать после длинного марша и даже гнать вперед по ночам, но тогда они начнут уставать, и через пару дней переходы станут ощутимо короче. А цель еще далеко, кругом враги, провианта мало…

Небольшая ошибка в планировании способна быстро обрасти ворохом жутких последствий. Вот, скажем, караван закупил немного меньше припасов, надеясь добыть их по пути. Однако местность оказалась совсем безжизненной, и охотники раз за разом приходят с пустыми руками. Мы урезаем рацион — и вскоре уже не можем поддерживать прежний темп. Сворачиваем с маршрута в сторону какой-то деревни и идем к ней два дня в надежде купить еды. Недовольство в команде растет. Добираемся до рынка и понимаем, что вожделенный поселок — редкостная дыра; съестного в продаже почти нет, каждый второй житель норовит что-то украсть из повозок. Отбиваемся от воров, потеряв часть груза, спешим обратно, а на следующий день озверевшие от голода рабы поднимают восстание. И пусть бунт был успешно подавлен, предельно ослабленный comitatus уже не в силах дать отпор появившейся из ниоткуда орде головорезов…

Смотреть галерею скриншотов Vagrus: The Riven Realms

Сражений в Vagrus два вида. В предельно условных стратегических мы руководим всем караваном: каждый раунд решаем, кто пойдет в бой и отдаем приказы вроде “построить баррикады”, затем бросаем кубик — на шансы влияют параметры армий, зависящие от численности и состояния, и предпринятые заранее действия. Масштабные столкновения не назовешь по-настоящему интересными, по большому счету все решает количество солдат, зато они создают атмосферные ситуации — “составили повозки в круг, отбивались как могли, потом торжественно казнили пленных”. Тактические битвы более традиционны — они требуют управлять компаньонами, выбирая подходящие умения и закрывая стрелков крепкими громилами. Вот тут без размышлений не обойтись, а цена ошибок велика — сильно израненного персонажа надо потом лечить неделями, расходуя дорогие медикаменты.

Само собой, опытной команде превозмогать обстоятельства проще. Путешествуя, выполняя задания и добывая новую информацию, comitatus получает очки “озарения”, которые можно потратить на развитие спутников и самого героя. Ролевая часть обширная, с кучей навыков и черт — от разных способов убеждения до лекарского дела и выживания в пустыне. У лидера вдобавок есть особые “командирские” умения — например, воодушевить упавших духом сотрудников, поднять на ноги изрубленного товарища или проявить смекалку, улучшив вероятность прохождения какой-нибудь проверки.

Смотреть галерею скриншотов Vagrus: The Riven Realms

Проверок немало, как и текстовых эпизодов вообще — мы вольны и со спутниками болтать, и котят с деревьев снимать, и драки в барах устраивать. Vagrus не может похвастать изобилием и замысловатой переплетенностью историй Sunless Skies, но присутствующие сюжеты вполне увлекательны и неплохо изложены. Разве что с описательными полотнами авторы перебарщивают — здесь прекрасные стильные иллюстрации, стоило бы чаще полагаться на них.

* * *

Vagrus порой излишне давит цифрами — ее замороченный менеджмент отвлекает внимание от текстов. Но очарование мрачного мира вымерших пустынь все равно неоспоримо.

Оценка Riot Pixels81%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon x2
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
5 Гб на винчестере

Core i5/Phenom 2 x4
8 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
5 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Vagrus: The Riven Realms
Author Rating
51star1star1star1star1star