Рецензия на Starfield

Обзор StarfieldАвтор: SNOR

Творчество Bethesda издавна славилось свободой и замечательным исследованием огромных миров. Такова серия The Elder Scrolls, такими — пусть с оговорками — стали Fallout, попав под крыло Bethesda. И Starfield, ее новый проект с самостоятельной вселенной, естественно, выполнен в той же манере. Очевидные мысли «да это же Fallout 4 в космосе», в общем-то, вполне соответствуют действительности. Парадоксально: запихнуть туда характерный для студии размах оказалось нелегким делом.

Звездная пыль

Разработка: Bethesda Game Studios
Издание: Bethesda Softworks
Жанры: RPG/1st Person/3rd Person/3D
Похожие игры: Fallout 3, Fallout 4, The Elder Scrolls (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа (для рецензии): PC

На дворе 24 век — футуристичный, с межзвездными перелетами и мегаполисом в системе Альфы Центавра, хоть и далекий от высоких технологий Mass Effect. Где-то в наши дни Земля начала терять атмосферу, превращаясь в мертвую, непригодную для жизни пустыню. Бедствие заняло около ста лет, примерно тогда же изобрели «гравитационные двигатели», то бишь гиперпространственные прыжки. Недоступные прежде звезды оказались совсем рядом, и люди спаслись, наплодив колоний в десятках далеких систем. Теперь этот громадный сектор космоса так и называют — Заселенные Системы. По-настоящему освоены, само собой, не все.

За минувшие столетия там возникли государства и терки между ними. Старейшее, Объединенные Колонии, образовалось вскоре после исхода с Земли. Могучая республика с жесткой централизованной властью норовит распространить свое влияние на весь обитаемый космос, печаля независимых поселенцев, почти как НКР из Fallout. Уравновешивает ее амбиции Содружество Свободных Звезд, конфедерация с либертарианскими устоями. На ее территории процветает свобода, а еще — социальное расслоение, коррупция и вседозволенность для богатых (за все хорошее, как известно, надо платить). На обочине противостояния «Севера с Югом» (аналогия с историей США чересчур явная) притаилась третья сила, теократический Дом Ва’рун. О нем известно мало: после очередной разрушительной войны верующие предпочли изоляцию, разорвали связи с другими странами и удалились невесть куда.

Самый ужасный конфликт между Объединенными Колониями и Содружеством отгремел всего 20 лет назад. Противники до сих пор до конца не оправились. Их силы потрепаны и недоукомплектованы, множество станций, лабораторий и аванпостов на пустынных планетах заброшено. Естественно, в таких условиях подняла голову преступность: пираты из организованной группировки «Алый флот», беспринципные наемники и разнокалиберные бандиты вовсю присваивают бесхозные базы и совершают дерзкие налеты по всей округе. Бесчисленные опасности космоса, вероятно, не слишком заботили бы безвестного шахтера, дробящего породу для компании «Аргос». Но волею случая он подобрал в забое артефакт непонятного происхождения, и его жизнь кардинально изменилась.

За такими диковинами ведет охоту «Созвездие» — организация исследователей-энтузиастов, одержимых раскрытием тайн вселенной. Герою (ну или героине) суждено занять место в их стройных рядах, бороздить просторы дальнего космоса на собственном корабле, часто стрелять и активно решать чужие проблемы, добывая артефакты и пытаясь понять, что они такое. Сюжетными развлечениями досуг не ограничен. Starfield, подобно TES и новым Fallout, предлагает самостоятельно выбирать себе приключения в огромном мире — бродить по неизведанным местам, выполнять всякие поручения, встревать в авантюры.

Смотреть галерею скриншотов Starfield

Впрочем, структурно последний проект Bethesda выстроен иначе. Обычная для студии схема с одной большой картой по понятным причинам не подходила. Очевидный путь с несколькими локациями-планетами, как в The Outer Worlds, авторам тоже не глянулся — изучение необъятных космических просторов он все же передает плоховато. Вот и получилось, что огромный мир Starfield в основном создан генератором случайных чисел.

Уточню — это не настолько ужасно, как звучит. Тут великое множество рукотворных локаций: городов и поселков, космических станций, «сюжетных» баз и лабораторий, брошенных кораблей и тому подобного. Однако Заселенные Системы распростерлись на 50 световых лет во все стороны от Солнца, и буквально любую точку любой планеты или спутника (естественно, за исключением газообразных) разрешено разведать. С таким непомерным масштабом никаким рукам не совладать. Потому Starfield и рисует не очень важные места на ходу — при посадке создает вокруг корабля зону в десяток квадратных километров и заполняет ее шахтерскими лагерями, бандитскими логовами, пещерами, месторождениями минералов, странной живностью и удивительными природными феноменами.

Смотреть галерею скриншотов Starfield

Наша главная повествовательная роль — бравый исследователь непознанного. Можно сканировать аномалии, растения, животных и полезные ископаемые и потом продавать собранные данные. Другая «исследовательско-выживальная» особенность — возведение аванпостов; наковырял резаком ресурсов, поставил жилое здание и аппарат по добыче, чтобы наковырять еще. Как и возня с домиками в Fallout 4, это вещь в себе — толку никакого, минералы проще и быстрее купить в специализированном магазине, а не добывать в поте лица, да и нужны они в первую очередь все для тех же построек. Но мало ли, вдруг вы всю жизнь мечтали о собственной базе на краю вселенной. Как-то всерьез ругать местную вариацию на тему No Man’s Sky не тянет — она предельно опциональная и худо-бедно поддерживает романтику дальнего внеземелья.

Вообще, сравнивая отдельные аспекты монументального полотна Bethesda с No Man’s Sky и ей подобными, надо четко понимать — Starfield далека от «выживалок» и космосимов. Да, она дает конструировать корабли, пилотировать их и воевать среди звезд, и все же космос довольно условное пространство, почти как открытое море в самых первых «Корсарах». Лавировать среди астероидов — сколько угодно, облететь вокруг планеты, висящей перед носом, — не мечтайте. Как и сесть на нее в ручном режиме, такие вещи показывают исключительно в роликах. Долететь до соседнего небесного тела в границах системы позволено и лично… и это занимает часы, поэтому «быстрые путешествия» с загрузками наше все. Загрузок, хоть и недолгих, навалом — написанный специально для игры Creation Engine 2 вслед за прародителями выставляет «швы» напоказ.

Смотреть галерею скриншотов Starfield

И в целом Starfield недалеко ушла от предшественниц. Ее ролевая часть подражает сразу и Fallout 4, и серии TES. От первой игра унаследовала гору перков, распределенных по тематическим разделам, и получение опыта за каждый чих, от второй — необходимость использовать навыки на практике. Скажем, убить из пистолета N врагов, чтобы взять перк на улучшенное владение пистолетами. Правда, характеристик нет — чтобы заполучить более продвинутые умения, надо без затей вкладывать очки в нужный раздел. Всего их пять: физическое развитие, социальные взаимодействия, боевая подготовка, научные и технические познания. Без соответствующей способности тут нельзя даже реактивный ранец скафандра использовать, а баллы выдают по одному на уровень, так что сильно распыляться нежелательно. Дополняют портрет суперсилы — строго говоря, это все те же «крики» из Skyrim в более «фантастической» обертке. Вопреки кажущейся простоте, система получилась достаточно гибкой и комплексной, чтобы растить непохожих персонажей — хоть бесшумного ниндзя-киллера, хоть пытливого ученого-ботаника.

Смотреть галерею скриншотов Starfield

Для них припасено немало разноплановых занятий. Словно в TES, помимо основной кампании с ее охотой за артефактами присутствуют четыре большие побочные линейки квестов, связанные с профессиональной реализацией персонажа. Можно примкнуть к вооруженным силам Объединенных Колоний, нести закон и порядок в Содружестве в качестве рейнджера (почти шериф!), осваивать промышленный шпионаж во благо крупной и нечистой на руку корпорации.

Если закон вам совсем не писан, позволено пополнить ряды пиратского флота. Он интересен еще и лазейкой для «хороших парней» — к корсарам разрешено попасть в роли эдакого «копа под прикрытием», придав всей их ветке иное настроение. Как и гильдии в Skyrim, фракции не взаимоисключающие, и здесь это выглядит глуповато — уж силовые структуры государств должны бы друг другу противоречить.

Смотреть галерею скриншотов Starfield

Естественно, дел хватает и за пределами фракций. Бандитские разборки в трущобах очень «киберпанковского» города, космический спагетти-вестерн «отребье против фермерских семей», таинственный поселок клонов, гости из прошлого верхом на «корабле поколений», многоходовая интрига в шахтерской компании — таких историй тут вагон.

Дополняет картину генератор, штампующий для каждой мало-мальски заметной организации в Заселенных Системах бесконечные случайные задания — убей, принеси, спаси, укради, доставь и так далее, в зависимости от заказчика. Идея, впервые использованная студией в Daggerfall 27 лет назад, предсказуемо «не взлетела» в Skyrim, а вот для Starfield с ее процедурными далями более-менее подходит. Ну и придумывать себе развлечения самостоятельно проблемы не составляет — мы вольны бродить по этим самым далям, сканировать, изучать и строить, воевать с бандитами и добывать редкие вещи на заброшенных объектах, переделывать и коллекционировать корабли, гонять на них за пиратами или самому щипать мирных путешественников…

Смотреть галерею скриншотов Starfield

Увы, дивный мир будущего портят странные условности. В первую очередь речь, как ни странно, о масштабе — и о цене, которую пришлось за него заплатить. Пусть вместо нескольких локаций здесь бесчисленные звезды, созданного вручную «контента» не больше, чем в других играх Bethesda. И он, соответственно, размазан по непомерной площади. Вышеупомянутый вестерн, например, развернули на целую звездную систему. Да-да, все население десятка планет — три хутора. Действительно крупных мегаполисов в Заселенных Системах штук пять — размерами они чуть превосходят «райцентры» Скайрима и размещены строго по одному на планету. Конечно, это не катастрофа, но выглядит своеобразно.

На определенную «игрушечность» мироустройства накладываются крайне абстрактно представленные космические тонкости. Черт с ними, со взлетами-посадками через загрузку, да и с полетами в принципе; авторы соорудили бодрую аркаду с ворохом разных моделей, отличным видом из кокпита, вспышками лазеров и судорожным перебрасыванием энергии с двигателей на щиты. Наличие подробного (к сожалению, не особенно удобного) конструктора и вовсе делает эту часть игры одной из самых приятных. Беда не в кораблях — в скафандрах.

Смотреть галерею скриншотов Starfield

Они выглядят именно как скафандры, громоздкие и надутые, а вот по сути это скорее доспехи. Такой костюм защитит от пуль и ударов. Не даст умереть от удушья. И при этом немыслимым образом пропустит едкий газ из гейзера, от которого персонаж способен заболеть. В воде — бактериальную инфекцию. И ожог сквозь него можно получить… На мелочи вроде повышенной солнечной радиации посреди ночи и экстремально низкой температуры -17 °C тут уже просто не обращаешь внимания, благо влияние у них слабое — чуть сниженный уровень брони. И ведь не скажешь, что делали спустя рукава — агрессивные среды есть, гравитация везде разная, ход времени тоже.

Еще неприятности возникают из-за особенностей работы генератора. Безусловно, он иногда выдает шикарные виды (игра вообще выглядит очень хорошо), но заброшенные аванпосты, заводы и прочие «подземелья» из кусочков не собирает — расставляет по округе готовые. Вариантов уйма. Часов за 30 вы увидите их все. Некоторые — выучите наизусть, вплоть до расположения отдельных врагов. В какой-то мере это обоснованно — строительство в космосе утилитарное, типовые проекты и модули… Однако «день сурка» все равно огорчает, полностью от него не спастись, тем более что «рандомные» места используют и в обычных квестах.

Смотреть галерею скриншотов Starfield

Зато квесты, как правило, хорошие. Повествовательно Starfield ощутимо лучше современных Fallout — она не окружает героя идиотизмом, избегает вымученных шуток и рассказывает неплохие истории. С немногочисленными компаньонами можно крутить любовь и болтать о высоком, они нормально прописаны, умеют реагировать на события и влезать в разговоры. Порой нужно делать выбор — и даже неоднозначный. Разные пути решения проблем в наличии — классические «три У» здесь предлагают часто.

Смотреть галерею скриншотов Starfield

Практические занятия тоже не разочаровывают. Сражения бодрые, разных «пушек» полно, стрельба — слегка «деревянная» — немногим уступает той же Fallout 4. Для любителей тихих проникновений припасли изобретательные обходные пути и обычную для игр Bethesda условную скрытность. С холодным оружием, правда, авторы схалтурили — его мало, механика не шибко удобная, под занавес всплывают проблемы с балансом. Но и с клинком вполне можно наводить шороху, если уж есть желание чувствовать себя рыцарем-джедаем или, скажем, страшным пиратом-абордажником.

И Starfield позволяет это чувствовать, создавая нужную атмосферу вопреки неувязкам. В ней, как и в номерных TES, хочется жить: часами цеплять на корабль новые детали, разглядывать звезды, сидя за штурвалом, сканировать жуков в кустах, строить карьеру… Да и основной рассказ в кои-то веки неплохой. Он увлекателен, адекватен и в меру драматичен, вдобавок в него умудрились изящно вписать революционную для Bethesda «новую игру +». Перепройти действительно тянет.

Смотреть галерею скриншотов Starfield

***

Starfield, конечно, не светит слава Skyrim — она экспериментальный и не шибко выверенный проект, недочетов в космосе тьма. Но с удовольствием по нему летать это не мешает.

Оценка Riot Pixels76%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i7-6800K/Ryzen 5 2600X
16 Гб RAM
GeForce 1070 Ti/Radeon RX 5700
125 Гб на SSD

Core i5-10600K/Ryzen 5 3600X
16 Гб RAM
GeForce RTX 2080/Radeon RX 6800 XT
125 Гб на SSD

Summary
Review Date
Reviewed Item
Starfield
Author Rating
41star1star1star1stargray