MC Pixel: Ричард Жак, ёж Соник и саундтрек Primal Carnage: Extinction

mc-pixel-12-june-2015.jpgЕще во второй половине 1980-х Sega начала серьезно относиться к музыкальному сопровождению своих проектов (за эволюцией саундтреков, кстати, можно понаблюдать в Sonic & All-Stars Racing Transformed). Композиторы получали большие деньги на запись (даже когда Dreamcast горела на всех фронтах) и, как правило, свободу действий. В итоге звук в играх частенько оказывался на высоте. Значимые имена можно перечислять долго: Хироси Кавагути, Говард Дроссин, Масато Накамура, Дзюн Сэноуэ, Ричард Жак… вот про Ричарда Жака сегодня и предлагаю поговорить, а именно – о Sonic 3D Blast, Jet Set Radio, Metropolis Street Racer, Headhunter, James Bond 007: Blood Stone и Sonic & All-Stars Racing Transformed.

Primal_Carnage-Extinction-Surviving_the_Horde_OST__cover1200x1200.jpg Primal Carnage: Extinction – Surviving the Horde Soundtrack
Издатель: Gareth Coker
Дата релиза: 06.06.2015
Продолжительность: 19:21

Совсем недавно мы слушали саундтрек Ori and the Blind Forest и хвалили его создателя, Гарета Кокера, за красивые клавишные мелодии. А на свежем EP Primal Carnage: Extinction – Surviving the Horde он вдруг предстал знатоком ломаных ритмов и любителем ржавых сэмплов. Впрочем, со «вдруг» я переборщил – еще три года назад британец опубликовал дорожку Primal Carnage, где было навалом метала/индастриала. Одна беда – звучала она излишне прямолинейно, в отличие от новой работы. Пять треков с EP появились в игре вместе с режимом Survival, суть которого – отбивать накатывающие одну за другой волны динозавров. Собственно, все композиции по схожей схеме и построены – с нарастающим напряжением. Создается оно по-разному – то ритмом, делающим из ушей отбивную, то зычными трубами. Как итог – просыпается легкое беспокойство. И оно только нарастает после многократного прогона треков. Вызвано это ощущение, само собой, не виртуальными хищниками, а музыкой – ее слишком мало. Кокеру стоит подумать о выпуске полноценного альбома!

Обратить внимание: Facing the Horde, Overrun By Compsognathus, The Hunt for the Freak, The Tyrants

Купить: Bandcamp



Games Bond

Richard_Jackues__image420x280.jpg2 апреля британцу Ричарду Жаку (Richard Jacques) исполнилось всего 42 года – и это не опечатка. А ведь он пишет музыку для игр с 1994-го и широко известен как минимум полтора десятка лет – с релиза Headhunter, выделявшейся «живым» симфоническим саундтреком. Жаку очень повезло на старте карьеры – он нашел работу буквально через пару дней после того, как получил образование. И где! В Sega Europe. Впрочем, места штатного композитора он заслуживал – к 1994 году за плечами молодого музыканта уже были несколько рок-групп и джазовых ансамблей, две музыкальные школы, Королевская академия музыки и целая россыпь инструментов (от тромбона до перкуссии), с которыми Ричард крепко сдружился.

Sonic_3D_Blast_OST__cover800x800.jpgВот и в Sega Europe в Жаке нисколько не сомневались и доверили Sonic 3D Blast (речь о версиях для Saturn и PC) – первого «трехмерного» «Соника». И здесь, и впоследствии британец придерживался одного важного правила – сочинять как можно более разнообразную музыку (естественно, если жанр не требовал обратного, как в Headhunter или Blood Stone). Потому на этапах Sonic 3D Blast веселенькие номера (Spring Stadium) звучат наравне с серьезными, если не сказать печальными (Volcano Valley), а от темы битвы с Роботником вообще веет «готичностью». Мой фаворит – трек с подернутого туманом уровня Rusty Ruin, расслабляющая клавишная мелодия в стиле Стефана Пика.

Если принять за мерило музыкального наследия «Соника» нетленку Staff Credits, присутствующую в программе Video Games Live, то выясняется, что дорожка Sonic 3D Blast дарит примерно те же самые ощущения – драйва и легкой печали. Сама игра, эксперимент по переносу синего ёжика в третье измерение, хитом не стала, из-за чего и саундтрек не удостоили официального релиза (правда, никто не запрещает запустить на Saturn диск с игрой как музыкальный). По качеству работа Жака намного превосходила саундтрек Дзюна Сэноуэ для Genesis, однако в истории осталась именно последняя – просто Дзюн обильно процитировал ее в Sonic Adventure, главном хите Dreamcast.







Jet_Set_Radio_Original_Soundtrack_2012__cover600x600.jpgУ Jet Set Radio, как и у Sonic 3D, тоже не сложилось с продажами. Зато ее саундтрек, блиставший красками различных стилей (японский поп, хип-хоп, классический рок, фанк…) едва ли не ярче самой игры, был издан и даже переиздан. Большую часть музыки написал Хидэки Наганума (обратите внимание на классный бас в Humming the Bassline, утянутое из Gimme Shelter вступление в Rock It On, а также Sneakman), но немного славы досталось и Ричарду Жаку – он сочинил Everybody Jump Around, выделяющуюся фанковой гитарой.

Jet_Set_Radio_Future_Original_Sound_Tracks__cover905x905.jpgВ продолжении, Jet Set Radio Future (2002), у британца было чуть больше работы – на его счету What About the Future и Bokfresh. Первая построена на мягком бите в синтезаторном обрамлении, вторая – на стыке фанка/хип-хопа с неплохой ритм-секцией. Главным по музыке в JSRF снова оказался Наганума – его стараниями тут очутились несколько гитарных «боевиков», индастриал и j-pop от приглашенной группы Guitar Vader. Вдобавок ряд динамичных тем в саундтрек влепили The Latch Brothers во главе с Майком Даймондом из Beastie Boys. Есть у JSRF OST и значительный минус – тут многовато заимствований из первой части. Но впечатления от прослушивания это ничуть не портит.








Metropolis_Street_Racer_OST__cover700x700.jpgГонки Metropolis Street Racer (2000) – еще один интересный эксперимент родом с планеты Dreamcast. Хотя состязаться здесь можно только на улицах трех городов (Токио, Лондон и Сан-Франциско – до недавнего времени именно в них располагались основные офисы Sega), зато ландшафты воссозданы с большой точностью, есть встроенная система, сверяющаяся с часами приставки и подгоняющая под них время суток в игре, а за эффектные и результативные действия на трассе игрок получает бонусные баллы Kudos (да, точно так же называлась известная любому владельцу DC и PS1 пиратская контора), от которых, собственно, прохождение и зависит. Что до музыки, то в каждом городе работает по несколько радиостанций, и все композиции для них написал Ричард Жак. В Лондоне звучит легкая «попса», в Токио – опять же, поп, но есть и механический инструментал, а интереснее всего в Сан-Франциско – здесь и хип-хоп, и кантри, и быстрые гитарки. Треков очень много – иначе бы короткая дорожка быстро приелась на 200+ трассах MSR. Меж тем, самую удачную тему бессмысленно искать по радио – она ждет в меню.





Headhunter_OST__cover450x345.jpgВдоволь наигравшись с виртуальными инструментами и не без успеха попробовав свои силы в различных жанрах, Жак решил рвануть на повышение – к более серьезной (классической) музыке. Для этого пришлось, во-первых, уйти из Sega и основать собственную компанию (Ричард возглавляет ее по сей день) и, во-вторых, подыскать соответствующий проект. Им стал шутер Headhunter (2001).

Вдохновленный фильмами о Джеймсе Бонде и саундтреками Дэвида Арнольда, Жак настоял на записи оркестра, что позволило четче расставить музыкальные акценты, особенно в «стелс»-темах с соло отдельных инструментов. В саундтреке (он издавался дважды) рекомендую обратить внимание на Escape from the Lab, Jack’s Theme, Assault on the Mall, Ramirez at Bay, Aquadome, The Queen of Hearts, A Dark Secret и End Credits. Оркестровка вышла одновременно динамичной и драматичной (и даже с налетом мистики, как в Jack’s Dream). Кое-где выпирают синтезированные элементы (Jack’s Theme), а симфоника кажется шаблонной (Ready for Action), то есть, несмотря на великолепие дорожки, простор для работы над ошибками оставался. Ею Ричард занялся в Headhunter: Redemption, а финальную точку поставил в James Bond 007: Blood Stone.









James_Bond_007_Blood_Stone_OST__cover450x345.jpgПути Bizarre Creations и Жака со времен MSR пересекались не раз. Последний пришелся на Blood Stone. Агрессивное очарование «бондианы» британцу удалось точно передать напряженными струнными (No More Bets, Bond Confronts Rak), красивейшими партиями духовых (Rogue Agent, Athens Harbour Chase), динамично меняющимися ритмами, «нуарными» клавишными и, конечно, знакомыми лейтмотивами. Саундтрек доступен для бесплатного прослушивания на SoundCloud. Целиком.






Sonic__All_Stars_Racing_Transformed_Original_Soundtrack__cover1200x1200.jpgПосле Sonic 3D Blast Ричард Жак еще не раз возвращался к приключениям забавного ёжика. На его счету саундтрек Sonic R (iTunes), участие в Sonic and the Black Knight (вместе с Дзюном Сэноуэ, Говардом Дроссином и Томми Талларико), Sonic Generations и др. Нам интереснее всего Sonic & All-Stars Racing Transformed, так как для этой игры все ремиксы и дополнительную музыку делал только Жак.

Под дополнительными тут подразумеваются чисто технические треки вроде Pause, Options и т. п., а также вступительный номер и титры. Ничего плохого о них сказать нельзя – мощно, позитивно, вдохновляюще. Но ремиксы куда интереснее, несмотря на вторичность, потому что позволяют взглянуть на творчество композиторов Sega за два десятилетия, от Space Harrier и After Burner до Skies of Arcadia и Billy Hatcher and the Giant Egg. Пусть не везде подобраны лучшие моменты из саундтреков, однако часы в компании с альбомом пролетают незаметно.






* * *

Sega переживает не лучшие годы, а у Ричарда Жака все наоборот. Он то и дело отмечается в крупных проектах (Mass Effect, Forza Motorsport 4), участвует в Video Games Live, регулярно выходят CD с его треками – в основном благодаря безумной популярности музыки из Sonic the Hedgehog в Японии… Через пару недель у ежа очередное выступление, на сей раз в роли главного героя «мобильной» Sonic Runners. Хм, и с каких это пор только у композиторов дела идут хорошо?

Новинки текущей недели

Энтузиасты с OverClocked Remix представили новый альбом – Rebellion, вдохновленный музыкой Final Fantasy 2.


Джейк Кауфман выпустил очередную пластинку – Adventures of Pip OST. С Bandcamp саундтрек можно скачать бесплатно.