Серии концертов игровой музыки Video Games Live через 3 месяца исполнится 10 лет. В начале 2000-х трудно было предположить, что подобные выступления окажутся интересны массовой аудитории – но нет же, шоу собирает площадки на 10, 20, 30 тысяч зрителей. Не забывают организаторы и о том, чтобы регулярно радовать поклонников релизами музыки на компактах и в «цифре» – их набралось уже четыре. А главное – VGL не сбавляет темп, в текущем году состоялось 17 концертов, и впереди еще столько же.
Ждал бы VGL столь крупный успех, если бы у руля этого колосса стоял не Томми Талларико, а кто-то другой, менее агрессивный и мыслящий, так сказать, в академическом ключе? Сильно сомневаюсь. В свое время американец одним из первых записал для видеоигры «живую» гитару (Sega CD-версия The Terminator) и первым среди коллег выпустил CD с саундтреками, причем на солидном лейбле – Capitol Records. Ну и, в конце концов, Томми сочинил музыку для нескольких десятков классных проектов. Жаль только, сейчас он это дело забросил. Конкурентов у VGL предостаточно (вспомните шоу Play! A Video Game Symphony или Symphonic Game Music Concerts), но тягаться с Талларико никому не под силу. В чем секрет его успеха?
Video Games Live: Level 4
Издатель: Video Games Live
Дата релиза: 18.02.2015
Продолжительность: 43:43
Начнем с конца. Последний на сегодняшний день релиз VGL датирован 18 февраля сего года. Несмотря на приставку Live у каждого трека, звук бережно обработан в студии, а гула публики, обычно сопровождающего подобные диски, и вовсе нет. По набору номеров это, пожалуй, самый слабый выпуск VGL – не из-за того, что Талларико потерял вкус, а по причине «раскрученности» мелодий. В самом деле, кто не узнает темы из WoW или Metal Gear Solid 3? Для любителей же ретро тут припасены только композиции из Donkey Kong Country, FF6, The Legend of Zelda да Earthworm Jim. Посвященное червячку «попурри» – единственный трек в рок-обработке, почти все остальные – симфоника от и до. Увы, задора, обычно сопровождающего диски VGL, на этот раз не ощущается. Впрочем, отрицательные впечатления скрашивает вышедший 15 марта под лейблом VGL и с Талларико в кресле продюсера трогательный Through Time and Space: Chrono Piano Album. Вот на него стоит потратиться.
Обратить внимание: Donkey Kong Country; Cave Story; Metal Gear Solid 3 – Snake Eater; Uncharted 2; Earthworm Jim
Купить: iTunes, Google Play (VGL: Level 4); iTunes, Google Play (Through Time and Space: Chrono Piano Album)
Когда энергия бьет ключом (гитарным)
За 10 лет своего существования шоу Video Games Live ни разу не забуксовало, что связано с громадным опытом его основателя и исполнительного продюсера – Томми Талларико. Он поддерживает связь с рядом композиторов из США и Японии (от Фрэнка Клепаки до Акиры Ямаоки), в организации концертов сотрудничает с музыкальной компанией TMS, а программу выступлений составляет только из хитов, на которых выросло не одно поколение игроков, в том числе сочиненных самим Талларико.
Тем не менее, когда в 2002-м американец начал готовить свой новый проект, перспективы были отнюдь не радужными. Дебютный концерт планировалось отыграть уже на E3 2003, а затем повторять его ежегодно и, возможно, даже кататься по миру. В итоге, несмотря на подключение к проекту еще одной живой легенды, Джека Уолла (Myst 3: Exile, Mass Effect), реализация затянулась аж на 3 года. Впервые с оркестром, хором, пиротехникой и громадными видеомониторами VGL грянуло 6 июля 2005 года на сцене The Hollywood Bowl в Лос-Анджелесе перед 11 тысячами зрителей. О дальнейших вехах истории проекта вы наверняка знаете: Video Games Live: Volume One • Level 2 • Level 3.
В первые годы Талларико и Уолл достаточно осторожно прощупывали аудиторию: в 2005-м состоялось всего 3 концерта, в 2006-м – 11 (шоу выбралось за пределы Северной Америки и заехало на слеты вроде GDC), в 2007 – уже 29. Темп начал напоминать концертный график какой-нибудь популярной группы, география – тоже: США, Канада, Новая Зеландия, Бразилия, Южная Корея… Выступления в городах неизменно проводились с местным оркестром, на сцену приглашались именитые деятели индустрии, среди зрителей устраивались косплей-конкурсы и соревнования по набору очков в Guitar Hero и Space Invaders (собственно, инопланетянин из этой аркады и изображен на лого VGL).
В 2008-м на волне успеха Талларико решился на запись официального CD. Диск вышел в июле на лейбле EMI Classics и объединил музыку из игр от NES до PS2. В создании поучаствовал словацкий Национальный симфонический оркестр, также на пластинку попало несколько live-версий треков с концертов в Бразилии и Мексике. Томми не обошел вниманием как актуальные проекты того времени (например, God of War Theme, украшенную вокалом Синди Шэпиро, супруги Уолла), так и классику вроде «Коробейников» из «Тетриса». Акцент же тут сделан на серии Myst (к сожалению, оригинальная Myst Theme Робина Миллера воспроизводится лишь мимоходом) и Halo, в «попурри» из композиций которой вгрызлись с гитарами Талларико и Стив Вай. Интересный момент – на диск попал трек Tron Montage Уэнди Карлос, что, впрочем, неудивительно, если учесть, что именно «Трон» (1982) ненавязчиво и исчерпывающе запечатлел расцвет индустрии классических аркадных автоматов. А единственный трек на альбоме, обошедшийся без оркестра с хором, – это Castlevania Rock, «металлическое» признание Томми в любви к играм Castlevania, Dracula’s Curse и Symphony of the Night. На гитаре в нем, кстати, подыгрывает Дуизил Заппа, сын Фрэнка Заппы.
«Бум» VGL пришелся на 2008-2009 годы, за это время состоялось аж 103 концерта. В 2010-м организаторы сделали короткий перерыв, связанный с подготовкой нового альбома и концертного DVD/Blu-ray. Диск в итоге попал в чарт Billboard, а задействованный в программе трек Baba Yetu из Civilization 4 выиграл премию Grammy.
Второй релиз определенно удался. Да, тут приходится закрывать глаза на повторы с первого компакта (Warcraft Montage, Advent Rising Overture, God of War: Revenge and Redemption…), зато создатели исправили главную ошибку Volume One – на новой пластинке много Кодзи Кондо, от джаза Super Mario Bros. Medley до потрясающей оркестровки The Legend of Zelda Suite. В стремлении расширить аудиторию релиза Талларико также добавил на пластинку «нарезку» из Chrono Trigger и Chrono Cross и мелодию из титров Sonic the Hedgehog. Мощная ритм-секция и оркестр буквально вдохнули в нее вторую жизнь, что, в общем-то, можно сказать и о других композициях с древних приставок. Новые аранжировки прошибают куда сильнее, чем оригиналы. Ну а мой любимый трек с Level 2 (не сочтите за наглость) – Mega Man Montage, где друг друга пытаются перереветь гитара Томми, флейта и трубы.
Еще один плюс Level 2 в том, что студийную запись разбавили возгласами зрителей с концертов, из-за чего создается впечатление присутствия на выступлении. Для полноты ощущений советую ознакомиться с видеоверсией шоу в Новом Орлеане от 1 апреля 2010 года. Там запечатлены замечательная флейтистка Лора Интравия, мальчик, выбивающий в Guitar Hero 200000+ очков на сложности Expert, сессия «настольного тенниса» с Ральфом Баером и много других интересных фрагментов.
В 2010-2014 годах Талларико и компания давали от 25 до 40 концертов. Деньги на выпуск CD было решено добыть на Kickstarter – в итоге кампания оказалось успешной, вместо запланированных $250 тыс. собрали чуть больше $285 тыс. Этот релиз примечателен тем, что в студии отметились такие «звезды» как Акира Ямаока, Норихико Хибино (Metal Gear), Питер Макконнелл, Клинт Баджакян и др. Некоторые, как Майкл Лэнд, исполнили собственные произведения (The Secret of Monkey Island), другие просто подыграли. Оркестр усилили полноценной рок-секцией, включили в список Dragonborn Theme, отдали дань уважения юбилею серии Legend of Zelda… в общем, что еще для счастья надо-то?
Level 3 – самый разнообразный среди релизов VGL. Тут есть треки из Journey, Dota 2, Beyond Good & Evil, «Коробейники» в оперном исполнении, даже аркадный Street Fighter 2: The World Warrior захвачен! Талларико угадал с тем, что от гитарного сопровождения популярные композиции только выиграют – в Pokemon Theme гитара, кстати, тоже получила уйму времени. Однако, как бы хороша она ни была, у многих «Покемоны», уверен, ассоциируются с лихим «опенингом» Джейсона Пейджа из анимационной адаптации серии игр.
* * *
Вряд ли симфонические концерты VGL пользовались бы вниманием, не разбавляй их Талларико роковым драйвом, общением с публикой и световым/лазерным шоу. На Kickstarter проект тоже оба раза принимали с распростертыми объятиями – еще бы, ведь «минимальным бонусом» там шли диски с дополнительной музыкой (записанной с мастерами вроде Фрэнка Клепаки или Дэнни Барановски). Единственную претензию к VGL сформулирую кратко – очень мало внимания уделяется музыке из PC-игр (по крайней мере, судя по дисковым релизам). Поклонников у Intermission from Doom никак не меньше, чем у Scars of Time из Chrono Cross.