Рецензия на Kenshi

Автор: SNOR

Как выжить в суровых и безжалостных постапокалиптических реалиях? Можно выращивать репу на ферме или, скажем, ковать острые катаны. Или под покровом ночи тихо выносить репу и катаны с чужих складов. Кто-то быстро загремит в рабство – его заставят до посинения махать киркой под присмотром вооруженной охраны. Те, в ком жажда приключений сильнее здравого смысла и инстинкта самосохранения, пойдут в странствующие воители – жить с мечами и болезненно умирать, само собой, от них же. А самые предприимчивые соберут эту братию под свои знамена и с ее помощью спустят шкуру с нахальных соседей. Война ведь, как известно, неизменна.

Kenshi – попытка воплотить в жизнь безумную мечту; масштабная и “хардкорная” RPG с открытым миром, в которой позволено быть кем угодно и самостоятельно создать уникальную историю. Крис Хант отважно разрабатывал ее в одиночку 6 лет, а потом, получив в Steam “зеленый свет”, – еще столько же во главе маленькой независимой студии. Достойная уважения целеустремленность. Жаль, результат трудов поражает отнюдь не в хорошем смысле.

Eat Pray Kill

Разработка: Lo-Fi Games
Издание: Lo-Fi Games
Жанры: RPG/Pausable real-time/3rd Person/3D
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Проект Ханта и компании крайне своеобразный, загнать его в какие-то привычные рамки сложно. Теоретически это партийная игра, но скитания в гордом одиночестве – предусмотренный и одобренный авторами путь, только очень трудный. Громоздкий интерфейс и управление напоминают старинные RTS, и Kenshi действительно может стать стратегией – если вы пожелаете командовать крупными силами и сумеете их себе заполучить. Не привлекает стезя великого полководца? Хорошо, станьте наемником-авантюристом. Или искусным ремесленником. Или гордым владельцем собственной лавки. Или “романтиком с большой дороги”. Концепция лишенной сюжета ролевой “песочницы” раскрыта даже более полно, чем в многочисленных частях Mount & Blade; нам выдают большой причудливый мир и предлагают в нем попросту жить – так, как захочется.

Когда-то давно на этой планете существовала продвинутая цивилизация с высокими технологиями, но ее стерли с лица земли разрушительные войны. Прошли годы, и на обломках выросло своего рода “аугментированное средневековье”: по ночам улицы городов освещают электрические фонари, запитанные от ветрогенераторов, однако воюет народ мечами и арбалетами, а обитает преимущественно в крепостях. Три крупных государства и уйма фракций помельче неустанно спорят между собой – религиозным фанатикам, рабовладельческой империи и прочим трудновато найти общий язык. В пустошах хозяйничают многочисленные шайки бандитов и дикое зверье экзотического вида. Экзотики вообще хватает: антропоморфные разумные жуки сосуществуют с роботами, с небес периодически льют кислотные дожди… Для полного счастья полотно припорошено японским колоритом – кругом самураи, синоби, характерные головные уборы, катаны и вакидзаси.

Эклектика ситуацию не портит – вселенная получилась цельной и даже впечатляющей. Kenshi далека от шутливого тона Fallout, она предпочитает мрачность и натурализм. Бедствующие рейдеры в жутком рванье, ржавые мечи, племена людоедов, длинные вереницы закованных в кандалы невольников, жуткие твари в болотистых зарослях, опустошенные руины тысячелетней давности… Здесь веет сразу и “сдвинувшейся с места” реальностью Кинга, и “Безумным Максом”, и “Дорогой” Маккарти – подчеркнуто жестокий и страшный закат времен. Правда, с внешним видом у него проблемы. Дело не в том, что графика безнадежно устарела (хотя игра, бесспорно, похожа на гостью из прошлого), просто бесчисленные квадратные километры пустынь, скал и болот в принципе выглядят бедно и уныло.

Смотреть галерею скриншотов Kenshi

Безжизненными пейзажи не назовешь. В округе без конца что-то происходит: “челноки” перевозят добро на спинах вьючных животных, бандиты бегают туда-сюда и потрошат путников, отряды воюющих группировок режут друг друга, наемники бродят по дорогам в поисках заработка, звери спешат по своим таинственным звериным делам, полоумные монстры нападают на города… Мир живет, плодя целые цепочки событий без участия игрока. Вот банда голодранцев схлестнулась с отрядом ниндзя: синоби победили и отправились восвояси, оставив противников умирать, но не тут-то было – процессия работорговцев обнаружила израненных гопников, перевязала их и забрала с собой, нацепив на каждого колодки. А потом на караван с живым товаром напала стая матерых диких собак, и кто-то из пленников в суматохе умудрился сбежать… Естественно, такие приключения могут произойти и с нами, и никто не гарантирует, что итог будет столь же благополучным.

Стремление Lo-Fi Games к “хардкорному” реализму и количество нюансов заставляют вспомнить не то Dwarf Fortress, не то знаменитый вымышленный проект, который принято ждать “джва года”. Нам нужно регулярно есть, каждая часть тела имеет собственную полоску “здоровья” и способна кровоточить, раны накладывают на параметры заметные штрафы и довольно медленно заживают, какую-нибудь конечность можно вообще потерять с концами – будете страдать без нее, пока не раздобудете кибернетический протез. Серьезно побитый герой надолго теряет сознание, становясь легкой мишенью для всяческих непотребств, и не факт, что он придет в себя без своевременной медицинской помощи. Вышеупомянутые кислотные дожди оставляют на незащищенной коже химические ожоги, пыльные бури мешают вести бой, переносимый вес критически влияет на скорость бега – одним словом, серьезный подход.

Смотреть галерею скриншотов Kenshi

Взять, например, проработку роботов, прозванных “скелетами”. Для неорганического персонажа действует целый ряд особых правил. “Железяк” не беспокоит ни голод, ни едкие осадки, они невероятно крепки, зато вынуждены использовать дорогие ремкомплекты вместо бинтов и аптечек. Вдобавок металлические детали получают перманентные повреждения – чтобы починить их полностью, необходимо отыскать или сконструировать специальный аппарат для техобслуживания. Всего доступных рас четыре; компанию машинам составляют люди разных цветов, разнокалиберные “насекомые” Роя и серокожие рогатые великаны-“шеки”. У представителей “живых” народностей, естественно, тоже есть сильные и слабые стороны, хоть и не настолько явные.

Ролевая система обширна: характеристик минимум (сила, ловкость, живучесть и восприятие), а вот навыков уйма, от владения разными видами оружия до атлетики, робототехники, инженерного дела и стряпни. И умения, и атрибуты самостоятельно растут при использовании, как в Kingdom Come: Deliverance: побегали с тяжелым грузом – стали сильнее и атлетичнее, помахали катаной – научились бить ей больнее и улучшили координацию движений. Развивать себя разрешено в любую сторону, корректируя общее направление прямо на ходу. Готовых классов нет, но никто не мешает задать подходящие стартовые условия: начать игру странствующим торговцем, командиром отряда охотников на каннибалов, рабом или даже разыскиваемым преступником. Да здравствуют свобода и “хардкор”! Эх, как же было бы здорово, если бы помимо них присутствовало что-нибудь еще…

Смотреть галерею скриншотов Kenshi

Описания, похожие на наивные фантазии о мифической “идеальной RPG”, не врут ни единым словом – игр с таким обилием возможностей мало. Хотите исследовать пустоши с мечом наперевес? Пожалуйста. Налечь на бизнес? Сколько угодно. Строить города, собирать армии и учинять крестовые походы? Ваше право. Часами ползти где-нибудь в глуши и потихоньку истекать кровью? Нет ничего проще. Только тратить время на все эти увлекательные дела совсем не тянет – Kenshi ужасает и концептуальными решениями, и уровнем исполнения.

Разработчики неспроста хвастают “самым большим миром со времен Daggerfall“, карта огромна… и по большей части абсолютно пуста. Кое-где натыканы поселения и бандитские лагеря, а если повезет, можно встретить какие-нибудь руины, но найти среди бескрайних “копипастных” просторов (870 квадратных километров!) что-то достойное внимания – задача непосильная. Здесь практически нет любопытных мест и связанных с ними интересных историй, лишь равнины и горы, наводненные пачками могучих врагов. К слову, от них предстоит бегать до тех пор, пока вы не обзаведетесь крупным отрядом или не разовьетесь в машину смерти – то есть очень, очень долго. Побеждать превосходящие силы мудрым командованием затруднительно – сражения проходят по принципу “ткнуть курсором в противника и болеть за наших”.

Смотреть галерею скриншотов Kenshi

Наполнять свою “песочницу” заданиями авторы, видимо, сочли лишней морокой. Нам припасли немного охоты за головами… и все. Действительно, нельзя же ограничивать священную свободу игрока какой-то там наемной работой. Побеседовать тоже почти не с кем. Наши компаньоны обычно хранят гробовое молчание, один-двое “говорящих” NPC на крупный поселок – совершенно нормальная картина, да и с ними в лучшем случае дадут перекинуться парой фраз. Не до болтовни, знаете ли, расти надо и деньги зарабатывать: убивать рейдеров и хищников, предварительно заманив их в радиус действия могучей городской стражи, тащить из магазинов все, что плохо лежит, сбывать добычу. RPG же, не “кинцо” какое-нибудь…

Веселья добавляют “баги”; впрочем, в Kenshi порой сложно уловить, что обусловлено программными ошибками, а что – сумасшедшей внутриигровой логикой. Голодные оборванцы, нападающие с криками “Гони жратву!”, изобьют вас до полусмерти, однако жареное мясо из рюкзака не заберут – настоящие джентльмены. За попытку обобрать поверженного врага героя порой объявляют вне закона; мало того, для этого рассчитывают шанс карманной кражи, так что вроде как умирающие бедолаги способны вставать на ноги пять-шесть раз подряд, дабы поймать вора за руку. Однажды в мой скромный новенький сарай заявились ниндзя-грабители: вошли, сгрудились вокруг сундука и сосредоточенно стояли так несколько часов кряду. Консилиум провести негде было, что ли… А вот отряд государственных сборщиков податей отпугнула запертая деревянная дверь; вообще, их можно взламывать или без затей вышибать, но “налоговиков” хлипкая преграда ввела в ступор, вынудив уйти ни с чем.

Смотреть галерею скриншотов Kenshi

Показательно, что без идиотизма ИИ игра толком не в состоянии генерировать занятные ситуации. Ну да, нас могут побить и утащить людоеды. Или работорговцы. Или чудовища-туманники. Большинство здешних “удивительных историй” примерно одинаковы: еле-еле убежал от недругов, три часа полз куда-то там, помер от потери крови в метре от торговца с бинтами. Остается ковырять ресурсы, возводить домики и налаживать производство. Конечно, если сумеете не уснуть с тоски – процесс-то напоминает убогие сетевые “выживалки”.

* * *

Песочница, в которую забыли насыпать песок.

Оценка Riot Pixels54%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon x2
6 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
14 Гб на винчестере

Core i5/Phenom x4
16 Гб памяти
видеокарта с 4 Гб памяти
14 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Kenshi
Author Rating
31star1star1stargraygray