Рецензия на Jon Shafer’s At the Gates

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Все знают Сида Мейера, но мало кто вспомнит имена тех, кто на самом деле занимался дизайном последних частей Civilization. Джон Шейфер приложил руку к 4-му и 5-му выпускам, а потом ушел из Firaxis. С таким опытом полное название его проекта о закате Рима уже не кажется излишне претенциозным: привычка — страшное дело.

Камо грядеши

Разработка: Conifer Games
Издание: Conifer Games
Жанры: Strategy (4X)/Turn-based/Top-down/2D
Похожие игры: Sid Meier’s Civilization (серия), King of Dragon Pass
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

В At the Gates на вас возлагают важную задачу: привести к процветанию варварское племя на фоне стремительно угасающего Рима. Поначалу доступны только готы, затем можно открыть пиктов, франков, славян и проч. Несмотря на выбранный временной период и знакомые топонимы, «исторической» игру не назовешь. Карта генерируется случайным образом и на Европу совершенно не похожа, цивилизация может быть вовсе не к югу от вас, а разные народы отличаются друг от друга лишь уникальными чертами. Например, одни начинают партию со множеством непростых кланов, у других же население куда меньше и при этом – без отрицательных черт.

Смотреть галерею скриншотов Jon Shafer’s At the Gates

Кланы — движущая сила вашей державы. Они вливаются в племя с течением времени, скажем, прознав об успехах, либо же их можно где-то поработить. Здесь они выполняют роль юнитов, поэтому каждый специализируется на чем-то своем: какие-нибудь Ралмунды рубят деревья, Эмерихи ковыряют землю в поисках железа, Асканы выгоняют коров на лужайки. Что им поручишь — за то и возьмутся, хотя всегда есть шанс, что какое-нибудь семейство не пожелает топать по полям и болотам и потребует местечко в теплых кузницах. Не уважите нытиков — ухудшите их настроение, а чем злее ваши трудяги — тем меньше от них пользы.

Бывают и другие беды. Скажем, если кто-то склонен болеть неприятной заразой, то земляки не захотят сидеть с ними на одной клетке. Одни открыто враждуют с соседями, другие совершают скверные поступки, раздражая окружающих своей безнаказанностью (и сильно гневаясь, когда их все-таки наказывают). Именно относительно непредсказуемое поведение ваших людей — основной источник неопределенности в At the Gates. Когда ломаешь голову над сменой специализации капризного клана, почему-то вспоминается великолепная King of Dragon Pass — подобного менеджмента в пошаговых 4X много не бывает!

А проект Шейфера — это именно 4X-стратегия, пускай и не совсем традиционная. Как и в современных Civilization, у вас есть границы, которые можно расширять, технологии, которые нужно исследовать (точнее, специальности; каждый «листочек» на древах науки открывает какую-нибудь новую профессию для ваших бородачей), карта мира, которую желательно разведать, соседи-варвары для порабощения и Рим для агрессивной победы. Есть и город — только один, ведь главная особенность At the Gates — возможность ваших кочевников сняться с насиженного места и уйти туда, где еще остались еда, ресурсы и незанятые земли.

Смотреть галерею скриншотов Jon Shafer’s At the Gates

Все ягодные кусты, залежи угля и стада овец истощаются по мере использования, поэтому мудрый правитель постоянно изучает дальние края, чтобы в случае необходимости собрать чемоданы. Интересная механика, особенно с учетом того, что тут, как и в Civilization 6: Gathering Storm, реки выходят из берегов, хотя это скорее временное неудобство, а не серьезный ущерб народному хозяйству. Как и сильные ливни, затрудняющие движение по глобальной карте. А вот суровые зимы несут реальную угрозу: ушедшие далеко от родных земель юниты могут замерзнуть насмерть, если за ними как следует не приглядывать.

Еще в At the Gates простая и очень приятная графика: картинка смахивает на рисунок акварелью, все объекты аскетичны, но хорошо различимы. Дополняет впечатления отличная музыка. Признаюсь, первые часов 5-7, пока я разбирался во всех особенностях, игра выглядела как одна из лучших TBS на свете, претендующая на высочайшие оценки! А потом, увы, я в ней наконец-то разобрался

Победить или умереть

Больше всего меня ошарашила бессмысленность существования многих типов ресурсов и связанных с ними профессий. Ну, скажем, сами по себе всякие тряпки и напитки могут пригодиться при подготовке кадров или улучшении существующих предприятий, но нет никакого резона создавать новые производственные цепочки ради того, что вам понадобится не так уж часто. Проще закупать необходимое у периодически прибывающих торговцев, да и без многого можно спокойно обойтись.

Смотреть галерею скриншотов Jon Shafer’s At the Gates

Со специализациями еще хуже: их десятки, однако половина, если не больше, не нужна. Просто потому, что и для мирной, и для военной победы требуются конкретные вещи вроде хорошей экипировки для солдат. Однажды нащупав победный план развития, вы сможете делать в нем небольшие изменения (скажем, в отсутствие угля для производства стали налегайте на древесину), но основа будет прежней. Камень – всему голова в At the Gates, потому что шахты, пшеничные поля и загоны, построенные из него, становятся вечными. Да, активно размножающееся поголовье скота все-таки можно сожрать полностью, только для этого надо приложить серьезные усилия. Если вы нашли источник надежного строительного материала — считайте, что вы уже победили. И скорее всего выйдет так, что в игре про кочевников вам даже не придется куда-то переезжать со своей стартовой позиции!

А как же другие фракции — варвары, римляне, бандиты? Разве они не начнут вставлять палки в колеса набирающему силу государству? Не начнут. Дипломатия здесь сведена к приветственным «диалогам» и каким-то абсолютно убогим выкрикам типа «ты хороший» и «ууу, как же ты меня бесишь». За 50 часов ко мне лишь дважды вторгались соседи, а обычно им и вовсе лень пересекать общую границу. Две половинки Рима живут своей овощной жизнью на дальних концах карты и особо никак себя не проявляют. Активнее всех кровь портят разве что «нейтралы», которые и клан могут захватить, и посадки потоптать, и селение разрушить. Но вы-то его легко восстановите, тогда как ИИ-государствам подобное не под силу.

Условия победы смешны: по сути, вам все равно необходима хорошая армия, просто в одном случае вы должны лично привести ее под стены вожделенной столицы, а в другом — отправить на службу к императору через специальное меню. Едва 5 отрядов вернутся со своими дембельскими альбомами — можно жать на кнопку, которую я бы на месте Шейфера назвал куда честнее: «Победа! (впрочем, подождите еще несколько ходов и не помрите от скуки…)» Завоевательная кампания выглядит гораздо менее привлекательно: это ж надо сначала римлян найти, потом отыскать нужный город, да еще и армию к нему доставить — долго, нудно и непонятно для чего. Тут ведь даже нет достижений, зато есть неприятные вылеты на «рабочий стол», иногда сопровождаемые порчей сохранений.

Смотреть галерею скриншотов Jon Shafer’s At the Gates

Еще хватает мелких ошибок и интерфейсных неудобств. В общем, сплошное разочарование. Смотрю я на план Шейфера по доведению At the Gates до ума и задаюсь вопросом: зачем? Зачем он выпустил далекую от завершения версию под видом полноценного релиза? Полгода-год в раннем доступе — и была бы не TBS, а конфетка. Уж дизайнер Civilization 5 должен понимать это лучше всех.

* * *

Jon Schafer’s At the Gates — редчайший случай, когда мне искренне жаль ставить игре плохую оценку. К сожалению, она слишком сыра и нестабильна. Дебют каждой партии (выживание на новой карте, поиск ресурсов, укрепление племени) по-настоящему увлекает, но это не повод спешить с покупкой. Лучше периодически поглядывать на страницу игры в ожидании значимых исправлений и улучшений.

Оценка Riot Pixels55%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon XP 1,6 ГГц
2 Гб памяти
GeForce 7900 GT
2 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Jon Shafer's At the Gates
Author Rating
31star1star1stargraygray