Рецензия на Inside

logo-inside-reviewАвтор: ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

Обычный «платформер» с головоломками – это хребты уныния, через которые механически переваливаешься в нудной надежде споткнуться обо что-то интересное. Limbo со своим обширным складом ящиков, рычагов и веревок хоть и утомляла во второй половине, но все же не отпускала от монитора, затягивая вместе с пятками в депрессивный черно-белый мирок, где бедняга-парнишка то и дело оказывался в зубастом капкане или под прессом. Признаюсь, это моя любимая игра, да и от знакомых и коллег я слышал только восторженные (или как минимум хорошие) отзывы в ее адрес, так что второй проект студии Playdead я ждал с особым нетерпением. И, конечно же, ни секунды не сомневался, что Inside не превзойдет Limbo. Хе-хе, да легче поверить, что Shenmue 3 затмит оригинальную дилогию.

(С)покойный сон

Разработка: Playdead
Издание: Playdead
Жанры: Arcade (Platform adventure)/3D
Похожие игры: Limbo, Never Alone, The Swapper
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Представьте себе самый странный сон, где вы, скажем, попали в первые ряды на концерт Натальи Орейро или тренируетесь в одной команде с Патриком Клюйвертом и Эдгаром Давидсом (ну или вспоминайте ночные грезы Эрика Картмана). Представили? Значит, вы уже начали схватывать, что такое Inside. В фантасмагорической игре Playdead смешаны сумбурные ночные кошмары, хаотичные идеи, и вообще царит всеобщее помешательство.

Мальчик, нашедший сестрицу в Limbo, словно вывалился сюда прямиком из лесной темени. Кругом сыро, холодно, хлещет очень достоверный ливень, тут и там возникают психи в масках, стремящиеся задушить или застрелить героя. Время, к счастью, не наше, и в целом трудно понять, кому насолил парнишка и куда шлепает. Смерти обставлены просто, сурово и далеко не так смачно, как в Limbo, разве что в сцене с ударной волной игра уделывает предшественницу, заставляя поверить – ага, только что в двух шагах кого-то раздесятерило.

Смотреть галерею скриншотов Inside

За передрягами мальчугана в красном свитере мы наблюдаем сбоку, участвуя в них рывками стика и нажатиями на пару кнопок, отвечающих за прыжок и действие. Прекрасно, что управление сведено к скупой формуле NES, ведь от экрана не оторваться – то расползшуюся под дождем ферму покажут, то кучу хряков, сваленных в телегу. Из туш торчат паразиты – вероятно, те же, что падали нам на голову в чащобах Limbo. Лоснящиеся от чужого жира черви – не самая мерзкая карта, припасенная Playdead. Трижды подумайте, прежде чем сесть за игру с девушкой (это далеко не Never Alone).

А вот физические задачки очень радуют. Фантазию авторов никто не сдерживал больше 5 лет, отсюда и ожидаемое разнообразие. Та же история с The Franz Kafka Videogame – когда разработчика не торопят со сдачей проекта, идеи-штампы отправляются в мусорное ведро вместе с желанием по-быстрому настрогать уровни «под копирку». Кое-что Playdead позаимствовала у The Swapper – речь о головоломках с управлением сознанием здешних зомби.

Смотреть галерею скриншотов Inside

Как тут появились худющие мертвецы? Загадка. Но когда мы выбираемся из сельской разрухи в город-небывальщину, где ученые строят занятные штуковины и разбирают сограждан на запчасти, то сталкиваемся с мебелью из плоти и крови. Видов зомбированных несколько: рядовые мужчины и женщины (обреченно шагают шеренгой на глазах у таких же простых горожан – см. трейлер с E3 2014), биороботы-рабочие, замирающие в неестественных позах, когда их оставляют в покое, и бедолаги с хирургических столов, лишенные кто пары-тройки рук, а кто и головы. Playdead, следуя правилу «добавил грязи в помойку – невелика беда», не скупится на мерзкие подробности при показе результатов медицинских опытов.

По куцей информации, просачивавшейся в ходе разработки Inside, могло сложиться впечатление, что перед нами «смелая» история о «борьбе с системой». К счастью, никакого подвального «сопротивления» тут нет, так что безвольные марионетки обречены на вечный сизифов труд. Кажется, тоталитарные декорации попросту показались датской студии достаточно внушительными и убедительными, чтобы разыграть на их фоне смесь «платформера» и кукольного спектакля.

Смотреть галерею скриншотов Inside

Как и в случае с Limbo, у Playdead в очередной раз вышел… да, местами прямо-таки хоррор. Эпизоды с бешеными собаками, думаю, еще нескоро выйдут у вас из головы, особенно «игра» с ними в обветшавшем метро (мечта маньяка) – по-моему, здесь разработчики даже переплюнули знаменитую сцену из первой «Обители зла» с Миллой Йовович. А как пробирают прогулки на батискафе под водой (мальчик больше получаса проводит под нутром города)!

Что до графики, то в Inside, как вы поняли по геймплейным роликам, абстракции уступили место реализму, хотя игра тоже молчит, полагаясь на язык символов. Камера часто выхватывает удачные ракурсы, а в родную черно-белую гамму впрыснуты редкие свежие оттенки – скажем, запоминается головоломка с убийственно желтыми цыплятками. Работа с освещением по-прежнему не вызывает вопросов: безумные игры теней и фонарей (непонятно, существует тут солнце или нет) выстраивают то ли нуарную, то ли готичную картинку, которая одновременно впечатляет и давит.

* * *

Inside сильно отличается от Limbo. Разрушаемым окружением, оригинальностью (без вычурной сложности) головоломок, продвинутой физикой, возможностью плавать под водой (в том числе без батискафа), симпатичной графикой… Наконец, в отдельные ящики тут встроены моторы, подбрасывающие их вверх, – какой-никакой, а простор для «пазлов». Пропускать эту игру, как и предыдущий проект Playdead, не стоит. Возможно, три часа в ней станут для вас лучшими в компьютерных развлечениях за очень долгое время.

Оценка Riot Pixels85%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Quad Q6600/AMD FX-8120
4 Гб памяти
GeForce GT 630/Radeon HD 6570
2,3 Гб на винчестере

Core i7-920/Phenom II X4 945
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon R9 270
2,3 Гб на винчестере
геймпад

Summary
Review Date
Reviewed Item
Inside
Author Rating
51star1star1star1star1star