Рецензия на Fez

logo-fez-reviewАвтор: RANDOM_PHOBOSIS

Разработчик: Polytron Corporation
Издатель: Polytron Corporation
Сайт: Открыть
Жанры: Arcade/Jump and run/Logic/Puzzle/3D
Похожие игры: Echochrome, Crush, Superbrothers: Sword and Sworcery EP
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: «цифра», 13.04.2012 (весь мир, X360), 01.05.2013 (весь мир, PC)

Автор Fez Фил Фиш (Phil Fish) стал знаменитостью задолго до выхода своего творения, год за годом получавшего награды на престижных игровых выставках авансом, “за идею”. А ведь оно вполне могло вообще не увидеть свет: долгие пять лет разработки, юридические конфликты, финансовые трудности… Тем приятней осознавать, что наше терпение было вознаграждено сполна.

Повернись ко мне передом

На первый взгляд Fez – просто удивительно красивый “платформер”. Тут есть и уступы, и лестницы, и пропасти. Но волшебная феска позволяет герою, забавному человечку по имени Гомеc, крутить мир, поворачивая его на 90 градусов, так что пиксели оказываются кубиками (как их любовно называют разработчики – “триксели»), а мы получаем возможность посмотреть на уровень в буквальном смысле под другим углом.

При этом перспективы как таковой не существует – объекты, находившиеся и вблизи и вдали, попадают на одну плоскость. Висящие в воздухе плиты могут выстроиться в ступени, разбросанные по окрестностям планки – образовать мост. Но самое интересное, что законы проекции действуют и на Гомеса: вместо того, чтобы идти по длинному коридору, разверните его – тогда начало и конец пути окажутся в одной точке.

На вращении построено большинство головоломок, напоминающих Echochrome и Crush. Правила тут гораздо более логичны и понятны, а задачи куда увлекательнее и разнообразнее, но не слишком сложные – немного подразнив, сами охотно подталкивают к решению. Поэтому нас не покидает чувство ритмичного движения вперёд, благо погибнуть нельзя, а непоправимые ошибки отбрасывают героя всего-то на пару секунд в прошлое.

Phil-FishИстория многострадальной Fez отражена в документальном фильме Indie Game: the Movie. Увы, с выходом игры злоключения её создателя (того самого, который как-то раз отметил, что современные японские игры “just suck”) не закончились. Последней каплей стала перепалка с Маркусом Биром (Marcus Beer) из Gametrailers, после чего Фил Фиш заявил, что отменяет разработку Fez 2 и навсегда уходит из игровой индустрии.

Passion for Exploring

Главное отличие Fez от собратьев в том, что мы не решаем череду пазлов в тесных “тестовых камерах”, а путешествуем по огромному миру. Всматриваясь в выгравированные тут и там непонятные символы и  странные узоры, вчитываясь в сообщения на неизвестном языке, вслушиваясь в размеренный звон где-то на фоне, сжимая в руках геймпад, обратная отдача которого работает как-то подозрительно, постепенно понимаешь, что испытания отнюдь не ограничиваются пространственными головоломками. Напротив, они – лишь холст для подсказок к загадкам более высокого уровня.

Хотя Fez и можно пройти как обычный “пазл-платформер”, её вселенная поразит внимательного исследователя обилием секретов. Наиболее пытливые и усидчивые смогут расшифровать письмена аборигенов, научиться счёту, отыскать древние артефакты… Второе и третье прохождение откроют совсем уж головокружительные способности, а некоторая важная информация и вовсе спрятана вне самой игры.

За ручку нас не водят, но и пугать непроходимыми препятствиями никто не намерен. Непонравившиеся места разрешено обходить стороной, равно как и игнорировать премудрости, если они вдруг покажутся чересчур хитроумными. Даже бродить по разветвлённой системе разнообразных зон в своё удовольствие, любуясь невероятно подробными пейзажами, умиляясь потешной анимации персонажей и наслаждаясь тёплой ностальгичной музыкой от Disasterpeace, чертовски приятно. Правда, карта неудобна, зато на ней ясно отмечено, сколько всякой всячины мы пропустили на казалось бы исхоженных вдоль и поперёк этапах.

Смотреть галерею скриншотов Fez

Ради всего этого великолепия потерпеть стоило, тем более что лишний год ожидания для пользователей PC пошёл на пользу – нас избавили от ломавших Xbox-релиз ошибок. Досадно только, что порт не научили держать разрешения экрана, отличные от телевизионных, не обрамляя изображение чёрными полосами, – а ведь картинка настолько красива, что видеть хочется каждый пиксель.

* * *

Удивительное странствие по волшебному и загадочному, полному тайн и чудес миру.

Оценка Riot Pixels95%

Добавьте свой отзыв на игру


pixels-recommend


Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2,8 ГГц
1 Гб памяти
видеокарта с 256 Мб памяти
600 Мб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2,8 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 256 Мб памяти
600 Мб на винчестере

Look for the comments on the forum.